В данной статье рассматривается актуальная проблема направленности управления методической работой на обеспечение качества образовательного процесса. Характеризуется понятие методической работы, дана его авторская интерпретация, уточняются принципы, цели, компетенции методической работы. Дано научное обоснование концепции методической работы в образовательном учреждении. Охарактеризована проблема управления методической работой в образовательном учреждении. Теоретическая значимость и научная новизна состоят в уточнении понятия управления методической работой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Управление современной школой »
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Управление современной школой
В.В.Тишина, зам. директора по УВР
МБОУ «Сусловская СОШ»
Мариинского
муниципального района,
Кемеровской области
Управление современной школой
Современная школа – большой и сложный организм, работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников, каждый из которых по-разному несёт свою ответственность перед обществом за то, какое образование даёт данное Учреждение. Одной из таких служб является методическая служба, роль которой в работе школы трудно переоценить.
Современная методическая служба – это связующее звено между деятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
Новая школа - это новые учителя, не только хорошо знающие свой предмет, но открытые ко всему новому. В этом заключается ключевая особенность школы будущего. Современное общество предъявляет все более высокие требования к педагогу, уровню его общей культуры, интеллекту, профессиональной подготовке. Обновление системы общего образования предусматривает повышение профессиональной самостоятельности педагогов, предоставление им права на конструирование содержания образования, выбор форм и методов обучения и воспитания. Все это увеличивает степень ответственности каждого педагога за конечные результаты модернизации процесса повышения квалификации, совершенствование профессиональной компетентности и подготовку к работе в новой образовательной ситуации в связи с переходом на ФГОС ООО. Успешное развитие методической службы Учреждения возможно лишь при поддержке позитивных инициатив педагогов, налаженной системе сбора информации, связанной с инновационными разработками в системе образования.
Опыт развития методической службы создает целый школьный коллектив. Движение к новому: к сетевому общению, дистанционному обучению - это желание изменить практику, и как результат – переход к новому качеству жизни школы – вот те реалии, которые появились и должны получить качественное развитие в процессе обновления школы.
Школьная методическая служба - это системная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности, развитие способности к внедрению инновационных изменений в образовательную и воспитательную деятельность Учреждения.
Принципы создания современной модели методической службы школы.
- Коллективность (коллегиальность).
- Учет индивидуальных особенностей каждого педагога.
- Комплексный подход.
- Конкретность и актуальность содержания методической работы.
Модернизировать систему методической работы, посредством создания новой модели, способной разрешить противоречия между достигнутым уровнем методической работы и новыми требованиями, предъявляемыми по обновлению школы.
Единая методическая тема МБОУ «Сусловская СОШ» в 2014-2015 учебном году: «Совершенствование методической службы с целью обеспечения доступности качественного образования и воспитания учащихся».
Цель работы методической службы: создание условий повышения мотивации к эффективной педагогической деятельности, креализации современных образовательных технологий, электронных образовательныхресурсов.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
Продолжить работу по внедрению современных, информационно- коммуникационных технологий в образовательную деятельность с целью повышения качества образования.
Продолжить реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и осуществлять постепенный переход на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Создать условия для сохранения здоровья детей через внедрение в практику здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.
4. Продолжить работу по выявлению и поддержке талантливых детей через проектно-исследовательскую деятельность, проведение предметных олимпиад, конкурсов.
При планировании методической работы педагогический коллектив стремится отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед Учреждением.
Формы методической работы:
1.Педагогические советы.
2.Методические совещания.
3.Методический совет.
4.Методические объединения.
5.Работа педагогов над темами самообразования.
6.Предметные недели.
7.Педагогический мониторинг.
8.Организация и контроль повышения квалификации педагогов.
9.Аттестация и сертификация педагогов.
10.Конкурсное движение
Направления деятельности методической службы:
· научно - методическая (изучение, апробация, внедрение и использование передового педагогического опыта, привлечение педагогов к дистанционному повышению квалификации и участию в работе профессиональных сетевых сообществ, созданию личного сайта педагога);
· организационно - методическая (помощь молодым специалистам, помощь педагогам в период подготовки к аттестации и сертификации, организация работы всех структурных подразделений, методическая помощь в подготовке к ЕГЭ и реализации новых стандартов обучения);
· консультационная (популяризация результатов современных педагогических достижений, организация групповых и индивидуальных консультаций для педагогов);
· аналитическая (мониторинг потребностей, затруднений, проблем педагогов, связанных с профессиональной деятельностью);
Содержательные характеристики модели методической службы.
Сложившаяся в практике методической работы школы структура методической службы в своей основе остается неизменной и традиционной. Высшей формой коллективной деятельности остается педсовет, неизменными остаются и основные функции работы методического совета школы. Связь между традиционными структурными подразделениями так же остается прежней. Система повышения квалификации в целом сохраняется, предстоят лишь качественные изменения.
Новизна модели методической службы в нашей школе заключается в следующем:
· создание и организация работы мониторинг - центра (осуществляет работу под руководством методсовета, осуществляет мониторинг всех параметров учебной и воспитательной деятельности);
· организация работы проблемной творческой группы: «Преемственность» (апробация, коррекция, освоение, внедрение программы адаптации школьников при переходе на новый уровень обучения, введение ФГОС ООО);
· организация работы проблемной творческой группы «Современные педагогические технологии» (изучение, освоение, коррекция, внедрение современных педагогических технологий, мониторинг эффективности, сетевое взаимодействие с педагогами других школ, участие педагогов и учащихся в очных и заочных конкурсах);
· формирование и организация работы временных исследовательских, проблемных и проектных групп (формирование групп и определение тематики их работы планируется осуществлять как традиционно сложившимися методами, так и на основе выявления потребностей и проблем педагогов).
Помимо изменений в структуре методической службы Учреждения планируется проведение конкурсов, выставок, конференций с целью активизации методической деятельности педагогов. Конкурсы помогут выявить сильные и слабые стороны профессиональной деятельности педагогов; проведение выставок, конференций будет способствовать популяризации достижений коллег.
В результате введения данной модели методической службы ожидаем:
Повышение уровня методической активности у 30-40% педагогов. Внедрение современных педагогических технологий в практику работы
( у 100% учителей). Участие учителей - предметников в работе по переходу на ФГОС ООО. Участие учителей в работе сетевых сообществ
( не менее 80%). Повышение качества знаний учащихся (на 2-5%). Создание программ по работе со слабоуспевающими учащимися и учащимися с высоким уровнем учебной мотивации: разработка плана работы по подготовке учащихся к олимпиадам различного уровня. Повышение профессионального уровня педагогов школы.
Возможные риски.
Чрезмерная загруженность квалифицированных и методически активных педагогов. Не своевременность проведения мероприятий; выполнение намеченного плана работы не в полном объеме.
Пути преодоления возможных рисков.
Создание и введение системы стимулирования; изменение кадровой политики; проведение системного контроля за деятельностью педагогов; популяризация положительного опыта работы и профессиональных достижений; своевременное корректирование работы методических объединений.
Перспективы развития методической службы.
· Дальнейшее развитие и эффективное использование педагогического потенциала. В перспективе - всему коллективу предстоит принять участие в работе по переходу на ФГОС ООО и ФГОС СОО. Не исключено введение в структуру методической работы модульных групп и создание новых творческих лабораторий.
· Дальнейшее разрешение проблемы адресности оказания методической помощи на основе диагностики путём обновления содержания и форм обучения. Роль деятельности мониторинг- центра должна возрасти; школьный методкабинет должен стать эффективным помощником в работе учителя.
И наша общая задача – не только сохранить всё лучшее, что накоплено за долгие годы, но и приумножить достижения, чтобы выпускники нового тысячелетия гордились тем, что они учились в нашей школе.
Литература
1.Лизинский В.М. О методической работе в школе [Текст]/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.- 160 с.
2.Кульневич С.В., Гончарова В.И. Управление современной школой. Выпуск II: Органическое пособие для школьной администрации [Текст]/Ростов- н/Д: Издательство «Учитель», 2003.- 288 с.