Тренинг «Школа мастерства молодого педагога»
Цель : содействие психологической адаптации молодых педагогов к условиям работы в школе, создать деловой, творческий психологический климат:
- повышение мотивации профессиональной деятельности, определение оптимальных моделей поведения в педагогической среде;
- выбор оптимальной стратегии профессиональной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг «Школа мастерства молодого педагога»»
Тренинг «Школа мастерства молодого педагога»
Цель : содействие психологической адаптации молодых педагогов к условиям работы в школе, создать деловой, творческий психологический климат:
- повышение мотивации профессиональной деятельности, определение оптимальных моделей поведения в педагогической среде;
- выбор оптимальной стратегии профессиональной деятельности.
Девиз: понимать друг друга, уважать, прощать, любить.
Часть 1. «Знакомство»
Сделать бейджик для соседа
Каждый участник поочередно называет себя и коротко рассказывает о себе.
Часть 2. «Правила группы» (2 мин.)
Правило равноценности. Отсутствует субординация
Правило активности. От активности каждого члена группы выиграют все.
Правило корректности. Суждения не оцениваются.
Общение по принципу «здесь и сейчас»
Искренность в общении
Часть 3. «Ожидание»
Написать на стиках несколькими словами свои ожидания от тренинга. Поочередно наклеить их на плакат с ульем ( улей-школа, пчёлы – учителя)
Часть 4. Информационная часть.
Входная анкета
Теоретическая часть
А) Обработка нормативно-правовой документации
Общее среднее образование
Общие сведения
Нормативно-правовая база
Государственные стандарты
Учебные планы
Учебные программы
Методические рекомендации
Ученические олимпиады и конкурсы
Государственная итоговая аттестация
Мониторинг качества образования
Б) Составьте список школьной документации учителя и классного руководителя.
(коротко озвучьте требования)
Календарно-тематический план
План-конспект урока
Журнал успеваемости
План воспитательной работы
Личные дела учеников
Табеля успеваемости
Журнал инструктажей
Социальный паспорт класса
Портфолио молодого учителя
Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопление материалов, которые демонстрируют уровень профессионализма учителя и умение решать задача своей профессиональной деятельности.
Портфолио учителя - это уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебной и внеурочной деятельности.
Цель создания - продемонстрировать результаты своей практической деятельности (реализованные проекты, участие в олимпиадах, конкурсах и др.). Проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия относительно преодоления трудностей и достижение высших результатов.
Золотые правила учителя
1. Надо любить то, что делаешь. И идти вперед шаг за кроком.
(И. Павлов.)
2. Интеллигентом нельзя притвориться. (Д. Ліхачов.)
3. Вежливость воспитывается только вежливостью и ничем другим. (В. Джеме.)
4. «Магическая десятка»: посчитайте до десяти, прежде чем дать волю своему гневу. И он выдастся вам бессмысленным». (В. Джеме.)
5. Мудрец ищет все в самом себе, неразумный человек - в другом. (Конфуций.)
Умение заходить к классу
1. Раньше времени выясните, в каком кабинете соответственно расписанию вы будете проводить занятие, особенно когда это связано с заменами уроков.
2. В каждом классе подберите себе помощников, которые бы под вашим руководством готовили к урокам необходимые учебные принадлежности .
3. Во время перерыва отберите все материалы, нужные вам для конкретного урока.
4. Осмотрев себя перед зеркалом, после первого звонка на урок выходите с учительской и направляйтесь к классу.
5. Подождите второго звонка, дайте возможность всем ученикам зайти в классную комнату.
6. Журнал, тетрадь, учебник держите в левой руке, а правой отворяйте дверь. Не оборачиваясь, правой рукой за собой закрывайте дверь.
7. На вашем лице должно быть выражение удовлетворения и едва заметная улыбка: вы рад встречи с воспитанниками.
8. Уверенным шагом идите к рабочему столу, на протяжении двух-трех секунд внимательно осмотрите класс, чтобы охватить взглядом всех учеников и психологически настроить их на учебную деятельность.
9. Зайдя к классу, не забудьте поздороваться.
Памятка
Приходите к кабинету за несколько минут до звонка, чтобы убедиться, все ли готовое к уроку, хорошо ли расставлена мебель, подготовлена наглядность. Заходите в класс последним. Приучайте учеников, чтобы они организованно поприветствовали Вас. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это шло каждый раз все меньше и меньше времени.
Энергично начинайте урок. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашней задачи?» - это приучает учеников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять.
Привлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением.
Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем ученикам, которые занимаются на уроке посторонними делами.
Указывайте ученику, над чем ему следует поработать, чтобы получить высшую оценку.
В конце урока дайте общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети ощутят удовлетворение от результатов своей работы. Старайтесь замечать недисциплинированных учеников, но не делайте это весьма часто. Заканчивайте урок сразу после звонка. Напомните об обязанностях дежурного.
В случае недисциплинированности учеников старайтесь обходиться без помощи других. Помните: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст вам пользы, а быстрее навредит. За поддержкой лучше обратитесь к классу.
Выступление «Мои первые успехи»
Часть 5. Работа в группах
1.Основные требования к организации уроков
Требования к уроку делятся на дидактические, воспитательные, развивающие
Подберите соответствие
К дидактическим требованиям относятся: четкое определение образовательных задач урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств; внимательное отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Кроме перечисленных требований к уроку, выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и так далее
Упражнение «Успешный учитель»
Конечно, даже у самого успешного учителя были кризисы, поражения и вопросы, которые ставили его в глухой угол, но не тот учитель успешный, который не допускается ошибок, а тот, кто, сделав ошибку, не опускает руки, а проанализировав ее, смог сделать правильные выводы.
1. разбор ситуаций.
Войдя к классу на урок, учитель увидел на доске карикатуру на себя. Дети рассчитывали, что начнется поиск виновника и урок будет сорвано. Что делать? (Учитель улыбнулся, подошел к доске, подправил рисунок и начал урок. Ученики огорчились и пришли в изумление. Урок прошел нормально. Больше такого не повторялось.)
Проанализируйте действия учителя
Урок шел как обычно. Учитель приступила к объяснению. Вдруг она услышала позади себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила, что это сделал С., и, не задумываясь, строго сказала, чтобы вон прекратил скрипеть, иначе его удалят с урока. Учительница продолжила свое объяснение, но скрип возобновился. Тогда учительница подошла к С., взяла с парты его дневник и записала замечание.
Игра «Волшебный магазин»
Я продавец в волшебном магазине. Предлагаю вам обменять черты и качества, которых, на ваш взгляд, у вас многовато или вы хотите их избавиться, на те черты, которых вам недостает.