Происходящие преобразования в обществе и экономике предъявляют требования к выпускникам колледжа быть компетентным специалистом, а не просто владеть определенными знаниями. Решать эти задачи возможно в рамках практико-ориентированного обучения. Практико-ориентированное обучение – освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальном деле, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время. Мы рассмотрим реализацию этого подхода в обучении через проектную деятельность и приведем примеры использования метода проектов в сфере обучения и воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Проектная деятельность студентов" »
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Ишанкулова Р.М., заместитель директора
по учебной работе ККАО «Болашақ»
Происходящие преобразования в обществе и экономике предъявляют требования к выпускникам колледжа быть компетентным специалистом, а не просто владеть определенными знаниями. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы в главе «Обновление структуры и содержания технического и профессионального образования» определено, что в учебный процесс будут внедрены современные образовательные технологии, формирующие у обучающихся востребованные компетенции. Решать эти задачи возможно в рамках практико-ориентированного обучения. Практико-ориентированное обучение – освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальном деле, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время. Мы рассмотрим реализацию этого подхода в обучении через проектную деятельность.
Организация проектной деятельности студентов в колледже позволяет формировать у студента умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни, формировать умение самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в практику нашей работы методов и технологий на основе проектной деятельности студентов.
Суть проектного подхода заключается в том, что студент занимается деятельностью, направленной на решение реальной практической задачи. Групповая форма организации учебного проекта вынуждает участников организовывать совместную деятельность и налаживать рабочие коммуникации, то есть студенты учатся действовать в команде.
Организуя проектную деятельность студентов мы ставим следующие цели: формирование компетенций через практико-ориентированное обучение; изменение психологии ее участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных технологий на инновационные; приближение обучения к потребностям работодателей; освоение технологии проектной деятельности.
Проектная деятельность студентов является одной из форм инновационного обучения, направлена на формирование таких компетенций, как:
владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
способность применять методы теоретического и экспериментального исследования;
способность использовать логически верно устную и письменную речь;
способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
Результат проектной деятельности студентов представлен в самых разнообразных формах: сценарий, бизнес-план, сборнии сочинений, творческих работ, благотворительные акции и концерты, мини-учебник, пособие, памятки и рекомендации, рекламный буклет, сайты, фильмы, клипы, презентации и др.
В нашей практике используются разные виды проектов по характеру доминирующей деятельности – учебные, социальные, творческие, игровые, исследовательские, ознакомительно-ориентировочные, информационные.
Например, на специальности «Экономика» подготовлен учебный проект «Как открыть турфирму в Республике Казахстан?». Работа организована по алгоритму:
2. Планирование действий (изучение нормативно-правовых актов, регистрация юридического лица, бизнес-план, составление договоров и т.д.,)
3. Исследовательская работа студентов (реализация плана)
4. Выход проекта (памятка для открытия туристического бизнеса)
5. Презентация.
На специальности «Правоведение» часто используют ролевые, игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Так, в рамках сотрудничества со специализированным межрайонным экономическим судом Карагандинской области студентами ККАО «Болашақ» реализован учебный проект «Судебное заседание». В зале судебных заседаний по гражданскому делу о взыскании долга по договору лизинга присутствовали судьи областного и экономического судов, преподаватели и студенты колледжа. Куратором проекта была судья экономического суда Куспаева И.А., юрист с большим судейским стажем, модератором – Бекбергенов А.Н. преподаватель колледжа Болашақ». Студенты имели возможность отработать свои навыки в профессиональной деятельности как юристы.
Большое значение для личностного развития студентов имеет участие их в социальных проектах «Мы – против наркотиков», «Будь здоровым», «Твори добро» и др. Для детей из приюта при ЦВИАРН, для ребят из областной школы-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательным аппаратом проведены благотворительные концерты и акции по сбору средств на подарки детям. Социальные проекты – это не только помощь детям, окружающим, но и фактор личностного развития студентов.
Благодаря социальному проекту «День дублера» студенты и преподаватели получили возможность вникнуть в проблемы друг друга, укрепить взаимопонимание и доверие. Активисты студенческого самоуправления с большим интересом занимались планированием и реализацией данного проекта.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Оформление результатов проекта - в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна, рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр. Крупнейшим таким проектом в колледже стал фестиваль творческой молодежи «Звезды Болашака», который дал возможность самовыражению многих студентов и выпускников колледжа. Традиционными стали театральные постановки на казахском, русском, английском языках во время предметных недель по темам «Сказка на английском», «По страницам книг» и др.
Исследовательские проекты предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта. Определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Итоги таких проектов студенты представляют на традиционных конференциях студентов в колледже. Накопленный опыт работы позволил колледжу провести международную конференцию для студентов и школьников «Современный мир глазами молодежи» (2012г.).
Для студентов специальности «Информационные системы» организованы факультативы по темам «HTML гипермәтінді белгілеу тілінде электронды оқулықтарды жасау негіздері», «Web қосымшаларды құру», «Macromedia Flash бағдарламасы», «Основы Flash анимации» и др. Результатами работы факультативов должны стать выполненные проекты для использования в практической деятельности студентов и преподавателей. Имеются первые результаты – электронные учебники, студенческий портал, мультиязычный сайт.
Для наиболее способных студентов был создан проектный кружок, который студенты назвали «IT CLUB». В положении сказано, что «студенческий проектный кружок – одна из форм организации внеклассной деятельности студентов, направленная на формирование профессиональных компетенций, развитие интереса к будущей специальности и объединяющая студентов на добровольной основе. Основными целями работы являются: привлечение наиболее одаренной части студентов колледжа к самостоятельной творческой работе, повышение качества профессиональной подготовки студентов. Содержание деятельности студенческого проектного кружка «IT CLUB»: проектирование и выполнение различных продуктов по программному обеспечению, в том числе по заказу администрации, преподавателей, внешних заказчиков».
Руководство колледжа стремиться создать необходимые условия для реализации проектной деятельности: материально-технические (компьютеры - 125 ед., в том числе с высокими техническими характеристиками, оргтехника, фото-, видеоаппаратура, лаборатория); информационные (Интернет, программное обеспечение, библиотека); кадровые (определены преподаватели – модераторы проектов, руководители факультативов, кружков), организационные (удобный график работы, поощрение студентов и преподавателей).
Студенты - участники проектной деятельности добиваются хороших результатов при участии в различных конкурсах. Так, например, имеются такие победы: 1 место в региональном конкурсе по созданию учебных фильмов; 3 место в областном конкурсе по созданию сайтов.
Проектная технология вписывается в стратегические направления развития профессионального образования в Республике Казахстан (компетентностный подход, личностно ориентированное и практико-ориентированное обучение) и успешно интегрируется в образовательный процесс колледжа, что дает положительные результаты в профессиональном обучении, личностном развитии студентов, позволяет выпускникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, повышает привлекательность обучения в колледже.
Литература.
1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 4. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998.