Создание модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Создание модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. В данном документе рассмотрен механизм содание базовой модели внеурочной деятельности на примере МОУ "Кокуйская сош №1", пгт Кокуй, Сретенского района, Забайкальского края
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО »
Создание модели внеурочной деятельности на базе МОУ «Кокуйская СОШ №1» в условиях ФГОС НОО
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения
Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
снизить учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В начальной школы выделены основные направления внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительное направление
Духовно-нравственное направление
Общеинтеллектуальное направление
Общекультурное направление
Социальное направление.
Существует несколько типов организационных моделей:
модель дополнительного образования – на основе муниципальной системы дополнительного образования;
модель «школы полного дня»;
оптимизационная модель – на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения;
инновационно – образовательная модель – деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной) площадки федерального, регионального и муниципального уровней, которая существует в образовательном учреждении;
базовая модель – опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
В своей школе в качестве основы мы выбрали базовую модель внеурочной деятельности.
Модель внеурочной деятельности МОУ «Кокуйская СОШ №1» можно представить в виде следующей схемы (см приложение).
В своей деятельности мы стараемся придерживаться основных направлений внеурочной деятельности:
Спортивно – оздоровительное направление - формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях, спортивных мероприятиях.. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Большую помощь в реализации оказывает МУ ДОД «Кокуйская ДЮСШ» - работа секций, организация и проведение мероприятий, акций, работа спортивного отряда в рамках летней оздоровительной кампании. Воспитанники данной школы защищают честь школы на районных соревнованиях по баскетболу.
Двое учащихся в данное время обучаются в краевой школе олимпийского резерва: Болтушенко Вадим и Войталюк Александр. Лесков Артур, ученик 9 класса в этом году планирует поступление в школу олимпийского резерва, а в настоящее время находится на соревнованиях, где занял 1 место и собирается продолжить соревнования в Новосибирске. Плотникова Дарья (выпускница 2012 года), воспитанница Горяшина Евгения Валерьевича (биатлон) в 2011 году стала победителем конкурса «Надежда Забайкалья».
Духовно-нравственное и общекультурное направления включают широкий спектр видов деятельности. В нашей школе наибольшее развитие получило художественно – эстетическое направление (кружки – «Веселая капель», «Бумажный мир», «Оригами»). Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание. Помощь в реализации данного направления оказывает МОУ ДОД «Кокуйская школа искусств». Учащиеся 1-3 классов (обучающиеся в режиме ФГОС НОО) получают дополнительное образование в школе искусств по направлениям: эстетическое, хореография, музыкальное. Учащиеся, обучающиеся в школе искусств, являются бессменными участниками школьных мероприятий, районных конкурсов и фестивалей. В рамках летней оздоровительной кампании 2012 года в структуре пришкольного лагеря выделялся отряд «Веселые нотки». Три раза в неделю учащиеся посещали занятия по хореографии, пению и рисованию в МОУ ДОД «Кокуйская школа искусств», с ребятами работали опытные педагоги. В сентябре часть ребят, посещавших отряд «Веселые нотки» стали обучатся в школе искусств.
Задача педагога по данному направлению воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.
В школе работает кружок «Литературная гостиная» (руководитель Борисенко Э.В., учитель начальных классов). В процессе занятий в литературном кружке учащиеся совершенствуют навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.
Изобразительное искусство как интегрированный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. «Изобразительное искусство» - этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Гармонично дополняют общеобразовательный предмет кружки «Веселая акварель», «Бумажный мир», «Оригами».
Еще одним немаловажным предметов художественно – эстетического направления является музыка. В нашей школе уроки музыки проводит преподаватель из МОУ ДОД «Кокуйская школа искусств».Музыка как интегрированный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки. «Музыка» выдвигает единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.
Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
В связи с этим классные руководители проводят классные часы и беседы о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Классные часы о здоровье, правильном питании в школе проводятся при взаимодействии с ГУЗ «Сретенская ЦРБ» (фельдшер Куржумова Г.А.). Поиск и предъявление школьникам информации по перечисленным вопросам учителя находят в самых разных предметных областях познания. В рамках традиционной для нашей школы недели литературной недели проводится акция «Помоги книге» (учащиеся помогают восстановить книги в библиотеке - дать им вторую жизнь), а также «Книга для школьной библиотеке» (за счет этой акции пополняется фонд школьной библиотеки детскими книгами). Эти акции могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.
Общеинтеллектуальное направление
Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности («Веселая математика» (Козырева Т.Н.), «Эрудит» (Бочкарникова Е.В.)), через участие обучающихся в научно – практических конференциях, интеллектуальных играх (по типу клуба «КВН»), библиотечных классных часов, познавательных экскурсий, олимпиад, заочных Всероссийских чемпионатах, викторинах.
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Социальное направление
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.
Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.
Направление внеурочной работы, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность. Общественно - полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Данное направление ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся как составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Его основой является формирование и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.
Перед обучающимися государством поставлена основная задача: быть достойным гражданином России, хорошо учиться, быть способным и готовым к служению отечеству. Патриотическая работа предполагает использование самых разнообразных видов деятельности. В нашей школе мы используем следующие виды – посещение музеев (поселкового краеведческого, краеведческого музея г. Сретенск, музея боевой славы в Службе в пгт Кокуй, Нерчинский краеведческий музей). Встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, творческие конкуры (песни, рисунка, фотографии), военно – спортивные праздники («Зарничка», «день защиты детей» (традиционное итоговое по ОБЖ), вахта памяти.
В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованиянеобходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время.
Интеграция основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как зона ближайшего развития образования в России.
Наша общая задача - педагогов основного и дополнительного образования лучше узнать особенности работы друг друга, оценить те или иные преимущества в каждом виде образования и научиться умело пользоваться ими. При этом будем помнить, что все это нужно, прежде всего, нашим детям.
В
Дистанционное обучение
НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Образовательное учреждение
(учебный план)
Внутришкольная система дополнительного образования