Просмотр содержимого документа
««Современный урок – это…»»
Сценарий проведения практического семинара по теме:
«Современный урок – это…»
Психологический настрой «Все в твоих руках». Прием «Яркое пятно».
Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу:
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время сделать учеников успешными в этой жизни.
Элвин Тоффлер сказал: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Гипотезы
Для начала разберемся, что же такое современный урок в нашем понимании… (варианты участников семинара записываются на слайде) (По-вашему, современный урок – это…, в вашем понимании…, как вы считаете – что такое современный урок). Если позволите, я обобщу мнение нашей аудитории. Современный урок – это урок, который предполагает…(зачитываются записанные на доске варианты)
Современный урок должен давать современный учитель. И важную роль играет характер взаимодействия учителя с учеником. Какие отношения между учителем и учеником предполагает современное образование?
Изменения в образовательной парадигме (изначально традиционной и на современном этапе созидающей) повлекли за собой изменения взаимоотношений основных субъектов образовательного процесса – педагогов и учащихся. Данный тезис уже не требует доказательств.Большинство учителей, работающих в сегодняшней школе, формировались как профессионалы в рамках старой системы субъект-объектных отношений. Задача учителя была «наполнить» ребенка содержанием. Дети воспринимались в виде механического «приемника» передаваемых им знаний и должны были полностью подчиняться управлению со стороны учителя.
Новая педагогика требует изменения сознания, затрагивающего поведение, взгляды на мир и этические нормы. При этом изменение сознания должно происходить как у педагога, так и у учащихся. Вашему вниманию представлена таблица, содержание которой позволяет определить сущность отношений «учитель-ученик» в современной школе, их отличие от субъект-объектных отношений старой системы.
– В чем сущность взаимодействияучителя и ученика в современном образовании? Каким словом можно обозначитьхарактер их взаимоотношений? (партнеры) – Какова роль учителя в современном уроке?(создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования).
Целеполагание.
Как вы думаете, каким образом мы сможем это сделать?
Сформулируйте тему семинара.
Следовательно, тема нашего семинара «Современный урок в свете требований ФГОС».
Попробуйте сформулировать цель семинара. (Критерии современного урока в рамках требований ФГОС второго поколения).
-Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели?
.
Вхождение в тему. Метод «Ассоциации».
Уважаемые коллеги, сейчас мы разобьемся на группы и каждая группа получит задания. А задания следующего характера. Для слов «Комфорт» и «Развитие» необходимо будет подобрать ассоциации к словосочетанию «Современный урок». Все слова должны начинаться с букв, имеющихся в словах «Комфорт» и «Развитие». Например, для слова «Комфорт»- креативность, а для слова «Развитие»-результат и т.д.. надеюсь, что условия игры понятны. Составьте кластер.
Игра «Ассоциация»
Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление «комфорт» – это обстановка,. обеспечивающая удобство , спокойствие, уют. ( Работа в группах. Группа подбирает ассоциации к словосочетанию «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»)
Группа1
К
Компетентность
Креативность
О
М
Ф
О
Р
Т
Группа 2:
В критериях эффективности, выработанных выше, очень часто звучит слово «развитие». Это является одним из показателей современного урока. Задание: подобрать слова, сочетание слов к словосочетанию «современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».
Р
радость
результат
А
З
В
И
Т
И
Е
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный.
Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
«Школа призвана воспитывать учащихся - будущих выпускников так, чтобы: научить их учиться; научить жить; научить жить вместе; научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО в новое тысячелетие).
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе. Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
На первый план сейчас выходит деятельностный подход. Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Системно-деятельностный подход предполагает самостоятельное планирование путей достижения целей. Системно - деятельностный подход, который предполагает умение самостоятельно добывать знания и отдает предпочтение групповым формам работы, то предлагаем вам поработать в группах (ПРИЛОЖЕНИЕ):
Требования к современному уроку. Группа №1
Анализу урока в свете требований ФГОС. Группа №3
Задание 1 группе. Изучить требования к современному уроку. Заполнить таблицу, отражающую требования к современному уроку в соответствии с ФГОС.
Задание 2 группе. Сравнить структуру современного и традиционного уроков, проанализировать урок с позиции структуры современного урока и традиционного урока.
Бодрячки: Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой. Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед. Если уверены в своих силах, топните ногой. Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад. Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши. Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх. Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.
Задания: Поделиться приемами активных методов преподавания и обучения. 0
Анкета « Стиль преподавания»
Ответьте на вопросы анкеты
Если класс не приведен в порядок
моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание
не могу начать урок
2. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да
3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) предлагает простор для творчеств
2)Не вмешивается в мою работу
3)Дает четкие указания
4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда
5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
7.По- моему в школьном коллективе важнее всего
1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина
8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика
1) нет , это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает
9. Непредвиденные ситуации на уроках
1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу
10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю
Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.
Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения
преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы , в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Выступление с результатами анкеты «Учитель и я» , проведенной среди учащихся 5-11 классов.
№ Вопрос
1 Я люблю этот предмет
2 Данный предмет интересен
3 Нравится, как преподает учитель
4 Он нужен для будущей работы
5 Учитель часто хвалит
6 Он занимательный
7 Учитель интересно объясняет
8 Знания необходимы для поступления
9 У меня хорошие отношения с учителем
Результаты анкетирования.
А теперь сравните результаты анкеты , которую заполняли вы с результатами анкетирования детей. Вы видите , что есть над чем подумать. Все ли мы делаем ,чтобы на наших уроках детям было интересно, комфортно.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Так что же для нас современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Рефлексия Применяем методику «Ладошка». Каждый палец –это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:
большой –для меня это важно и интересно …
указательный- я получил конкретные рекомендации…
средний- мне было трудно (не понравилось)…
безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
мизинец- для меня было недостаточно…
Предлагается выступить участникам деловой игры с оценкой своей деятельности по реализации целей, поставленных в начале работы.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Задача учителя (притча)
Вывод: «Жизнь пролетает, как сновидение, и ничего не успеваешь сделать за мгновение жизни. Поэтому надо обучаться искусству жизни - самому трудному и самому важному; насыщать каждый час существенным содержанием и помнить, что он никогда не повторится»
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи (1859-1952),
американский философ, психолог и педагог
Группа 1
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Минимум фронтальной работы, максимум – индивидуальных и групповых форм работы на уроке.
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.Из этих постулатов вытекают требования к современному уроку.Доброжелательность, позитивность и конструктивность становятся важными принципами современного урока. Также необходимо сочетание разных стратегий преподавания с учётом вовлечения учащихся в деятельность через развитие универсальных учебных действий. Современный урок требует активности учащихся, открытости правил и процедур, уважения личности.
Принципы педагогической техники:
- в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора;
- не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;
- освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания;
- максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся;
- регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
В вводном слове учитель может обратить внимание на форму проведения занятия, на способы работы на уроке (в группах, индивидуально, в общей дискуссии), на возможные роли учащихся и т.п. Более точно было бы назвать эту часть инструктированием или пояснением. К организации занятия также относится создание пространства для работы (например сдвинутые столы), формирование малых групп, озвучивание ожидаемых результатов урока. Они обращены к учащимся и формулируются следующим образом (даётся условный вариант):
Учитель должен ставить не три различные цели: обучающую, развивающую и воспитывающую, а одну, обеспечивающую решение триединой цели всем строем работы на уроке. Цель может ставиться не для одного урока, а для определенного периода обучения (всего раздела, темы).
Задачи должны быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока. Должны быть сформулированы так, чтобы можно было проследить их реализацию в ходе урока («обеспечить мотивацию», «расширить представления о словах, к которым нельзя задать вопрос», «установить правильность и осознанность изученного материала»).
При формулировании ожидаемых результатов существует несколько ключевых особенностей:
формулировки максимально конкретны и проверяемы;
они связаны с компонентом знаний, умений и навыков, ценностных ориентиров (фактически обращены к универсальным учебным действиям, о которых говорит ФГОС ОО).
Например, учащиеся могут дать определение, привести 2-3 примера по теме.
Не менее важным является и мотивационныйблок. Психологи определяют мотивацию как «совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности». Для этого существуют разнообразные приёмы: рассмотрение жизненной ситуации, сравнение нескольких высказываний, обсуждение картины (плаката, карикатуры), использование фрагмента видеофильма, незаконченные фразы (предложения, высказывания) и т.п.
Общие требования к мотивации на уроке:
направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;
возможность высказывать разные точки зрения;
связь с изучаемой темой или определёнными вопросами;
необычность формы или манеры подачи материала;
доступность для понимания (простота языка и способа изложения);
проблемность или дискуссионность.
Сегодня учитель имеет значительно более широкий круг источников. Традиционные устные и письменные источники могут быть дополнены графическими, электронными, визуальными, вещественными, видеоресурсами.
Изменившаяся ситуация требует от системы образования не только загружать человека набором сведений и фактов, а создавать условия для развития умений понимать и осмысливать, искать и выбирать. Очень важно, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения), представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности). Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать с точки зрения общего и различий, синтезировать новый продукт своей познавательной деятельности, проявлять творчество, выбирать из имеющихся альтернатив, формулировать аргументы и контраргументы.
Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачёт — незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника урока к происходящему на уроке.
Ключевые положения:
оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает);
оценка не должна умалять достоинство человека;
следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности;
важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок;
оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.);
оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у школьников.
Рефлексияявляетсяне просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?
План урока должен быть точным, информативным и давать представление о содержательных единицах урока, видах упражнений, формах организации деятельности учащихся. Конечно, выполнение таких комментариев достаточно трудоёмко, поэтому не может являться обязательным требованием к каждому конспекту урока. Но для освоения ключевых идей ФГОС и осуществления учителем рефлексии собственной профессиональной деятельности очень полезно хотя бы часть конспектов выполнять в подобной форме.
Задание: изучите требования к современному уроку. Заполните таблицу, отражающую требования к современному уроку в соответствии с ФГОС
Принципы современного урока
Принципы педагогической техники
Постановка цели
Задачи урока
Веделите блоки урока (например, организационный блок...)
Группа 2
Задание: сравните структуру современного и традиционного уроков, проанализируйте урок с позиции структуры современного урока и традиционного урока
Структура традиционного урока формирование новых знаний.