Система подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации
Система подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации
В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести? В школах подготовка к итоговой аттестации реализуется в рамках программы, которая предусматривает различные направления деятельности: организационно-методическая работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации»
Система подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации
Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
В данной ситуации учителям приходится находить различные пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. В этой ситуации в наиболее выгодном положении находятся классы с углубленным изучением математики.
В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести? В школах подготовка к итоговой аттестации реализуется в рамках программы, которая предусматривает различные направления деятельности: организационно-методическая работа, повышение профессиональной компетентности учителя, изучение нормативных документов различного уровня, работа с учащимися и их родителями, аналитическая работа по результативности проведения итоговой аттестации.
Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. Выпускники школы сдают экзамен в новой форме с первых дней ведения этой формы, и поэтому целенаправленная работа по подготовке начинается ещё с 5 класса. Многие ученики приходят из начальной школы с плохим знанием таблицы умножения, таблицы сложения и вычитания в пределах 20. Что это значит для дальнейшего обучения, понимают все учителя математики. Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
тратегии подготовки к выполнению заданий по чтению.
Раздел чтение включает 2 задания: В3 и А7-А14.
В первом задании учащимся предлагается установить соответствие между текстами и заголовками. Это задание на Понимание основного содержания прочитанного. По-английски это звучит как reading for gist, skim reading или skimming. Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты.
На что нужно обратить внимание в этом разделе: внимательно читать заголовки и попытаться взаимоисключить похожие. Далее нужно найти опорное предложение, которое передает содержание заголовка. Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. Возникает проблема: как увидеть те слова в предложенном заголовке, которые отражают содержание параграфа?
Давайте посмотрим на демоверсию 2014, которую вы можете найти на сайте www.fipi.ru
В задании по чтению предлагается текст о радуге, вот только один параграф:
Many cultures see the rainbow as a road, a connection between earth and haven (the place where God lives). Legends say that it goes below the earth at the horizon and then comes back again.
In this way it makes a permanent link between what is above and below, between life and death. In some myths the rainbow is compared to a staircase connected earth to haven.
Заголовок, который соответствует этому параграфу: A bridge between worlds.
Какова же стратегия нахождения соответствия?
Предлагаю упражнения, которые можно использовать:
1. Учащиеся читают только первое предложение и пытаются найти синонимы, соответствующие заголовку: a road, a connection=a bridge (skimming)
2. Вы читаете вслух только начало предложения из параграфа, учащиеся находят продолжение, такая технология позволяет тщательнее ориентироваться в тексте и быстрее находить нужную информацию(scanning).
3. Вы даете ограниченное время для прочтения параграфа, например, 30 секунд.
Да, этого времени маловато, но учащиеся стараются вычленить ключевые слова, тем самым ускоряя процесс ориентации в тексте.
В учебниках 7, 8 и 9 классов вы найдете такие задания:
7 классМодуль 1 Extensive reading. стр. 13. упр.2
8 класс Модуль 4а стр. 58 упр. 1, 2
9 класс Модуль 1е стр.18 упр. 3
Во втором тексте для чтения учащиеся определяют, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста, какие не соответствуют и о чем в тексте не сказано.
Это задание предполагает чтение текста и полное понимание прочитанного. По-английски это звучит как reading for detailed comprehension или reading for detail. Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.
Как же работать с такими заданиями?
Во-первых, не надо читать текст от начала до конца, ведь вы только потратите время на чтение, а не на выполнение упражнения.
Сначала нужно прочитать предложения и выделить ключевые слова.
Пример из демоверсии 2014 года:
The Australian Tourist Office employs a new caretaker twice a year.
Что нужно здесь отметить: twice a year = two times a year
Затем прочитать 1 абзац и понять, как это предложение отражает содержание абзаца.
Have you ever heard of the Great Barrier Reef? It is the world’s largest coral system along the eastern coast of Australia. In February 2009 an extraordinary position was advertised by the Australian Tourist Office. The advertisement ran that the Great Barrier Reef needed a caretaker for half a year. It was a special person who would look after the Reef.
В тексте сказано for half a year, это не то же самое, что twice a year, значит ответ Not stated, то есть об этом в тексте не сказано.
Затем пошагово читаем следующее предложение и анализируем следующий абзац текста. Такая стратегия позволяет более детально поработать с текстом и сокращает время на выполнение задания.
Такие задания предлагаются в учебниках «Английский в фокусе» (Spotlight):
Обязательно нужно помнить о времени, которое отводится на выполнение заданий.
Использование таймера или секундомера позволит учащимся помнить, что время выполнения заданий ограничено.
Стратегии подготовки к выполнению заданий по грамматике и лексике.
Этот раздел был и остаётся самым сложным, результаты прошлых лет показывают, что наименьшее количество баллов учащиеся набирают именно по этому разделу.
В чём же причина? Вроде бы учителя правильно и доступно объясняют правила, используют тренировочные упражнения, выполняют и анализируют тренировочные тесты, но по-прежнему это самый трудный раздел.
Вероятно, есть объективные причины, а именно, учащимся трудно понять систему времён английского языка, т.к. в русском языке всё по-другому.
Давайте подробно рассмотрим каждый раздел задания.
В заданиях В4-В12 учащиеся должны продемонстрировать владение грамматическими навыками употребления нужной морфологической формы слова в коммуникативном контексте. 6 заданий первого уровня и 3 задания второго уровня. Задания даются в произвольном порядке, однако задание первого уровня даётся первым.
При работе с этим заданием предлагаю учащимся разделить все слова в “2 корзины”: первая – это глаголы, вторая – всё остальное.
Если посмотреть на демонстрационный вариант, то в данном разделе вы найдёте следующие глаголы: send, have, be, improve, eat, begin.
Что может “произойти” с глаголами:
определите, в каком времени весь текст
“стройный” ряд видовременного изменения глагола может нарушить только прямая речь
обратите внимание, есть ли в тексте пассивный залог
Остальные слова следующие: they, young, one.
степени сравнения прилагательных (чаще всего даются исключения)
необходимо посмотреть, что стоит до прилагательного, если артикль the, то это превосходная степень
если после прилагательного стоит than, то, без сомнения, это сравнительная степень
существительные – чаще всего исключения, и их надо преобразовать в множественное число
числительные – преобразования касаются превращения из количественных числительных в порядковые, опять же чаще всего здесь присутствуют исключения
Местоимения: they может быть their или them
Следующая, но не менее важная стратегия – тренировочные упражнения. Можно выполнить их немереное количество, но не перейдёт в качество.
В УМК Spotlight 8-9 классы достаточно тренировочных упражнений для отработки видовременных форм глаголов. Как использовать их на 100%?
Приведу один пример: 9 класс Spotlight стр.62
Раздел посвящён формам выражения будущего времени в английском языке, дано правило, примеры, но всё-таки я начинаю не с правила, а с упражнения 1в.
Есть такой приём в методике “noticing”, т.е. упражнения на осознание языковой формы, которые нацеливают учащихся на распознавание языковых явлений, развивают способность наблюдать за речевыми образцами и делать выводы о том, как они функционируют.
В этом есть логический смысл: не давать готовые образцы или готовое правило, а дать возможность учащимся попытаться самим сделать выводы на ранее изученном материале.
Второй не менее важный момент – это отработка грамматики в контексте и, конечно, преемственность от уровня к уровню.
Во втором задании В13-В18 учащиеся должны продемонстрировать владение лексико-грамматическими навыками образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте.
Учащимся предлагаются 4 задания первого уровня и 2 задания второго уровня в произвольном порядке, однако первым заданием даётся задание первого уровня.
Давайте посмотрим на демонстрационную версию, учащимся предлагаются следующие слова: possible, favour, differ, farm, fortunately, care.
Possible – impossible, possibility, impossibility; правильный вариант – impossible:
Life would be impossible without water.
При работе с этим заданием есть несколько способов работы со словами:
Составьте таблицу со следующими колонками: глагол, существительное, прилагательное, наречие. Попробуйте изменить слово по этим параметрам. Например: to enjoy, enjoyment, enjoyable.
Это не обязательно может быть таблица, но и “спайдограмма”.
Учитывая порядок слов в предложении, можно по месту положенения слова в предложении определить часть речи, тем самым дать возможность вспомнить типичные суффиксы для той или иной части речи.
В качестве тренировочных упражнений использую следующие упражнения:
Word-up game. Для этого использую карточки со словами. Например: карточки predict, predictable, unpredictable, prediction, predictability. Каждый ученик берёт по одной карточке и находит всех тех, у кого карточки с производными этого слова.
Синонимы-антонимы. Класс делится на 2 группы, у одних синонимы, у других антонимы, нужно найти пару.
Нельзя рассматривать каждое слово индивидуально, обязательно в сочетаниях, таким образом, обращается внимание учащихся на фразовые глаголы и словосочетания, а также зависимые предлоги.