Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ОГЭ по русскому языку в новой форме".
Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ОГЭ по русскому языку в новой форме".
Объяснительная записка:
Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.
Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме. С этой целью была разработана программа элективного курса “Система подготовки учащихся 9 класса русскому языку в новой форме”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ОГЭ по русскому языку в новой форме".»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 54
Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ОГЭ по русскому языку в новой форме"
Першина Елена Анатольевна, учитель русского языка
Объяснительная записка:
Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.
Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме. С этой целью была разработана программа элективного курса “Система подготовки учащихся 9 класса русскому языку в новой форме”.
Цель данной программы: целенаправленная качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.
Эта цель реализуется при решении следующих задач:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса;
- комплексная работа с текстом;
- развитие речи учащихся.
Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.
Структура программы.
Программа состоит из четырёх разделов.
I раздел. Введение.
Знакомит с содержанием и структурой экзаменационной работы. Ориентирование на информационную обработку текста (сжатое изложение).
II раздел
Предусматривает повторение теоретического минимума по разделам курса русского языка.
III раздел.
Ориентирован на обучение учащихся приёмам создания сочинения-рассуждения.
IV раздел
Предполагает практическую работу по тестам. Диагностику и коррекцию по результатам диагностики. Итоговый контроль.
Эффективность программы.
Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.
Предполагаемый результат
Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме.
Программа рассчитана на 32 учебных часа.
Предназначена для работы с учащимися 9-х классов.
Содержание программы
I. Введение.
Содержание экзаменационной работы.
Элементы содержания экзаменационного теста:
1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.
2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.
3. Орфография.
4. Пунктуация.
5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Структура экзаменационной работы.
Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1).
Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.
Часть II. Задания с выбором ответа и с кратким ответом.
Часть III.. Творческое задание. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (С2).
II. Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.
Фонетика и графика.
Лексика и фразеология.
Морфемика и словообразование.
Грамматика. Морфология.
Грамматика. Синтаксис.
Орфография.
Пунктуация.
Речь.
Языковые нормы.
Выразительность русской речи.
III. Создание сочинения-рассуждения.
Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.
IV. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Диагностика, коррекция по результатам диагностики.
Итоговый контроль.
Тематическое планирование
№
Тема
Формы и методы работы
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Содержание и структура экзаменационной работы.
Сообщение
1
2
Сжатое изложение. Информационная обработка текста. Основные приёмы компрессии исходного текста.
Практикум. Входящий контроль
2
Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.
3
Фонетика и графика
Практикум. Тематический контроль
1
4
Лексика и фразеология
Работа со словарём. Практикум.
1
5
Морфемика и словообразование
Работа по таблице. Практикум
1
6
Грамматика. Морфология. Классификация слов по частям речи.
Парная работа. Тематический контроль
1
7
Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы предложений. Простое осложнённое предложение. Обособленные и уточняющие члены предложения. Сложные предложения.
Практикум. Тематический контроль
3
8
Орфография. О/Ё после шипящих и Ц. Употребление Ъ и Ь. Орфограммы в корне. Правописание приставок, окончаний и суффиксов (кроме Н/НН). Н и НН в разных частях речи. НЕ с разными частями речи. Правописание наречий, сложных и служебных слов.
Беседа. Работа в паре. Практикум. Тематический контроль
3
9
Пунктуация. Тире между членами предложения. Пунктуация при однородных членах, при прямой речи, диалоге и цитировании. Знаки препинания в сложном предложении.
Работа в паре. Практикум. Тематический контроль.
1
10
Речь. Текст. Последовательное расположение частей текста. Типы речи. Стили речи.
Создание сочинения-рассуждения. Структура сочинения-рассуждения
Лекция
1
14
Анализ исходного текста
Практикум
1
15
Способы моделирования вступления
Практикум в парах
2
16
Способы моделирования основной части. Выражение личностной позиции. Аргументация собственных высказываний
Работа в группах. Практикум
2
17
Способы моделирования заключения сочинения-рассуждения.
Работа в парах
1
18
Работа по тестам, составленным по образцу демоверсии 2013 г. Текущая диагностика. Коррекция по результатам диагностики.
Практикум. Текущий контроль
6
19
Итоговая работа (пробная экзаменационная работа)
Итоговый контроль
2
Литература
1. ГИА-2012. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. – 80 с. (ГИА-2012. ФИПИ – школе).
2. ГИА -2012. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. – 192 с. (ГИА-2012. ФИПИ – школе).
3. Н.Н. Ципенко. Справочник по русскому языку (Теоретический минимум для подготовки к единому государственному экзамену). М.: Е-Медиа,2003.
4. В.И. Капинос, Л. И. Пучкова, А.О. Татур. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык 9 класс. М.: Интеллект-Центр, 2007 – 144 с.
5. Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010. – 175 с.
6. М.М. Баронова. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. М.: АСТ: Астрель, 2010. – 126.
7. Е.М. Сергеева. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др.М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 159 с.
8. Т.Б.Трошева. Русский язык: ЕГЭ-2006. Сочинение-рассуждение. Методические рекомендации и тренировочные упражнения. Пермь, 2006.