Проект разработан в рамках реализации Стратегии развития образования Дзержинского района до 2030 года по направлению «Эффективная школа»
Проект
«Школьная служба сопровождения профессионального развития учителя»
д. Александро – Ерша, 2016 г
Проект разработан Смирновой Натальей Михайловной, заместителем директора по воспитательной работе МБОУ Александро – Ершинской СШ с консультативной поддержкой Ивкиной Светланы Николаевны, начальника управления образования администрации Дзержинского района.
Исполнителями проекта являются Федосеенко Людмила Ивановна, заместитель директора по учебно – воспитательной работе, Авхименя Татьяна Михайловна, методист, Янцевич Людмила Ефимовна, заместитель директора по воспитательной работе и руководитель ШМО «Поиск» Политик Екатерина Ивановна, учитель технологии Смирнова Наталья Михайловна
Данный проект направлен на реализацию стратегического направления «Кадровая политика» Стратегии развития образования Дзержинского района до 2030 года. Основная цель проекта создание школьной службы методического сопровождения персонифицированного (индивидуального) профессионального развития учителя в межаттестационный период.
Проект опубликован на сайте МБОУ Александро – Ершинской СШ http://mouaersha.ucoz.ru/index/shkolnye_proekty/0-136 в разделе «Школьные проекты».
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
Идея проекта ……………………………………………………………………...7
Цель и задачи проекта…………………………………………………………...10
Этапы реализации проекта……………………………………………………...10
Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………………..12
Риски и пути минимизации рисков……………………………………………..14
Ожидаемые результаты………………………………………………………….15
План мероприятий……………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………21
Приложение 1. Механизм реализации проекта………………………………..22
Приложение 2. Организационные формы работы школьной службы сопровождения профессионального развития учителя ………………………23
Приложение 3. Индивидуальный маршрут профессионального развития учителя……………………………………………………………………………24
Введение
Внедрение ФГОС на всех уровнях образования, поэтапное введение профессионального стандарта педагога заставляет внести коррективы в понимание новых требований к уровню профессионального развития педагога. Данные нововведения связаны с пониманием качества образования, которое напрямую связано с уровнем профессиональной компетентности учителя.
В таком ключе становится понятным, что главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все это должно сопровождать профессиональную деятельность педагога. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Комплексной оценкой уровня квалификации педагога и педагогического профессионализма является аттестация. Она же является актом признания обществом значимости педагога. Одними из задач аттестации является:
повышение эффективности и качества педагогического труда;
стимулирование профессионального роста;
использование педагогами современных педагогических технологий.
При этом важно отметить, что конечной целью аттестации является не столько оценка уровня квалификации педагога, сколько его личностный и профессиональный рост.
Анализ результатов педагогической деятельности педагогов школы показал, что компетенции планирования профессионального развития и представления достигнутых результатов сформированы далеко не у каждого педагога. Также данный анализ показал, что как правило, педагог начинает осуществлять активную подготовку к аттестации за 1 – 2 года до проведения процедуры, а не в течении всего межаттестационного периода.
Результаты мониторингового исследования за прошедшие 3 года показали, что имеет место быть низкая активность педагогического коллектива в представлении педагогами результатов собственной профессиональной деятельности в профессиональных конкурсах, конференциях, мастер-классах.
В ноябре 2016 года было проведено анкетирование педагогов. По итогам проведенной диагностики было выявлено, что имеют место дефициты
(рис. 1), которые не позволяют педагогам качественно осуществлять профессиональную деятельность.
Рис. 1. Профессиональные дефициты педагогов
Педагоги не обладают достаточным уровнем методической компетентности в следующих вопросах:
Использование образовательных технологий (элементов технологий);
Ведения мониторинга предметных умений и УУД;
Проектной деятельности;
Исследовательской деятельности;
Разработки технологической карты.
Соответственно, имея профессиональные дефициты, они не могут планировать определенную методическую и педагогическую деятельность и осуществлять ее.
Исходя из этого становится очевидным, что именно эта деятельность педагога должна быть актуализирована, поддержана и грамотно направлена специально подобранными индивидуализированными средствами, формами и методами. Современный методист должен одновременно обладать качествами диагноста, аналитика, прогнозиста и проектировщика. На первый план выходит стимулирование педагога к развитию, что требует от администрации школы освоения гибких, демократичных форм общения.
Поэтому необходимо организовать сопровождение педагогического работника на протяжении всего межаттестационного периода.
Можно выделить ряд противоречий:
между требования к профессиональной компетентности учителя в рамках введения ФГОС и наличием профессиональных дефицитов (по результатам самоанализа и специально организованных оценочных процедур);
между необходимостью планировать собственное профессиональное развитие и ожидаемые результаты собственной деятельности и реальной ситуацией зачастую стихийно организованного повышения квалификации в отрыве от индивидуальных дефицитов каждого;
между необходимостью систематического анализа и накопления информации о собственном профессиональном развитии на протяжении всего межаттестационного периода и сложившейся практикой анализа деятельности за последние 1- 2 года.
Разработка проекта обусловлена необходимостью организовать системное персонифицированное профессиональное развитие педагога через создание и функционирование школьной службы сопровождения в межаттестационный период
Идея проекта
Основная идея проекта: организовать персонифицированное профессиональное развитие педагога через создание школьной службы.
У каждого педагога существуют определенные профессиональные дефициты. Обычно педагогические методические занятия строятся по принципу выбора темы администратором, без учета индивидуальных потребностей педагога. Такая система не позволяет организовать эффективно процесс методической поддержки педагогов, что негативно сказывается на эффективности образовательного процесса в целом.
Для разрешения противоречий было решено создать методическую службу. Система работы методической службы предполагает направленность на конкретного педагога, удовлетворение его индивидуальных профессиональных потребностей.
Планируется предоставить каждому педагогу возможность выбора вида оказываемой ему методической помощи: от индивидуальных консультаций до комплексного сопровождения в соответствии с уровнем его квалификации, профессиональными интересами, личностными предпочтениями.
Куратору школьной методической службы важно увидеть и оценить личностный и профессиональный потенциал педагога, создать условия для его максимально полной реализации, оказать реальную помощь в организации планомерной и непрерывной работы педагога над собой в межаттестационный период.
Индивидуальный маршрут – это персональный путь педагога по выполнению индивидуального плана, представляющего собой комплекс мероприятий, разработанных с учетом его потребностей и возможностей и обеспечивающих реализацию личностного и профессионального потенциала.
Реализация плана индивидуального маршрута можно представить как процесс постепенного движения к намеченной ступени профессионального развития, а присвоение желаемой квалификационной категории – реальный результат ее достижения, демонстрирующий поступательный характер самосовершенствования педагога.
Таким образом, профессиональный рост педагога можно представить как последовательную совокупность осваиваемых им индивидуальных маршрутов, каждый из которых выступает в качестве витка спирали его восходящего личностного и профессионального развития.
Механизм реализации проекта:
Для устранения профессиональных дефицитов были предложены для выбора следующие темы занятий, позволяющие повысить методическую компетентность.
Проектная деятельность в урочной деятельности: проектная задача
Мониторинг учебных и внеучебных достижений учащихся
Разработка и реализация проектов во внеклассной деятельности
Исследовательская деятельность в урочной и внеурочной деятельности
Использование приемов на уроках
Разработка технологической карты урока
Для повышения методической грамотности педагогов в области процедуры аттестации запланировано создать условия для ознакомления с порядком аттестации, методикой экспертной оценки педагогической деятельности. В связи с введением профстандарта педагога предусмотрен блок занятий, посвященный этой теме.
Педагогами был сделан выбор в пользу тех или иных мероприятий, посещение которых необходимы ему для устранения дефицитов и профессионального роста.
На основании выбранных педагогами мероприятий был составлен план работы службы поддержки. Проводить занятия будут педагоги, которые имеют положительный инновационный опыт в какой – либо педагогической деятельности. Предусмотрены следующие формы диссеминации:
Обучающие семинары;
Мастер – классы;
Семинары – практикумы;
Индивидуальные занятия
Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога формируется на основании:
Плана школьной методической службы поддержки;
Межведомственного плана;
Мероприятий, которые нам предлагает межшкольный методический Центр: стажерские площадки, семинары, РМО.
Межмуниципального проекта «Взгляд в будущее»;
Краевого проекта «Молодежные профессиональные педагогические Игры»;
Ресурсов сети Интернет
Деятельность учителя в рамках проекта будет организована в следующей последовательности:
Выявление профессиональных дефицитов
Выбор способа действий по их устранению, планируемый результат
Деятельность по устранению
Результат
Отличительной особенностью данных занятий является то, что обязательным условием является предъявление результата. Например, если педагог имеет недостаточно знаний в области составления технологической карты урока, он записывается на данное занятие, посещает его, если необходимо обращается за дополнительной консультацией к ведущему семинара и предъявляет итог своей работы – технологическую карту урока.
Для реализации индивидуального маршрута профессионального развития педагога 1 раз в четверть предполагается осуществлять промежуточный контроль по выполнению плана и достигнутых результатов. Результаты заносятся в карту самоконтроля профессионального роста педагога. Куратор проекта осуществляет проверку результатов работы педагога и заносит полученный результат в карту контроля профессионального роста педагога.
Полученные промежуточные (по итогам четверти) результаты помогут куратору службы выявить педагога, чья деятельность оказалась наиболее результативной. С помощью этого же инструмента можно увидеть результативность работы организации.
Таким образом, педагог может выполнить описание педагогической деятельности, опираясь на карту самоконтроля согласно учебным годам, что повышает его шансы пройти процедуру аттестации успешно. У руководителя службы поддержки (методиста) появляется возможность отследить результаты работы педагога, осуществить какие – либо управленческие действия и соответственно повысить уровень эффективной работы в организации.
В целях контроля реализации педагогом плана индивидуального маршрута профессионального развития в конце учебного года планируется выслушивать творческий отчет о результатах выполнения запланированной на год работы.
На основании сделанного отчета куратор службы поддержки составляет аналитическую справку, содержащую анализ работы педагога по выполнению плана, перспективы аттестации на намеченную (в плане) квалификационную категорию, а также в случае необходимости дает соответствующие рекомендации.
Реализация разработанной системы позволит:
обеспечить единое пространство по сопровождению профессионального развития учителя, что сделает данный процесс более управляемым и эффективным;
повысит шансы педагога на успешное прохождение аттестации;
способствует повышению эффективности образовательного процесса в целом.
Цель проекта создание школьной службы методического сопровождения персонифицированного (индивидуального) профессионального развития учителя в межаттестационный период.
Задачи проекта
1. Разработать и апробировать модель методического сопровождения профессионального развития учителей и подготовки их к прохождению профессиональной аттестации
2. В течение 2016/2017 и 2017/2018 уч. годов разработать и апробировать инструменты для самооценки профессиональных дефицитов построения индивидуального маршрута и фиксации профессионального развития каждого учителя
3. Обеспечить систематический мониторинг реализации проекта с последующим анализом и корректировкой управленческих действий.
Основные этапы реализации проекта
Подготовительный этап: ноябрь 2016 г
Основные виды деятельности:
Разработка нормативно – правовой документации:
положение о школьной методической службе сопровождения профессионального развития учителя;
изменения в Программу развития школы, перспективный план;
Формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить реализацию проекта;
Оформление стенда по теме проекта;
Разработка и публикация страницы на школьном сайте по теме проекта;
Организация мотивационной работы среди педагогов о необходимости повышения уровня профессионального развития.
Формирующий (основной) этап: декабрь 2016 - май 2018 гг
Основные виды деятельности:
Проведение анкетирования среди педагогов. Выявление профессиональных дефицитов;
Выбор педагогами способа действий по устранению профессиональных дефицитов;
Формирование плана работы службы сопровождения профессионального развития учителя;
Составление педагогами индивидуального маршрута профессионального развития;
Составление графика работы по контролю выполнения индивидуального маршрута профессионального развития;
Работа педагогов согласно индивидуального маршрута профессионального развития. Заполнение карты самоконтроля профессионального роста педагога (1 раз в четверть);
Промежуточная проверка методистом карт самоконтроля, индивидуального маршрута педагога профессионального развития. Методическая помощь педагогам;
Организация публикации хода реализации проекта и промежуточных результатов на школьном сайте.
Обобщающий этап: июнь 2018 г
Основные виды деятельности:
Осуществление итоговой проверки методиста школы;
Оформление творческого отчета о проделанной работе;
Оформление аналитической справки на каждого педагога;
Информирование участников учебно-воспитательного процесса о результатах реализации проекта через совещания при заместителе по УВР;
Организация публикации итоговых результатов реализации проекта на школьном сайте.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые:
№ | Уровень | Организатор | Мероприятия |
1 | Краевые ресурсы | Абанский районный профсоюзный комитет | * Межмуниципальный проект «Взгляд в будущее»; |
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | *Краевой проект «Молодежные профессиональные педагогические Игры» |
2 | Районные ресурсы | Дзержинский межшкольный методический Центр Директор ДММЦ Зайцева Галина Васильевна | Семинары: *ФГОС: образовательные результаты, способы их фиксации, оценка и самооценка; *ФГОС: проектная задача - новая образовательная практика по формированию УУД в начальной и основной школе (5-6 класс); *Преемственность между детским садом и школой. Стажерские площадки: *Стажерская площадка учителей биологии; *Стажерская площадка учителей истории |
3 | Школьные ресурсы | Федосеенко Людмила Ивановна - заместитель директора по УВР Авхименя Татьяна Михайловна - методист Янцевич Людмила Ефимовна- заместитель директора по ВР Политик Екатерина Ивановна- руководитель ШМО «Поиск», учитель русского языка и литературы Смирнова Наталья Михайловна- учитель технологии | Мероприятия школьной службы сопровождения профессионального развития учителя: *Проектная деятельность в урочной деятельности: проектная задача; *Мониторинг учебных и внеучебных достижений учащихся; *Разработка и реализация проектов во внеклассной деятельности; *Исследовательская деятельность в урочной и внеурочной деятельности; *Использование приемов на уроках; *Разработка технологической карты урока. |
4 | Ресурсы сети интернет | | *Курсы повышения квалификации; *Вебинары |
Информационные и материально-технические:
Материально-технические | Информационные |
компьютеры | мультимедийный проектор | интерактивная доска | цифровой фотоаппарат | Ресурсы сети Интернет |
8 | 6 | 3 | 1 | 1. Сайт школы 2. Сайт управления образования |
Риски и пути минимизации рисков
Риски | Пути минимизации рисков |
Недостаточная активность и заинтересованность педагогов в профессиональном и личностном росте | Разработать и внедрить механизмы моральной и материальной мотивации |
Не удастся диссеминировать инновационный опыт среди учителей школы | |
Ожидаемые результаты
№ п/п | Ожидаемые результаты | Сроки | Показатели |
2016/2017 учебный год | 2017/2018 учебный год | 2018/2019 учебный год |
1. | Разработаны и внедрены в деятельность индивидуальные маршруты профессионального развития учителя | Декабрь 2016 г; | Индивидуальные маршруты профессионального развития учителя разработаны и внедрены в деятельность не менее чем у 66% педагогов | Индивидуальные маршруты профессионального развития учителя разработаны и внедрены в деятельность не менее чем у 92% педагогов | Индивидуальные маршруты профессионального развития учителя разработаны и внедрены в деятельность не менее чем у 100% педагогов |
2 | Разработаны и внедрены в деятельность карты самоконтроля профессионального роста педагога | Каждую четверть Декабрь 2016 г. - Июнь 2019 г. | Заполнение карт самоконтроля 66% педагогов | Заполнение карт самоконтроля 92% педагогов | Заполнение карт самоконтроля 100% педагогов |
3 | Формирование заказа на повышение квалификации строится с учётом стратегических целей развития школы и индивидуальных профессиональных дефицитов каждого учителя | Сентябрь 2017 г. Сентябрь 2018 г. | Заявка на повышение квалификации составлена с учётом стратегических целей развития школы и индивидуальных профессиональных дефицитов каждого учителя | Заявка на повышение квалификации составлена с учётом стратегических целей развития школы и индивидуальных профессиональных дефицитов каждого учителя | Заявка на повышение квалификации составлена с учётом стратегических целей развития школы и индивидуальных профессиональных дефицитов каждого учителя |
4 | Повышение методической грамотности педагогов | Июнь 2017 г; Июнь 2018 г.; Июнь 2019 г.; | Педагоги: составляют технологическую карту урока не менее 25% ведут мониторинг достижений учащихся, используют полученные результаты для планирования учебной деятельности не менее 25% | Педагоги: составляют технологическую карту урока не менее 50% ведут мониторинг достижений учащихся, используют полученные результаты для планирования учебной деятельности не менее 50% | Педагоги: составляют технологическую карту урока не менее 100% ведут мониторинг достижений учащихся, используют полученные результаты для планирования учебной деятельности не менее 100% |
5 | Прохождение аттестации на квалификационную категорию | Согласно графика заместителя директора по УВР | - | - | |
6 | Педагоги школы презентуют результаты собственной профессиональной деятельности в профессиональных конкурсах, конференциях, мастер-классах | Февраль 2017г; Февраль 2018г.; Февраль 2019г.; Март 2017г; Март 2018г; Март 2019г; Июнь 2017 г. Июнь 2018 г. Июнь 2019 г.
Февраль 201 г.; Февраль 2019 г.; | Презентуют результаты профессиональной деятельности в мероприятиях: Лучшая методическая разработка «Педагогическое вдохновение» не менее 16% «Учитель года Дзержинского района» не менее 8 % Фестиваль мастер-классов для учителей «К вершинам мастерства» не менее 16% | Презентуют результаты профессиональной деятельности в мероприятиях: Лучшая методическая разработка «Педагогическое вдохновение» не менее 33% «Учитель года Дзержинского района» не менее 8 % Фестиваль мастер-классов для учителей «К вершинам мастерства» не менее 33% Краевой конкурс в рамках грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» не менее 8 % | Презентуют результаты профессиональной деятельности в мероприятиях: Лучшая методическая разработка «Педагогическое вдохновение» не менее 41% «Учитель года Дзержинского района» не менее 8 % Фестиваль мастер-классов для учителей «К вершинам мастерства» не менее 41% Краевой конкурс в рамках грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» не менее 8 % |
7 | Педагоги осуществляют подготовку учащихся к участию в мероприятиях исследовательской и проектной направленности | Январь 2017 г.; Январь 2018 г.; Январь 2019 г.;
Февраль 2018 г.; Февраль 2019 г.; Сентябрь 2019; | | | Школьная научно – практическая конференция не менее 75% Районный форум школьников и педагогов «Первые шаги в науку»– не менее 33 % Районный конкурс социальных проектов «Территория 2020» не менее 8 % |
План реализации проекта*
этап | содержание деятельности | форма работы | участники | сроки исполнения | результат |
Ноябрь 2016 г |
Подготовительный этап | Издать приказ о создании школьной методической службы сопровождения профессионального развития учителя, утверждении состава рабочей группы, плана работы | Разработка НПД | Директор школы | Ноябрь 2016 г | Приказ о создании школьной методической службы сопровождения профессионального развития учителя, утверждении состава рабочей группы, плана работы |
Разработать положение о школьной методической службе сопровождения профессионального развития учителя | Разработка НПД | Куратор службы сопровождения | Ноябрь 2016 г | Положение о школьной методической службе сопровождения профессионального развития учителя |
Внести изменения в Программу развития школы, перспективный план | Разработка НПД | Заместитель директора по УВР | Ноябрь 2016 г | Внесены изменения в локальные акты |
Сформировать банк методических материалов, позволяющих обеспечить реализацию проекта | Подбор методического материала | Куратор службы сопровождения | Ноябрь 2016 г | Сформирован банк методических материалов |
Оформить методический стенд по теме проекта | Оформление стенда | Куратор службы сопровождения | Ноябрь 2016 г | Стенд для педагогов |
Разработать и опубликовать страницу на школьном сайте по теме проекта | Публикация страницы на школьном сайте | Куратор службы сопровождения | Ноябрь 2016 г | Страница на школьном сайте |
Организовать мотивационную работу среди педагогов о необходимости повышения уровня профессионального развития | Рабочее совещание | Методист | Ноябрь 2016 г | Повышение уровня заинтересованности |
Основной этап | Декабрь 2016 - май 2018 гг |
Проведение анкетирования среди педагогов. Выявление профессиональных дефицитов | Диагностика Анализ | Педагоги школы | Декабрь 2016 г | Результаты диагностики |
Выбор педагогами способа действий по устранению профессиональных дефицитов | Планирование | Педагоги школы | Декабрь 2016 г | Планирование деятельности |
Формирование плана работы службы сопровождения профессионального развития учителя | Планирование | Куратор службы сопровождения | Декабрь 2016 г | План работы службы сопровождения профессионального развития учителя |
Составление педагогами индивидуального маршрута профессионального развития | Планирование | Педагоги школы | Декабрь 2016 г | Индивидуальный маршрут профессионального развития |
Составить график работы по контролю выполнения индивидуального маршрута профессионального развития | Планирование | Куратор службы сопровождения | Декабрь 2016 г | График работы |
Работа педагогов согласно индивидуального маршрута профессионального развития. Заполнение карты самоконтроля профессионального роста педагога (1 раз в четверть) | Осуществление методической и педагогической деятельности | Педагоги школы | Декабрь 2016 г- май 2018 гг | Карта самоконтроля профессионального роста педагога |
Промежуточная проверка методистом карт самоконтроля, индивидуального маршрута профессионального развития. Методическая помощь педагогам | Проверка Осуществление методической поддержки | Куратор службы сопровождения | Декабрь 2016 г- май 2018 гг | Протокол проверки |
Организовать публикацию хода реализации проекта и промежуточных результатов на школьном сайте | Публикация материалов | Администратор школьного сайта | Декабрь 2016 – июнь 2018 гг | Страница на школьном сайте |
Обобщающий этап | Июнь 2018 г |
Осуществить итоговую проверку методиста школы. | Проверка | Куратор службы сопровождения | Июнь 2018 г | Итоговой протокол |
Оформить творческий отчет о проделанной работе | Обобщение проделанной работы | Педагоги школы | Июнь 2018 г | Творческий отчет |
Оформить аналитическую справку на каждого педагога | Анализ | Куратор службы сопровождения | Июнь 2018 г | Аналитическая справка |
Информировать участников учебно-воспитательного процесса о результатах реализации проекта через совещания при заместителе по УВР | Совещание при заместителе по УВР Совещание при директоре школы | Заместитель директора по УВР Директор школы | Июнь 2018 г | Протокол совещания при заместителе по УВР |
Организовать публикацию итоговых результатов реализации проекта на школьном сайте. | Публикация материалов | Администратор школьного сайта | Июнь 2018 г | Итоговый протокол реализации проекта |
*На этапе разработки проекта план является приблизительным, служит ориентиром для организации системной работы. При этом допускаются корректировки мероприятий, сроков и ожидаемых результатов по мере реализации проекта.
Список литературы
1.Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 128
2.Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М.: Педагогическое общество России, 2011.
3.Соломатин А. М., Чуракова Р. Г.. Аттестация педагогов, учебно – методический комплект, 2012 г
4.Ширшина Н. В. Мастер – класс как современная форма аттестации в условиях ФГОС, 2014 г
5.Чуракова Р. Г. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения, 2012 г
6. «Обмен знаниями между учителями средних школ: факторы, влияющие на его интенсивность», журнал «Вопросы образования» № 2, 2013 г
Приложение 1.
Механизм реализации проекта
Приложение 2.
Организационные формы работы школьной службы сопровождения профессионального развития учителя
Приложение 3.
Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога
14