Работа на тему "Сельская школа: проблемы и перспективы". Статья моет быть использована для проведения педсовета. В статье раскрываются проблемы малокомплектных сельских школ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сельская школа: проблемы и перспективы»
Сельская школа: проблемы и перспективы.
Егорова О.Г.,
учитель физики и математики
первой квалификационной категории.
В настоящее время нет официального однозначного определения понятия «сельская школа»: в частности, оно отсутствует в СЭС, в словаре Ожегова С.И. и других справочниках.
Анализируя публикации по проблемам сельской школы, нам удалось установить, что смысловое значение понятия «сельская школа» является понятием собирательным. Наиболее точно, на мой взгляд, оно представлено доктором педагогических наук Н.Л. Селивановой: «Сельская школа – это совокупность различных видов и типов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющих специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников, а также социально – педагогические функции». Других определений сельской школы, более точных и полных, мной не выявлено.
В связи с тем, что нет чёткого и однозначного определения понятия «сельская школа», оно не прописано в современной педагогической и справочной литературе, то данный термин мы будем использовать в следующем смысловом значении: «сельская школа – это общеобразовательная школа в сельской местности с полным комплектом классов, включая параллели, с малым количеством учащихся (менее 20 учащихся) во всех или отдельных классах».
Сделав краткий экскурс в историю отечественного образования, можно увидеть, что проблема сельской школы во все времена была одной из центральных. Это было очевидно в эпоху, когда Россия была страной крестьянской. С вступлением в индустриальную стадию вопрос о сельской школе оказался вписанным в более широкий контекст - проблем исторической судьбы крестьянства, деревни в целом. С позиции доктрины о стирании существенных различий между городом и деревней, перспектива сельского образования прочерчивалась достаточно отчетливо: деревня постепенно усваивает городскую культуру, образ жизни и растворяется в единой системе расселения, сохраняя лишь отличия, признанные несущественными.
В современном нам обществе сельская школа продолжает играть не менее важную роль в системе образования, в общественной и производственной жизни деревни. Следует отметить, что в настоящий момент школа, по-прежнему, не только играет роль селообразующего фактора ( «Нет школы- вскоре не будет села» ), но и становится социокультурным центром села.
Являясь динамичной образовательной структурой социальной среды, сельская школа обеспечивает обучение и воспитание, адекватное потребностям социума, а значит и потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы, семьи, личности.
Кроме того, сельская школа компенсирует недостатки воспитания в дошкольный период, выполняя культурообразующую функцию, т.к сельские дети в большинстве своем не имеют дома условий, необходимых для успешного обучения. Сельские родители более уважительно относятся к школе, чем городские, понимая миссию сельского учителя в деле воспитания и развития ребенка, осознавая его превосходство как профессионала в своем деле.
Каждая школа- это определенное единство общего, особенного и единичного. По мнению М.П. Гурьяновой, «…не только общество в целом (его экономика, политика, социальная культура), но и своеобразие мезосреды( культурно-историческое наследие края, его природа, климат, традиции хозяйственной и социальной жизни), особенности микросреды( учитель, атмосфера, характер взаимоотношений, культ книги, стремление к творчеству, созиданию, познанию)- все это оказывает значительное влияние на развитие личности, формирование ее духовного мира». В гораздо больей мере, на мой взгляд это относится к сельской школе.
Таким образом, я могу заключить, что сельская школа играет большую роль в жизни индивида, семьи, сельского сообщества. Она выполняет не только образовательные, но и экономические, социальные, культурные и нравственные функции.
Качественными характеристиками сельской школы, определяющими ее устойчивость и уникальность, с одной стороны, а с другой- обусловливающими ее внутреннего противоречивость, трудность разрешение ее проблем, я считаю:
малочисленность
недоукомплектованность педагогическими кадрами
стихийную интегративность
безальтернативное образовательное пространство
многофункциональность
самобытность и самодостаточность.
Так недостаточное число учеников в классе, с одной стороны, порождает психологическую монотонность, которую необходимо избегать, а с другой стороны, малочисленность позволяет учителю сельской школы проектировать характер, поведение, развитие каждого ученика через обеспечение доверия, взаимопонимания, постоянное утверждение возможностей и достоинств ученика.
Учитель располагает возможностью установить, к какой психофизической группе по степени уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения относится каждый ученик. После изучения особенностей развития, уровня знаний, умений и навыков, своеобразных черт характера ученика, его интересов и склонностей учителю легче наметить главные направления индивидуальной работы с ним.
Поскольку в малом коллективе слабее выражены группового взаимодействия (подражания, внушения), учителю легче поддерживать учебную дисциплину, руководить образовательным процессом. В данном случае возникают доверительные отношения учителя с учащимися, что раскрепощает учеников, создаёт условия для самовыражения, помогает реализовать отношения партнёрства и заинтересованности.
Недоукомплектованность сельских школ кадрами, текучесть молодых специалистов всегда были самым уязвимым местом сельской школы.
С одной стороны, это свидетельствует о сложных условиях работы в сельской местности, с другой – указывает на интегративный характер деятельности педагога и требует разработки соответствующих образовательных программ. Я считаю, что в настоящий момент необходима профессиональная подготовка для сельской школы по смежным дисциплинам и психологический курс по работе в малых группах с интегративной наполняемостью (возраст, способности, физическое здоровье).
Специфичность сельской школы заключается и в том, что в деревне отношение к школьному обучению у жителей двойственное: с одной стороны, усвоение школьных знаний понимается как внешняя, полезная в социальных измерениях, необходимость, но с другой стороны – постоянно подчёркивается их неприменимость или даже бесполезность в реальной жизни.
Своеобразно и положение учителя в сельской местности. В зависимости от отношения родителей к учителю складываются и отношения меду учениками и учителем. Индивидуальный стиль жизни учителя на селе более значим, чем в городе.
Особенности образовательного процесса в сельской школе выделяют ряд психолого – педагогических требований к личности педагога сельской школы, которые определяют успех его деятельности. Мониторинг, проведённый среди учителей моей школы, показал, что ведущую роль играют коммуникативные свойства личности учителя, проявляющиеся в умении видеть, укреплять и развивать в ученике индивидуальные возможности и достоинства.
По мнению опрошенных, специфика педагогического труда учителя сельской школы складывается из:
отсутствия параллельных классов,
малочисленности классов,
совмещения преподавания ряда предметов, по которым у педагога нередко отсутствуют достаточные профессиональные знания,
необходимости обладания достаточным уровнем компетентности в проблемах сельского образа жизни, включая знание региональных особенностей труда, быта, досуга, обычаев, традиций.
Стихийная интегративность – это, на мой взгляд, специфическая характеристика сельской школы, которая позволяет совместно обучаться и здоровым, нормально развитым детям, и тем, кто имеет отклонения в умственном и физическом развитии, и детям – инвалидам. Такое положение вещей в городских условиях обучения является спорным (как следствие – классы с углубленным изучением отдельных предметов и классы коррекции). В условиях сельской школы таких возможностей нет по причине малочисленности. Единственным выходом из данной ситуации, на мой взгляд, является организация обучения в сельской школе с учётом идей личностно – ориентированного обучения.
Школа на селе, является безальтернативным образовательным учреждением. Ученик привязан к конкретной школе, что обуславливает зависимость уровня развития ребёнка от существующих обстоятельств, а это, в свою очередь, зачастую лишает его возможностей дополнительного образования. В этом сейчас большую помощь оказывает дистанционное образования. Возможности интернета безграничны.
Специфические социальные условия жизнедеятельности школы, необходимость своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей – всё это делает сельскую школу многофункциональной. Она вынуждена заниматься социально - педагогической и социокультурной работой в открытой среде ребёнка, преодолением отчуждённости детей и родителей, старшего и младшего поколения. Школа выступает инициатором социальной работы с детьми и их семьями, сознавая необходимость охраны прав, своевременной социально – психологической помощи детям из многодетных и социально неблагополучных семей.
Сельская школа в современных условиях становится базовым институтом допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки.
Всё множество проблем, определяющих развитие сельской школы на современном этапе, может быть сведено в четыре группы: экономические, демографические, структурные (социальные, социально – поселенческие, управленческие, организационные и т.д.) и педагогические. Каждое из выделенных направлений характеризуется своим набором показателей. Меня, в большей степени, интересует собственно педагогические проблемы.
Сельская школа, её педагогические проблемы, всегда были в центре внимания многих учёных, педагогов. Различные аспекты особенностей сельской школы и организации учебно – воспитательного процесса в ней раскрыты в работах многих современных авторов: Байбородовой Л.В., Броневщук С.Г., Величкиной В.М., Данилова Д.А., Зайкина М.И., Калашникова А.Г., Кондратенко А.Е. и др.
Нужно отметить, что практически все исследования в этом направлении рассматривают различные аспекты организации образовательного процесса сельской школы в русле тех моделей, которые предлагаются в Концепции реструктуризации сети сельских образовательных учреждений.
Основной целью реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в сельской местности является создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования обучающихся в сельских школах.
Качественное реформирование образовательной среды сельской школы происходит на основе гуманизации современного образования. Гуманистическая позиция заложена во всех документах, определяющих стратегические цели отечественной образовательной системы.
В сложившихся условиях проблема личностно – ориентированного обучения в сельской школе становится весьма актуальной, что обосновано не только малой накопляемостью классов, но и такими обстоятельствами, как:
разброс семей по социальному статусу влечёт за собой в образовательных уровнях и потребностях, как родителей учащихся, так и самих обучающихся;
необходимость объединения разновозрастных групп школьников для проведения учебных занятий в рамках одного или нескольких классов.
Следовательно, на современном этапе необходимы качественные преобразования образовательного процесса сельской школы с учётом его специфики.