Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС. Стандарты нового поколения»
МБОУ СОШ с Николаевка
на тему: Реализация ФГОС. Стандарты нового поколения
Докладчик: Усманова Е.Г.
учитель русского языка
и литературы
2014 г.
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина». В.В. Путин
Цель нашего педагогического совета: оценить работу школы по ФГОС НОО и определить круг задач, которые необходимо решить до начала введения ФГОС ООО.
Выступление на педсовете.
Тема педсовета: «Реализация ФГОС. Стандарты нового поколения»
Слайд 2.
Цель нашего педагогического совета: определить круг задач, которые необходимо решить до начала введения ФГОС ООО.
Слайд 3.
Задачи:
1. Познакомить с ходом внедрения федеральных государственных
стандартов второго поколения.
2. Выработать план действий администации и педагогического коллектива
перед введением ФГОС ООО.
Уважаемые коллеги, начну свое выступление с лирического отступления:
Живем в эпоху нано - технологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
Слайд 4.
Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных этапах своей учебы. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения. Но уже в начале 2000 года стало ясно, что российская система общего образования отстает от мировой практики и становится неконкурентоспособной. Главное отличие новых федеральных государственных образовательных стандартов в том, что на основе их освоения планируется выйти на новый уровень результатов школьников.
Новый стандарт адресован, прежде всего, взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Нынешний стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается, прежде всего, как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), требований к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок.
Сегодня на уроке учебник — это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса, а учитель— это не говорящий телевизор, а дирижер.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Итак, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Слайд 5.
Инновационность стандартов:
1. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. ст.7 Закона «Об образовании»).
2. Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни.
3. Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования.
Вспомним основные этапы ФГОС.
Слайд 6.
В 2001 году была разработана концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
2004 год: Был принят федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Слайд 7
В 2006 году социологические исследования образовательных потребностей привели к созданию Концепции ФГОС
В 2007 году были внесены изменения в закон «Об образовании» (Ст.№7) и разработаны документы и материалы, обеспечивающие ФГОС
В 2008 году началась апробация ФГОС начального общего образования
В 2009 году было принято два документа:
· Постановление правительства о порядке разработки и утверждения ФГОС
· Утверждение ФГОС начального общего образования
Слайд 8.
В 2010 году выходит в свет еще один документ президентская национальная инициатива «Наша новая школа», первым разделом, которого был «Переход на новые образовательные стандарты».
В этом же году в инициативном порядке началось введение ФГОС в начальной школе, был создан координационный совет, разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Затем, приказом от 07сентября 2010 вышло распоряжение правительства о плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы. А 17.12.2010 г. был утвержден ФГОС основного общего образования
Следующим, так сказать, действием Министерства образования и науки в 2011 году издается приказ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
И, наконец, в 2012 году был утвержден ФГОС среднего (полного) общего образования
Слайд 9.
Обратите внимание на три приказа об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Мы эти приказы должны знать при разработке программных документов по внедрению ФГОС.
Слайд 10.
Надо сказать, что ФГОСы строились не на новом, не на пустом месте. В их основу легла опора все самое лучшее в образовании: на опыт советской и российской школы, результаты предшествующих реформ и проектов образования, развитие отечественных научных теорий и концепций
Слайд 11.
В чем же заключается инновационность ФГОС? А она заключается в следующих составляющих:
Идеология
Структура
Содержание
Теперь обратимся к структуре ФГОС. Она имеет три составляющих: требования к результатам, к структуре и к условиям освоения основной образовательной программы. Обратите внимание, в старых стандартах этого не было.
Слайд 12.
Вот требования к структуре основной образовательной программы:
Посмотрите, какие требования к количеству и наименованию разделов (НОО-3, ООО-3, С(П)О – 3), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;
Обратите внимание на минимальное и максимальное количество учебных часов (НОО от 2904 до 3375 за 4 года, ООО от 5267 до 6020 за 5 лет, С(П)О - от 2170 часов до 2590 часов (не более 37 часов в неделю ) за 2 года);
Посмотрите на соотношение частей основной общеобразовательной программы. Как вы думаете, что обозначают вот эти дроби? (80/20% для НОО,70/30% ООО, С(П)О). 80 % - это нам дает Примерная основная образовательная программа, а 20% - может добавить сама школа. Это для начального образования. 70/30% - для основного общего и среднего полного образования.
Следующее соотношение к организации внеурочной деятельности, к объему часов (НОО–до 1450 часов за 4 года, ООО – 1350 часов за 5 лет, С(П)О- до 700 часов за два года обучения).
Слайд 13-15.
Так же в Примерной основной образовательной программе прописаны требования к:
• кадровым
• финансово-экономическим
• материально-техническим
• психолого-педагогическим
• Информационно-методическим условиям освоения основной образовательной программы
Слайд 16.
Система трех «Т» характерна как для стандарта НОО, так и для стандарта ООО.
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, и он ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, т.е. прописан «портрет выпускника основной и начальной школы. (на слайде «портреты»)
Слайд 17.
Отличительные особенности ФГОС:
1. Системно -деятельностный подход –это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Слайд 18.
2. Каким образом включить ученика в образовательный процесс. Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия.
Слайд 19.
3. Отличия от традиционной концепции
Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст (компетентностный подход).
Меньше готовых знаний (выучивание правил, формул и таблиц наизусть), тренировки навыков(доведение навыков до автоматизма)
Слайд 20.
Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне:
было: я выучил и поэтому знаю;
стало: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.
Слайд 21.
Изменение в требованиях к результатам
Стандарт 2004г. Стандарт II поколения
знать личностные
уметь ЗУН метапредметные УУД
использовать предметные
Слайд 22.
Изменения в образовательных технологиях
Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.
Слайд 23. Чем отличается новый стандарт от предыдущих?
По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик например, начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред его морально-психологическому состоянию.
В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того, учитываются личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение. Далее большие перемены затронут среднее звено школы, а затем старшеклассников. Для них сделают упор на самостоятельную работу, посещение библиотек, занятия по интересам. Одним словом, новшества нужны для того, чтобы детям было интересно учиться. На книжном языке педагогики это называется формированием мотивации.
Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь их число расширено.
Слайд 24.
Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.
Правила экспертизы учебников остаются прежними; чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников.
1) Большинство заданий построены с акцентом на практическую и самостоятельную деятельность учащихся;
огромное разнообразие творческих заданий , которые помогают овладевать основами логического и алгоритмического мышления;
Слайд 25.
во всех учебниках включены странички для любознательных, на которых дети узнают много нового дополнительного материала по теме.
Слайд 26.
2) Широко применяется проектный метод. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и многое другое.
Слайд 27-28.
3) Внимание уделено самостоятельной оценочной деятельности учащихся. На страницах учебника введены обозначения, которые помогают ученику оценить себя.
Слайд 29.
Слайд 29.
С чем реально придется столкнуться учителю, включившемуся в освоение новых Стандартов?
Во-первых, он должен разработать рабочую программу, компонентом которой является тематическое планирование. Для этого ему следует познакомиться с примерными программами, разобраться в планируемых результатах – предметных, метапредметных, личностных, характеристике деятельности, подобрать учебные ситуации.
Во-вторых, продумать, каким образом он будет отслеживать достижения планируемых результатов.
Учитель-профессионал
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует пробные действия детей
консультирует, корректирует действия
ищет способы включить в работу каждого
Воспитатель
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции, самостоятельной выработки жизненных ценностей
“соучастник”
Педагогическая поддержка
оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.