kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "организация методического сопровождения профессионального развития педагогов в условиях реализации фгос спо нового поколения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия реализации стандарта нового поколения требует от педагогов быстрой смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, перестройки содержания образования и способов его интерпретации, овладения навыками проектирования образовательного процесса.Особенностью реализации ФГОС СПО являются технологии и методы практико-ориентированного обучения, новые требования к организации обучения через создание информационно-образовательной среды, как органической составляющей образовательного пространства колледжа, новые подходы к оценке качества подготовки через оценку уровня освоения дисциплин и оценку компетенций обучающихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "организация методического сопровождения профессионального развития педагогов в условиях реализации фгос спо нового поколения"»

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ


Павлова Т.Н., Кучинская О.Ф.

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»

ГБПОУ « СМК им. Н. Ляпиной»


В настоящее время система профессионального образования претерпевает существенные изменения. Современный этап модернизации системы профессионального образования характеризуется обновлением содержания подготовки специалистов, приведением его в соответствие с требованиями общества и рынка труда. Это обуславливает необходимость изменения подходов к научно-методическому сопровождению реализации ФГОС СПО нового поколения.[1]

В данных обстоятельствах возрастает роль методической службы образовательного учреждения в повышении квалификации преподавателей, подготовке их к новой образовательной ситуации.

Условия реализации стандарта нового поколения требует от педагогов быстрой смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, перестройки содержания образования и способов его интерпретации, овладения навыками проектирования образовательного процесса.[3]

Особенностью реализации ФГОС СПО являются технологии и методы практико-ориентированного обучения, новые требования к организации обучения через создание информационно-образовательной среды, как органической составляющей образовательного пространства колледжа, новые подходы к оценке качества подготовки через оценку уровня освоения дисциплин и оценку компетенций обучающихся.[7]

Сегодня необходимо научить студентов приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим количеством видов и приемов самостоятельной работы. Преподаватель не должен быть единственным источником знаний. В процессе выполнения самостоятельной работы он становится консультантом, помогающим студентам ориентироваться в новой информации, находить ответы на свои вопросы, делать выбор и решать проблемы. Новая роль преподавателя определяется тем, что он получает дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетентности будущего специалиста, для творческого поиска и организации совместной научно-исследовательской работы. [6]

Все эти изменения требуют обновления научно-методического сопровождения внедрения ФГОС СПО нового поколения. На это направлена деятельность методической службы ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж» (далее колледж).

В условиях освоения новых стандартов научно-методическое сопровождение – это целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива колледжа, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической практики. Результатом стала разработка в методическом кабинете в электронной базе данных папки «Реализация ФГОС СПО нового поколения», в которой размещены все нормативные документы по введению стандартов, материалы обучающих методических семинаров, образцы рабочих программ дисциплин и модулей, макет КОС, методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (ПМ), порядок разработки и периодичность обновлений ОПОП по специальностям.

Электронное методическое сопровождение педагога – это современное направление деятельности методической службы. Стремительное и широкое внедрение в сферу непрерывного образования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе интернет-технологий, существенно изменяет образовательную среду системы методического сопровождения деятельности педагогов, которая характеризуется как информационно-образовательная среда.

В условиях постоянно изменяющейся информационно-образовательной среды у педагога формируется потребность в самоизменении и в непрерывном совершенствовании себя (в самоактуализации); он сталкивается с необходимостью поиска определенной информации, правильного структурирования имеющегося опыта, овладения современными образовательными технологиями (в том числе мобильными и информационно-телекоммуникационными) как эффективным средством витагенного опыта (самопознания, самосозидания человеком своей личности).

Применение электронного методического сопровождения, дистационных образовательных технологий в колледже основано на положениях Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499, Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистационных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2.

Технологии электронного сопровождения и обучения всё больше проникают в нашу жизнь, поэтому на современном этапе развития методических служб весьма актуально. [2]

Содержательная и технологическая стороны введения стандартов требуют вдумчивой инновационной работы педагогов и методистов, поскольку новые требования к образовательным результатам заставляют разрабатывать, например, программы и учебные задания на новых методологических основах.

Модель методического сопровождения в колледже включает:

  • принцип комплексности, заключающийся в реализации комплексного подхода в формирование компетенций;

  • принцип оптимальности, предполагающий тщательное обоснование выбора объема теоретических знаний, необходимых для освоения компетенций и удовлетворения потребностей рынка труда;

  • принцип информативности, предусматривающий наличие у педагога информационной компетентности, умение самостоятельно находить и решать проблемы, искать или продуцировать необходимую для этого информацию;

  • принцип социализации, заключающийся в реализации задач воспитания, обучения, развития, формирования, образования в целостном процессе;

  • принцип индивидуализации, которая в педагогическом процессе реализуется в проектировании индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

  • принцип педагогической оценки и самооценки, предполагающей реализацию единых педагогических требований: системности, объективности, всесторонности, индивидуального подхода и др.

Содержательный компонент модели методического сопровождения характеризуется:

- формированием технологической культуры педагога как одного из важнейших аспектов в развитии профессионального мастерства;

- развитием методической культуры как условие совершенствования преподавателя;

- совершенствованием дидактической культуры как основы для овладения современными педагогическими технологиями;

- развитием исследовательской культуры педагога, умением проектировать и осуществлять педагогический эксперимент.

Для реализации разработанной модели методического сопровождения необходимо обеспечение организационно-педагогических условий.

Под организационно-педагогическими условиями мы пониманием создание в колледже методической службы нового типа; обновление нормативно-правовой базы; функционирование службы мониторинга качества образования; ресурсное обеспечение методического сопровождения.

Психолого-педагогические условия, определяющие эффективность методического сопровождения, способствуют формированию готовности к инновационной деятельности, стремлению к новому творческому осмыслению своей работы, развитию творческого потенциала педагога. [4]

Таким образом, ключевым условием является создание многофункциональной методической службы. В современном понимании методическая служба колледжа – коллективный субъект, объединяющей все виды деятельности, направленной на удовлетворение и развитие профессиональных потребностей педагогических работников, обеспечивающих реализацию ФГОС СПО нового поколения.

Результаты методического сопровождения профессионально-педагогической деятельности преподавателей определяются по критериям:

1. Развитие педагогической деятельности:

- методическая подготовка преподавателей;

- повышение квалификации;

- представление и трансляция опыта педагогов.

2. Результаты ГИА выпускников.

3. Оценка качества обучения работодателями, заказчиками

образовательных услуг (в том числе родителями).

Следующая позиция в нашей траектории развития – повышение квалификации педагогов на разных уровнях.

Необходимо предусмотреть учет непрерывного образования педагогических работников колледжа. В части формального образования ведется учет повышения квалификации и стажировки преподавателей на курсах.

В части неформального образования методической службой в соответствии с Программой развития колледжа и ее критериальной базой отслеживается участие педагогов в методических семинарах, мастер – классах, инновационных проектах, использование цифровых образовательных ресурсов, ТСО, современных образовательных технологий для достижения результатов. В части информационного (спонтанного, самостоятельного) образования учитывается участие в конкурсах профессионального мастерства, программах профессионального развития, экспертизе программ внеурочной деятельности.[5]

Создание и реализация индивидуального маршрута профессионального развития педагога становится эффективным механизмом становления кадровых условий реализации ОПОП. В связи с этим методическая служба грамотно и целенаправленно ведет работу с каждым педагогом. Во-первых, она корректирует выбор методической темы, над которой работает педагог, т.е. темы по самообразованию, которая должна быть приведена в соответствие задачам реализации ОПОП в колледже (например, «Развитие ключевых компетенций обучающихся в связи с переходом на новые ФГОС». «Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО нового поколения», «Особенности составления контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации по ПП», «Применение компетентностно ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения» и др.)

Во-вторых, методисты посещают учебные занятия, открытые мероприятия педагогов, знакомятся с мониторингом выполнения контрольных или итоговых работ обучающихся.

В-третьих, все сведения о педагоге в целом (результаты диагностики, мониторинга, разработка методической темы, материалы, подтверждающие результативность индивидуального профессионального роста) требуют целостного представления в портфолио и методическом паспорте педагога.

Важным условием успешности методического сопровождения является ресурсное обеспечение инновационной деятельности, которое предполагает решение ряда задач: нормативно-правовых, организационных, кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, научно-методических.

Таким образом, разработка методического сопровождения реализации ФГОС СПО нового поколения является необходимым условием успешного их внедрения.

Комплекс психолого-педагогических и организационно-педагогических условий успешности методического сопровождения реализации ФГОС СПО нового поколения включает:

  • наличие стратегии развития колледжа;

  • модернизацию методической службы;

  • реализацию демократического стиля руководства:

  • мотивацию и стимулирование педагогических работников;

  • ресурсов обеспечение процесса методического сопровождения.

Следствием этого является модернизация научно-методической работы в колледже. Научно-методическая работа должна развиваться в контексте качественных изменений не только целей образовательного процесса, но и моделей профессионального труда преподавателя.[4]


Список использованной литературы

1.Баранников А.В. Реформы и стандарты образования в правовом контексте (опыт зарубежных стран) // Педагогика. 2009., № 4. С. 114-126.

2. Василевская Е.В. Электронное методическое сопровождение педагога – современное направление деятельности методической службы // Методист. 2015., № 4. С.19-23

3. Дьякова Т.М. Проблема перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты // Методист. 2011., № 6. С. 51-54.

4. Кандакова Н.А. Роль научно-методической службы колледжа в формировании профессиональной и информационной компетентности педагогов // Методист. 2012., № 3. С. 37-41.

5. Крючкова С.Г. Модульно-компетентностный подход в развитии инновационного процесса // Среднее профессиональное образование. 2012., № 7. С. 3-4.

6. Петрова Л.И. Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений среднего профессионального образования: Дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 22 с.

7. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования. [Электронный ресурс]. режим доступа: http://www.adu.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кучинская Ольга Федоровна

Дата: 27.01.2017

Номер свидетельства: 384434


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства