Пути совершенствования методической работы в школе
Пути совершенствования методической работы в школе
Пути совершенствования методической работы в школе
Модернизация системы образования рассматривается сегодня как потенциал инновационного развития общества, залог будущего благополучия граждан и безопасности страны. И это закономерно, так как именно изменения в образовании во многом обеспечивают интенсивное движение экономических, социальных и политических процессов в современном мире.
Актуальность выбранного нами направления совершенствования методической работы в школе объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. Это требует комплексного подхода к многогранной методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Залог успешной работы в системе повышения профессиональной компетентности учителя - это тесный контакт администрации с учителями, четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интересах, стремлениях, профессиональных трудностях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пути совершенствования методической работы в школе»
Байбалиева Лайла Кикеновна
г.Текели КГУ «СШ№4»
заместитель директора
по методической работе
…Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…
Ю. А. Конаржевский
Пути совершенствования методической работы в школе
Модернизация системы образования рассматривается сегодня как потенциал инновационного развития общества, залог будущего благополучия граждан и безопасности страны. И это закономерно, так как именно изменения в образовании во многом обеспечивают интенсивное движение экономических, социальных и политических процессов в современном мире. Актуальность выбранного нами направления совершенствования методической работы в школе объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. Это требует комплексного подхода к многогранной методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Залог успешной работы в системе повышения профессиональной компетентности учителя - это тесный контакт администрации с учителями, четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интересах, стремлениях, профессиональных трудностях.
Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для этого необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.
Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование творческой личности учащегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому наша цель - создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, положительное изменение качественных показателей труда педагогов и деятельности школы в целом, создание условий для изменений статуса учителя с позиции «урокодателя» на позиции педагога-новатора. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической работы в школе. Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива.
Методическая служба в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Определить цели и задачи методической работы - значит определить результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя. Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства, тем проще педагогу развивать творческие способности обучающихся и прививать им любовь к своему предмету и учёбе в целом. Перед заместителем директора школы по методической работе стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Какие же функции, необходимые для эффективной работы и развития школы, выполняет методическая работа? Ими являются: своевременное информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях педагогической науки и практики; обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого школе; выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов коллектива; создание собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса, результативное участие учителей в конкурсах, конференциях, педчтениях. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа в школе планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Кроме того, планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя. С этой целью в школе проводятся опросы, тесты, диагностики, анкетирование:
-диагностика профессиональной подготовленности к педагогической деятельности молодого учителя.
-анкета «Оценка уровня инновационного потенциала учителя»
-анкета удовлетворённости работой.
-диагностика уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения.
-тест «Ваш творческий потенциал»
В анализе методической работы отражаются обеспеченность школы педагогическими кадрами, статистические данные о педагогах (образование, стаж, возраст, категорийность), повышение квалификации учителей, анализ работы методического совета, предметных методических объединений, актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций и других форм работы, достижения педагогов и учащихся. В соответствии с уровнем организации учебно-воспитательного процесса, особенностями состава учащихся школы, квалификации и профессионализма учительского коллектива и в соответствии с методической темой: «Развитие интеллектуального потенциала учащихся через обновление содержания образования и профессиональную компетентность учителя», методическая работа осуществляется по следующим направлениям:
-диагностика методических затруднений педагогов школы и оказание им своевременной помощи;
-консультативная и коррекционная работа с педагогами различного уровня профессионального мастерства;
-организация семинаров по запросам педагогов;
-изучение, обобщение и распространение опыта учителей;
-организация и проведение предметных недель с целью повышения профессионального мастерства, популяризации опыта коллег, повышения положительной мотивации учащихся и развития их креативности;
-организация работы с молодыми педагогами;
-подготовка учителей к аттестации; курсовая переподготовка;
- работа в школьных творческих группах.
-участие в методической работе объединений города
-аналитическая деятельность;
-организация результативной научно – исследовательской деятельности педагогов и учащихся;
-повышение профессионального уровня педагогов как необходимого условия модернизации системы образования;
-изучение и использование современных технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания.
Педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе используется разноуровневый подход. Коллектив условно разделен на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством:
первая группа педагогов-обладают высокими педагогическими способностями. Главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Педагоги объединены в мастер-класс. Итог работы – печатный материал, описание методик, разнообразные дидактические материалы;
Группа совершенствования педагогического мастерства. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам;
Группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые учителя. Для помощи молодым учителям организована Школа молодого учителя.
Поставленные перед коллективом задачи решаются через совершенствование методики проведения урока, внедрение дифференцированного и личностно ориентированного подхода, применение новых педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих, технологии критического мышления, индивидуальной и групповой работы, как со способными учащимися, так и со слабоуспевающими.
Основными формами методической работы в школе являются:
-тематические педагогические советы;
-методический совет;
-методические семинары;
-работа учителей над темами самообразования;
-работа методических объединений;
-предметные методические недели;
-взаимопосещение и анализ уроков;
--аттестация учителей;
-курсовая переподготовка (организация и контроль);
-обобщение и ознакомление с ППО;
-участие в конкурсах педагогического мастерства;
-участие в конкурсах и фестивалях педагогических инноваций;
-работа с талантливыми и одарёнными учащимися;
-привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах различных уровней. Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системой принадлежит методическому совету. Он призван координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам методического обеспечения образовательного процесса. В его состав входят руководители методических объединений, руководители временных творческих групп, представители администрации, учителя-новаторы. В среднем, ежегодно проходит 5-6 заседаний методического совета. Работа методической службы должна быть скоординирована как по формам и содержанию, так и по охвату различных групп педагогов. Одним из ведущих способов такой координации является практика организации методической работы по единой методической теме, над которой работает весь педагогический коллектив в течение 5 лет. Единая методическая тема определяет главное содержание методической деятельности школы, находит отражение в тематике педагогических и методических советов, в работе МО, индивидуальной методической работе. Эффективность работы зависит от участия в ней каждого учителя, от характера его мышления, способности проникать в суть педагогических явлений, умения делать необходимые выводы. Завершающим этапом работы по реализации проблемной темы является оформление материалов и внедрение результативного опыта в практику работы коллектива.
В соответствии с методической темой школы, непрерывной является работа педагогов над темами самообразования и внедрением новых технологий. В то время, когда молодые учителя выбирают темы для самообразования, планируется индивидуальная помощь педагогу в виде памяток, консультаций, занятий: «Как выбрать тему для самообразования», «Как работать над методической темой» «Как оформить творческий отчёт по самообразованию». Применяют новые технологии 87% учителей. На сегодняшний день у 61% учителей темы по самообразованию тесно связаны с методической темой, проблемами и задачами школы. Так, на школьном методическом семинаре "Поделюсь своим опытом" 12 педагогов связали свои выступления с темами по самообразованию.
В школе практикуется проведение семинаров- школьных и городских, региональных, областных. Традиционными становятся новые формы методической работы: коучинг и менторинг, проводимые сертифицированными учителями с целью обогащения информационно-методического поля школы. Тематика и содержание коучингов: «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в преподавании и обучении. Сотрудничество и групповое взаимодействие», направлена на практическое ознакомление педагогов с современными подходами в обучении школьников.
Наша школа является ведущей в городе по сетевому сообществу учителей, освоивших 3-х уровневые курсы по программе Кембриджского унивесрситета. Созданы творческие группы учителей, прошедших данные курсы. Проводятся методические семинары, в том числе и региональные, в которых принимают участие учителя города и области, методисты городского отдела образования. Все семинары связаны с методической темой школы и имеют как теоретическую, так и практическую направленность.
Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности. Из года в год растет количество педагогов,стремящихся внедрять инновационные технологии в образовательный процесс. Как показывает практика, наибольшее предпочтение учителями школы отдается технологии критического мышления, личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации, развивающего обучения, игровой, проектной технологии, информационно-коммуникационных технологий. Практически все учителя школы при подготовке к урокам, непосредственно на уроках, внеклассных мероприятиях активно используют в работе такие технические средства обучения, как компьютер, проектор, ресурсы Интернета, интерактивную доску.
Методическая работа учителя по совершенствованию педагогического мастерства не остаётся незамеченной. Одной из эффективных форм является работа по формированию портфолио учителя, которое в дальнейшем помогает проанализировать работу педагога в динамике, является ценным документом при прохождении аттестации, оказывает помощь при самоанализе учителем своей работы, достижений за год. Результативной формой можно назвать также проведение индивидуальных и групповых консультаций, как для учителей, так и руководителей МО. В ходе беседы зачастую решаются вопросы педагогики и психологии, отдельные вопросы методики преподавания предмета, проводится анализ посещенного урока и самоанализ урока учителем. Обсуждаются при этом вопросы по специфике предмета, оказывается помощь при анализе результатов обучения и воспитания школьников за определённый период. Индивидуальные и групповые консультации являются средством оказания оперативной помощи учителю. Важной формой повышения профессионального мастерства учителей является деятельность школьных методических объединений учителей. Главной задачей методических объединений является оказание помощи учителям в совершенствовании их педагогического мастерства Постоянное методическое взаимодействие учителей-предметников способствует обучению кадров, ориентирует педагогический коллектив на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной и инновационной деятельности, помогает выработке единых ценностных ориентиров. Кроме того, участие в работе методического объединения стимулирует его профессиональное развитие, способствует его самореализации и решению личных профессиональных проблем. разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности. Ведущим направлением методической работы школы является проведение предметных недель, повышающих эффективность ведения уроков и внеклассных мероприятий и раскрывающих творческий потенциал учащихся и самих учителей. К проведению предметных недель в школе предъявляются следующие требования: разнообразие форм к проведению внеклассных мероприятий по предмету, их реклама; широкий охват учащихся и их активность; информационно-познавательный характер мероприятий; результативность. Предметные недели включают в себя интеллектуальные игры, творческие марафоны, викторины, вечера, брейн – ринги, конкурсы и многие другие мероприятия. Надо отметить, что проведение таких мероприятий стало в школе традицией и вносит праздничную атмосферу в учебный процесс. Итоги работы в методических объединениях подводятся на общешкольном творческом отчёте МО "Методический калейдоскоп". Каждое МО представляет свои достижения в форме презентаций, выставок методических разработок, творческих отчетов. Учителя школы принимают активное участие в работе городских методических объединений, делясь на их заседаниях своим педагогическим опытом, соответствующим актуальным вопросам. С целью оказания всесторонней методической и психологической помощи в педагогической деятельности молодым и вновь прибывшим учителям, организована и эффективно действует Школа молодого учителя, которая строится в соответствии с Положением о Школе молодого учителя, планом работы. В течение учебного года проводятся обучающие, практические семинары, в ходе которых начинающие учителя знакомятся с нормативными документами, с едиными требованиями к учителям и учащимся, с инструктажем по ведению школьной документации, с методическими требованиями к ведению урока, совершенствуют навыки методологической культуры, учатся мастерству самоанализа урока. С целью снятия психологического дискомфорта, выявления уровня комфортности в школьной среде, проводятся тренинги педагогом-психологом школы.Налажена работа по наставничеству, составлен график посещения уроков, индивидуальные планы молодых учителей. Положительным результатом работы ШМУ можно считать успехи и достижения молодых педагогов в различных конкурсах, публикации собственных печатных материалов, достижения их учеников. Одним из главных вопросов системы работы повышения педагогического мастерства и профессионализма является аттестация педагогов. С каждым годом процесс аттестации выдвигает все новые требования к деятельности учителя. С целью рефлексии и мониторинга состояния работы по аттестации педагогических кадров, в школе работает аттестационная комиссия, создающая необходимые условия для проведения данной процедуры. Учителя школы успешно проходят аттестацию, повышая или подтверждая свой профессиональный статус.
Одним из стимулов профессионального развития учителей является постоянное совершенствование их педагогического мастерства через курсовую систему. В соответствии с перспективным планом, учителя школы постоянно повышают свой квалификационный уровень. Кроме того, методическая работа на протяжении последних лет обогащена новыми формами, изученными в рамках курсов трёхуровневой подготовки. Данные формы рассчитаны на практическое овладение педагогами новых подходов в обучении, дифференцированы, ориентированы на конкретные изменения в практике учителя и предполагают формирование нового профессионального мышления. Результаты полученного на курсах опыта отслеживаются на уровне работы методических объединений, педсоветах, семинарах.
В рамках обобщения и распространения положительного опыта учителей эффективно действует школа ППО, в состав которой входят творчески работающие педагоги. Работа по обобщению собственного и передового педагогического опыта учителей проводится через предметные и коучинговые семинары, предметные недели , организацию творческих отчетов, участие в педчтениях и конференциях города, области и республики и посредством размещения работ учителей в печатных изданиях.
Одним из приоритетных направлений в организации методической работы в школе является участие в конкурсах педагогического мастерства с целью представления своего опыта работы. Данные конкурсы стимулируют профессиональное развитие учителей, становясь мотивом самоутверждения, достижения профессионального успеха и залогом побед.
С целью мобилизации творческого потенциала учителей школы, поддержки их творческой самореализации, ежегодно создаются временные творческие группы учителей, оказывающие методическую помощь педагогам при выполнении учебно-методической задачи, требующей оперативного решения.
Показателем того, что система методической работы в школе вышла на более высокий качественный уровень, является вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. В школе сложилась определённая система работы со способными и одарёнными учащимися, а именно: школьные олимпиады → городские олимпиады →областные олимпиады → республиканские и дистанционные олимпиады- международные интеллектуальные марафоны →работа школьного научного общества «Галактика» → школьная научно-практическая конференция → городской, областной, республиканский конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Зерде». городские, областные, республиканские научно-исследовательские конференции учащихся «Дарын».С целью создания условий для развития одаренных учащихся ежегодно составляется план мероприятий, в котором прописывается стратегия работы с учащимися для учителей-предметников, классных руководителей, педагога - психолога школы, заместителей директора, в рамках работы методического совета проводятся семинары по особенностям работы с одаренными детьми. Такая деятельность дает успешные результаты. Таким образом, на сегодняшний день в школе разработаны критерии оценки результатов методической работы в школе:
-рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;-положительный психолого-педагогический климат;
-высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
-овладение современными методами обучения и воспитания;
-хорошо организованный процесс обучения и воспитания;
-положительная динамика качества образования;
-высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
-своевременное распространение собственного и передового педагогического опыта;
- постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
-качественно организованная система повышения квалификации педагогов.
Критерии успешности образовательного процесса в школе:
-высокий уровень удовлетворенности обучающихся собственной учебной деятельностью;
-высокая оценка, которую учащиеся ставят своей школе в связи с её привлекательностью;
-высокий профессиональный авторитет педагогов;
-общая тональность отношений педагогов и обучающихся в школе;
-уважительное отношение к школе со стороны родителей;
-творческий настрой педагогов и обучающихся;
-желание педагогов достичь совершенства, которое позволило бы им стать любимыми педагогами в школе;
-высокий уровень внимания, включенности, интереса к учебе со стороны учащихся;
-умение использовать достоинства индивидуального, дифференцированного обучения;
-естественная связь между урочной и внеурочной, классной и внеклассной предметной деятельностью;
-устойчивое умение педагогов применять различные современные методики преподавания.
Активная позиция педагогов, их заинтересованность в совершенствовании собственной деятельности, применение новых технологий в обучении и воспитании, профессиональный интерес к результатам ученика является гарантией дальнейшего развития учебно-воспитательной системы школы. Усовершенствованная система методической работы дала свои результаты: в школе создана атмосфера сотрудничества среди членов педагогического коллектива, школа успешно прошла государственную аттестацию , достижения педагогов и обучающихся занимают достойное место в городской и областной системе образования. Все это позволяет говорить с уверенностью, что педагогический коллектив школы успешно решает вопросы повышения качества образования в условиях современной школы.
Литература
1.Сиденко А.С. Секреты продуктивного профессионального общения в школе: от теории к практике. «Инновационные проекты и программы в образовании».-2011.-№6.
2. Шаранова В.В. Зачем нужна методическая работа? «Эксперимент и инновации в школе».-2012.-№4.
3. Ерошима В.И. Организация методической службы в учреждениях профессионального образования. «Инновации в образовании»− 2010. − №5.
4. Рычихина Э.Н. Совершенствование системы управления методической работы. «Инновации в образовании». – 2011. − №4.
5. Федорова Т. Научно-методическая работа в школе: формы организации и способы осуществления. Т. Федорова «Директор школы». – 2005. − №6.
Структура управления методической работой школы
ДИРЕКТОР
Зам.директора по УВР,ВР, МР
Совет школы
Педсовет
Аттестационная комиссия
Методсовет
Творческие группы
М/О учителей естественного цикла
М/О учителей начальной школы
М/О учителей казахского языка и литературы, английского языка
М/О учителей естественно-математического цикла
М/О эстетико- трудового цикла, физкультуры и НВП
М/О учителей гуманитарного цикла
Использование образовательных технологий учителями школы