kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Одаренный ребенок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов  для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МАОУ «СОШ №15» в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одаренный ребенок" »







1.Введение


На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МАОУ «СОШ №15» в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;

  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;

  • формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.


Программа «Одаренный ребенок» МАОУ «СОШ №15» ставит своей целью:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Задачи программы:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в институциональных, муниципальных, краевых олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализации программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания школьников;

- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

Основные мероприятия программы

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

Концепция подпрограммы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.



Формы работы с одаренными учащимися:

 групповые занятия с одаренными учащимися;

 факультативы;

 предметные кружки;

 кружки по интересам;

 конкурсы;

 курсы по выбору;

 участие в олимпиадах;

 работа по индивидуальным планам;

 занятия в профильных классах

 интеллектуальные марафоны

Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»

1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.

1.5. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и районного психолога.

1.6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

1.7. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.

2. Организационная деятельность школы

2.1. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.

2.2. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.

2.3. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе внеурочной деятельности и внешкольного образовании.

3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

3.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в муниципальных, краевых, всероссийских олимпиадах.

3.2. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

3.3. Работа НОУ учащихся.


Основные мероприятия в рамках работы с одарёнными детьми

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

в течение года

Е.Ю.Дозморова

Зам.директора

2.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

в течение года

А.А.Солтан

Психолог школы

3.

Создание банка данных по одарённым детям гимназии.

Сентябрь, январь

Усатых Н.А.Руководитель МО

4.

Проведение работы с родителями одарённых детей.

в течение года

Учителя начальных классов

5.

Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми.


в течение года

Усатых Н.А.Руководитель МО

6.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

в течение года

Усатых Н.А.Руководитель МО

7.

Подготовка и проведение предметных школьных для учащихся 1-4 классов.

Ноябрь, февраль

Усатых Н.А.Руководитель МО

8.

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Почемучка» и т.д.

в течение года

Учителя начальных классов

9.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

Ноябрь, февраль

Усатых Н.А.Руководитель МО

10.

Подготовка учащихся к муниципальным олимпиадам

сентябрь - март

Учителя 4 классов

11.

Организация сети занятий по интересам.

в течение года

Н.А.Усатых, руководитель МО

12.

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

в течение года

Библиотекарь

Л.М.Свирепова

13.

Организация предметных недель

по литературному чтению, окружающему миру, математике, русскому языку

Ноябрь, февраль

Н.А.Усатых руководитель МО

14

Организация научных лабораторий

февраль

Н.А.Усатых руководитель МО

15

Работа НОУ «Первые шаги»

В течение года

Руководитель НОУ Е.А.Якимова

16

Научно-практическая конференция (институциональная/муниципальная)

Январь-февраль

Классные руководители

17

Участие в исследовательской деятельности

В течение года

Руководитель НОУ Е.А.Якимова

4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

4.1. Включение в план методического объединения начальных классов контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.

4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

4.3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.



5. Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

6. Список рекомендованной литературы.

  1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.

  2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.

  3. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.

  4. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.

  5. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.

  6. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2003.

  7. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.

  8. Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 1994.

  9. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  10. Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.

11.Родионова Е.А. Олимпиада “Интеллект”. – М. : - Образование, 2002


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Одаренный ребенок"

Автор: Дозморова Елена Юрьевна

Дата: 01.01.2015

Номер свидетельства: 149283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Программа "Одаренные дети""
    ["seo_title"] => string(24) "programma_odarennye_deti"
    ["file_id"] => string(6) "537551"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1580132181"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Организация учебной деятельности одаренного ребенка "
    ["seo_title"] => string(63) "orghanizatsiia-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-odariennogho-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "200700"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428904758"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Статья. «Роль современного педагога   в развитии одаренного ребенка»"
    ["seo_title"] => string(73) "stat-ia-rol-sovriemiennogho-piedaghogha-v-razvitii-odariennogho-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "253413"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447595785"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Программа индивидуального развития одаренного ребенка"
    ["seo_title"] => string(53) "programma_individualnogo_razvitiia_odarennogo_rebenka"
    ["file_id"] => string(6) "607510"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1653067540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства