Просмотр содержимого документа
«Профессиональное выгорание»
Успех учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении зависит от многих факторов, одним из них и самым важным является личность педагога, участвующего в образовательном процессе. Предполагается, что личность педагога должна быть психологически здоровой. В норме личность находится в состоянии своего непрерывного развития, самосовершенствования и стремления к самореализации и профессиональному росту. Сталкиваясь с трудностями в работе или личной жизни, педагог не должен испытывать психических надломов, приводящих к эмоциональным срывам и резким перепадам настроения. Напротив, педагог должен быть способен устанавливать доброжелательные отношения с окружающими, быть чутким и внимательным, обладать определённой долей эмпатичности, терпимости, вежливости. Преподаватель должен испытывать душевный подъём, энтузиазм, воодушевление, переживать множество положительных эмоций, творчески подходить к своей работе.Но профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к личности педагога, накладывает большую ответственность и даёт сильную эмоциональную нагрузку, что приводит педагогак тому, что он начинает ощущатьнепроходящую («хроническую») усталость, снижение работоспособности, раздражительность, снижение профессиональной значимости в собственных глазах, нередко общее ухудшение самочувствия. В подобных случаях можно говорить об эмоциональном профессиональном выгорании (ЭПВ).
Профессиональное выгорание - это защитная реакция в ответ на хронический эмоциональный и физический стресс, которая проявляется в виде непроходящей усталости, подавленности, немотивированной агрессии, недовольства собой и окружающими.
Профессиональное выгорание - комплексное состояние, охватывающее различные сферы личности, всю психику - на индивидуальном уровне, межличностные отношения и организацию в целом.
Однако профессиональное выгорание нетождественно стрессу, оно является «выгоранием души». Это более комплексное состояние, чем стресс, которое затрагивает ценностно¬смысловую сферу, тесно связано со смыслом профессии и жизни.
Большое количество исследований выгорания педагогов, позволяет рассматривать его как одно из ведущих негативных психо-физиологических состояний в педагогической деятельности. Интерес к данной проблеме обусловлен сложной природой данного феномена и его разрушительным влиянием на личность педагога, обучащихся и образовательный процесс в целом.
Под ЭПВ понимается состояние физического, психического и умственного истощения.Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощённость(чувство эмоциональной опустошённости и усталости, вызванное собственной работой), деперсонализацию (цинизм)-циничное отношение к труду и объектам своего трудапрофессиональных достижений - и редукцию профессиональных достижений (возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней).
Подобные проявления опасны, что негативно сказывается на социально-психологической адаптации, социальном здоровье индивида. Профессиональное выгорание может приводить к полномуразрушению различных психических сфер.В общем, появление синдрома выгорания, по всей видимости, невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами, скорее, оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, его межличностных отношений в профессиональной среде и с общей ситуацией в том коллективе и в том учреждении, в котором он работает.
Можно ли предотвратить выгорание или хотя бы свести к минимуму его последствия - это является открытым вопросом, но, по всей видимости, при систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных условий труда процесс «выгорания» может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение».
Риск педагогического выгорания могут смягчать стабильные и привлекательные условия труда, возможности для творчества, профессионального и личностного роста, удовлетворённость качеством жизни в различных её аспектах, наличие разнообразных интересов личности, перспективные жизненные планы. На выгорание также могут влиять личностные качества, темперамент, отношение к труду и жизни в целом. С этой точки зрения реже подвержены выгоранию оптимистичные и жизнерадостные люди, использующие творческий подход в своей работе, умеющие адекватно относиться к жизненным трудностям и правильно преодолевать возрастные кризисы, использующие навыки психической саморегуляции (управлять своим психоэмоциональным состоянием), а также те, которые удовлетворены выбором профессии и считают себя«на своём месте».
Синдром эмоционального выгорания можно преодолеть, используя не только самостоятельное усилие, но и внешнюю профессиональную помощь. Самостоятельное преодоление требует прежде всего, чтобы «выгорающие» сотрудники научились осознавать причины и симптомы профессионально обусловленного стресса и могли управлять ими.
Эффект «угасания» преподавателя могут снизить службы психологической поддержки. Деятельность подобных служб осуществляется в виде непрерывного систематического психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов с целью профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания. Сопровождение - это комплексный процесс обеспечения условий для оптимальной самореализации преподавателя в профессии, профилактики и коррекции симптомов эмоционального выгорания, адаптации к постоянно меняющимся внешним условиям и требованиям, помощь в достижении профессионального мастерства.
Психологическое сопровождение предполагает развитие личности преподавателя, поддержание адекватной самооценки, помощь в освоении эффективных технологий разрешения конфликтных ситуаций. Результатом психологического сопровождения должно стать профессиональное и личностное развитие, снятие зажатости, агрессии и удовлетворённости своим трудом.
Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома выгорания можно предложить рекомендации, соблюдая которые возможно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:
- определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели, старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой, используйте паузы (отдых от работы);
- займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;
- уходите от ненужной конкуренции, проще относитесь к конфликтам на работе;
- вовлекайтесь в эмоциональное общение, анализируйте свои чувства и делитесь ими с окружающими вас людьми;
- не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем;
- правильно питайтесь, много двигайтесь, активно отдыхайте, организовывайте праздники для себя, своей семьи, сотрудников, скажите «нет» вредным привычкам, не позволяйте мрачным мыслям и плохому настроению разрушать свое благополучие и душевное равновесие.
Профессиональное выгорание - актуальная тема сегодняшнего дня. Психолог Анны Неги говорила: «Интерес к своей деятельности, постоянное повышение профессионализма - рецепт, как «не сгореть на работе».