kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О профессиональной пригодности и профессиональном выгорании воспитателей ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические аспекты профессиональной пригодности и профессионального выгорания воспитателей ДОО. Цель исследования: изучить теоретические аспекты профессиональной пригодности и профессионального выгорания воспитателей ДОО. 

Предметом исследования является профессиональная психологическая пригодность и профессиональное выгорание воспитателей ДОО.

Объектом исследования являются воспитатели ДОО в их профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«О профессиональной пригодности и профессиональном выгорании воспитателей ДОО»

О профессиональной пригодности и профессиональном выгорании воспитателей ДОО



Проблема профессионального выгорания субъектов труда является актуальной, так как данный феномен проявляется в широком спектре профессий, и его негативные последствия проявляются на производительности, трудовой мотивации, профессиональном здоровье и т.д. Проблема сохранения профессионального здоровья как волновала, так и продолжает волновать многих руководителей различных организаций.

Профессиональное выгорание – феномен современности, следствие постоянной интенсификации профессиональной деятельности, роста информационных, коммуникативных, эмоциональных нагрузок при дефиците двигательной активности и нарушении гармоничного образа жизни человека.

Данный феномен широко распространен среди профессий «человек – человек».

Как феномен современности профессиональное выгорание стоит в ряду важнейших и малоизученных проблем теоретической и прикладной психологии труда, психологии менеджмента, управления человеческими ресурсами и психологии субъекта труда.

Деятельность педагога в силу своей специфики предполагает риск формирования синдрома профессионального выгорания. В связи с этим необходимо углубленное исследование роли индивидуально – психологических характеристик в формировании данного синдрома у педагогов, в частности у воспитателей ДОО.

Профессиональная пригодность к профессии — есть свойство личности, о котором можно судить по успешному овладению профессией и по степени удовлетворенности человека своим трудом.

Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков, общественно приемлемой эффективности труда; в понятие профессиональной пригодности входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценки его результатов. Профессиональная пригодность не является врожденным фактором, а формируется в самом трудовом процессе. В процессе профессионального труда сформировываются психические процессы человека (профессиональное восприятие, память и др.) и отдельные функциональные, так и его личность, определенные ценностные ориентации, характер и т.д. Довольно часто профессия откладывает свой отпечаток на внешний облик человека.

Профессиональная пригодность – это свойство системы «человек – профессия», где проявляется те свойства человека, которые он приобретает, реализуя себя в определенной деятельности и свойства деятельности, отражающиеся в содержании деятельности, специфики организма и психики человека.

Категория профессиональной пригодности отражает:

• выбор такой профессии, которая соответствует способностям и склонностям данного человека;

• удовлетворенность самим процессом труда, его результатами, а также интереса от избранной деятельности;

• оценку как надежности и результативности труда, так и безопасность ее выполнения;

• проявление профессионального самоопределения, самореализация личности в процессе труда;

• формирование «Я – концепции», становление такого образа, как «Я – профессионал», а также склонность субъекта труда к эталону профессионала.

Профессионально — важные качества, как составляющая профессиональной пригодности субъектов труда.

Профессионально — важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами — качеством, производительностью и надежностью.

Различают четыре группы индивидуальных качеств, образующих структуру профессиональной пригодности:

- абсолютные ПВК — те свойства, которые необходимы для выполнения на минимальном уровне деятельности;

- относительные ПВК – определяют возможность достижения высоких результатов деятельности;

- мотивационная готовность к осуществлению деятельности;

- анти — ПВК: отрицательно коррелируют с параметрами деятельности. Профессиональная пригодность предполагает минимальный уровень развития данных качеств или их отсутствие.

Каждая деятельность требует определенной совокупности ПВК. Даже применительно к одной работе нельзя говорить о едином перечне профессионально — важных качеств. Любой хороший работник преодолевает и компенсирует свои слабые стороны, а также использует сильные. Благодаря чему появляется неповторимый, индивидуальный стиль в работе. Важно знать, что профессионально важные качества в каждом случае не рядоположены, а образуют систему. В этой системе можно выделить пять составляющих:

1. Гражданские качества — моральный облик человека как члена общества, коллектива;

2.Отношение к профессии и труда, а также склонности и интересы к данной деятельности;

3. Дееспособность (как умственная, так и физическая);

4. Единичные, частные, специальные способности. Те качества, которые необходимы для данной профессии;

5. Навыки, привычки, знания, опыт.

Из вышесказанного ясно, что профессиональная пригодность у человека может быть готовой только при включении человека в деятельность. Однако некоторые компоненты профпригодности должны быть сформированы заблаговременно.

Можно выделить 4 степени профессиональной пригодности:

- непригодность (к данной профессии), заключающаяся в наличии отклонений в состоянии здоровья, несовместимых с работой в той или иной деятельности;

- годность (к той или иной профессии или группе их), характеризуется как отсутствием противопоказаний в отношении той или иной области труда, так и показаний;

- соответствие (данного человека к данной области деятельности), характеризуется отсутствием показаний, а также можно выделить некоторые личные качества, которые явно указывают на возможность выбора определенной профессии или группы профессий;

- призвание — это высший уровень профессиональной пригодности, характеризующийся тем, что основные ее структурные элементы обладают явными признаками соответствия человека основным требованиям деятельности.

1.4. Удовлетворенность трудом, как составляющая профессиональной пригодности субъектов труда.

Удовлетворенность трудом — эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. От удовлетворенности трудом зависит эффективность труда.

Двухфакторная теория Ф. Херцберга описывает две группы факторов, которые обуславливают удовлетворенность трудом:

1)мотивационные факторы — сам труд, его содержание, признание со стороны окружающих, возможности профессионального роста, личные достижения в работе;

2)гигиенические факторы — взаимоотношения в коллективе, заработная плата, поведение администрации, условия выполнения профессиональной деятельности; при преобладании благоприятных факторов данной категории уменьшается чувство неудовлетворенности характером работы.

Исследование формирования удовлетворенности трудом и динамики труда — одна из значимых проблем психологии социальной коллективов, где удовлетворенность рассматривается как важный показатель социально-психологического климата и эффективности деятельности.

Рецензенты Пельц и Ф. Эндрюс выделяют 13 факторов удовлетворенности трудом: соответствие квалификации работника выполняемой работе, возможность должностного и квалификационного роста, зарплата, руководство и др.

Ф. Херцберг, Дж. Хэкман и Дж. Олдхэм выделяют 5 основных факторов, которые нужны, чтобы сотрудники воспринимали свою работу как интересную, содержательную и приносящую удовольствие.

К таким факторам они отнесли:

1. Разнообразие умений. Работа должна требовать наличие не только одного умения, а нескольких.

2. Идентичность задания. Работа должна составлять одно целое, а не какую – то часть всей работы.

3. Важность задания. Работа должна быть важна для других людей.

4. Автономия. Работа, где человек может проявлять свободу и независимость, а также принимать собственные решения.

5. Обратная связь, касающаяся работы. Работа должна включать обратную связь.

Профессиональное выгорание.

Прoфеccиoнaльнoе выгорание (ПВ) это – субъектно - личнocтный дезaдaптaциoнный синдром, который прoявляетcя в нарушении oптимaльнoгo функционирования личности как субъекта деятельности. Данные изменения нocят, как прaвилo, дезaдaптивнo-рaзрушaющий характер, oтрицaтельнo cкaзывaетcя на делoвыx и межличностных oтнoшенияx и коммуникациях в организационной среде, прoявляетcя в снижении удовлетворенности caмoреaлизaцией в профессии, caмoaктуaлизaции в других cферax жизни, а при выcoкoй выраженности – в ухудшении пcиxocoмaтичеcкoгo самочувствия. Данный синдром наиболее характерен для специалистов «субъект — субъектных профессий», к которым относятся медицинские работники, учителя, воспитатели, консультирующие психологи, менеджеры, педагоги и другие.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
О профессиональной пригодности и профессиональном выгорании воспитателей ДОО

Автор: Панкратова Валерия Геннадьевна

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 305941

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства