Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования средствами внедрения новых воспитательных технологий в образовательную деятельность»
Доклад.
Тема: «Воспитательные технологии образовательной деятельности как средство повышения качества образования».
Автор: Михайлова Ольга Николаевна, зам. по УВР.
Основная образовательная программа МБОУ СОШ №6 построена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования «Алгоритм успеха», выполнение которой является гарантом качества образования.
Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования, в том числе совершенствование системы воспитательной работы, одной из составляющих содержательного раздела ООП. За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий. Поставив личность ребенка в центр школьного мироздания, многие педагоги, творчески работающие в условиях модернизации школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, применение знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности. В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»Президент Российской Федерации В. В. Путин сформулировал стратегические ориентиры воспитания: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Программа воспитания и социализации МБОУ СОШ №6 (далее школа) построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Целью Программы воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Общие задачи воспитания и социализации классифицированы по направлениям (Общеинтеллектуальное направление, духовно-нравственное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное направление), каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, и основано на определенной системе базовых национальных ценностей
В состав воспитательной системы школы входят: образовательная деятельность, внеурочная образовательная деятельность и внеучебная деятельность. В школе ведётся работа по воспитанию обучающихся посредством кружков, конкурсов, фестивалей, акций, праздников, марафонов, встреч, выставок, классных часов, уроков и т.п., воспитательный потенциал которых остается значителен.
Одним из путей совершенствования воспитательной работы в наше школе является освоение учителями и воспитателями продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Практика показывает, что иногда учителя и воспитатели нашей школы испытываются затруднения при постановке воспитательных целей урока, планировании путей их осуществления. При анализе уроков внимание, как правило, акцентируется на образовательных и развивающих целях и способах их решения.
Но очевидно, насколько высока роль учителя-предметника в воспитании детей. Сможет ли классный руководитель, общаясь с обучающимися в промежутках между уроками и проводя один классный час в неделю, воспитать у них необходимые качества, если процесс воспитания не будет целенаправленно и систематически осуществляться преподавателями на уроках? Ответ на эти вопросы лежит на поверхности. Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания обучающихся.
Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а, в первую очередь, воспитание, развитие личности и ее социализация. Обучение формирует у обучающихся определённые взгляды, убеждения, способствует развитию жизненно-важных качеств личности. Поэтому особое внимание мы уделяем повышению статуса воспитательной работы, изменения ее идей, подходов, принципов и характера. Однако воспитательный процесс на уроке, кружке, КТД необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания, только в этом случае результат будет соответствовать цели.
Достичь этого поможет использование в образовательной деятельности воспитательных технологий.
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитание – сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом.
Результатом воспитания выступают личностные изменения человека, выражаемые в системе отношений к миру, к обществу и к самому себе.
В методической литературе описывается множество воспитательных технологий, которые используются учителями школы. Напомним основные положения отдельных воспитательных технологий и остановимся на тех, которые активно используют в своей работе наши учителя.
Интерактивные технологии. В настоящее время они являются, пожалуй, самыми востребованными.Среди них можно выделить: метод карусели; эвристическая беседа; дискуссии, дебаты; конференции; деловые игры; технология полноценного сотрудничества; технология моделирования.
Примером использования данной технологии могут служить как элементы урока, так и мероприятия - «Телемост литературных героев», онлайн викторины и т.п.
2. Технология проектного обучения. Очень актуальна в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта. Учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущей формой технологии проектного обучения является игра, во время которой учащиеся делятся на группы, создают и защищают свой проект ( в рамках ФГОС учащиеся осуществляют проектную деятельность по каждому предмету). Ярким примером использования данной технологии служит участие наших учащихся в областной и муниципальной НПК, Муниципальной интеллектуально-творческой игре ЭкоКолобок, во Всероссийском марафоне исследовательских и творческих проектов «Литературное творчество моих земляков» и т.п.
3. Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы: идея включения учащихся в улучшение окружающего мира; идея соучастия учащихся в воспитательном процессе; коллективно-деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности учащихся; комплексный подход к воспитанию; личностный подход, одобрение социального роста учащихся. Данная технология активно реализуется в школьной жизни через уроки создания литературной гостиной, урок-дискуссию, и др.; через праздники: «Золотая осень», «Новогодний фейерверк», «День матери», Митинг 9 мая; конкурсы рисунков, поделок, Конкурс патриотической песни, Зарница, Спортивные мероприятия, Конкурс строя и песни и пр.
4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского. Идеи и принципы этой технологии следующие: в воспитании нет главного и второстепенного; воспитание – это, прежде всего, человековедение; эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления; принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов; культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы; приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.
Среди технологий гуманного коллективного воспитания учителя и воспитатели используют - «Ток-шоу», «Звездный час», «Экологический ринг», участие в благотворительных акциях («Новы год в каждый дом», «Украсим новогоднюю ёлку ВМЕСТЕ!», «Белый цветок», «Ветеран», «Обелиск», т.п.)
Несмотря на то, что технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
5. Деловая игра — метод имитации принятия решений в различных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей.
Структура игры: этап подготовки; разработка игры; постановка проблемы, целей; групповая работа над заданием; анализ и обобщение; рефлексия – оценка и самооценка работы.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при проведении урочной формы занятий происходит по следующим направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В практике урока примером данной технологии служит урок-суд, урок-заседание и т.д.
Данная технология реализуется в таких мероприятиях, как выборы классного, школьного самоуправления, Выборы в Молодёжное Правительство г.о. Сухой Лог., День самоуправления и пр.
6. Арт-технология – это технология обеспечения учебной деятельности средствами художественного творчества.
Уроки, проведенные с применением арт–технологии дают огромное моральное удовлетворение, т.к смена ролей, функций, стилей общения значительно активизирует резервные возможности обучающихся;
Учитель, применяющий арт–технологию на уроках имеет возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно – ориентированного, коммуникативно-ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса. Активно используется данная технология всеми учителями на уроках, т.к. эстетически прекрасное, наглядное только упрочняет знания; конкурсы рисунков – «Мир глазами детей», «Война-жесточе нету слова!» и стенгазет «Экологические катастрофы ведут….», «Спасём первоцвет!» и т.п.
7. Технология «Портфолио» -одна из форм личностно-ориентированного КТД. Портфолио позволяет судить не только об учебных, творческих, но и коммуникативных достижениях обучающегося. В этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку
Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс обучающегося, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Идею этого КТД можно представить в формуле: «Возьми воспитание в свои руки».
С 2015 года в нашей школе в конце учебного года проходит Конкурс «Лучшее портфолио» среди учащихся начальной и основной школы. Учащийся должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.
Формирование портфолио способствует развитию навыков анализа деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки своих результатов и понимание их динамики, а также позитивному отношению к сторонней критике своей деятельности.
8. Метод « Пять минут с искусством».
Недолговременное и малообъемное общение с искусством без анализа и оценок. Использовать можно как релаксацию в конце урока или как паузу при смене деятельности, например, в форме демонстрации слайдов с красивой природой, пейзажами, прослушиванием фрагментов классической музыки. Эта технология нашла активное применение не только на уроках природоведения, литературы, искусства, музыки, но на динамических паузах других предметах и внеурочных мероприятиях, виртуальных экскурсиях.
9. Технология педагогической оценки поведения и поступков обучающихся. Хочу напомнить, что педагогическая оценка поведения и поступков обучающихся является средством ориентации их среди множества ценностей и антиценностей.
Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения обучающегося с другими, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д. Можно отметить положительные или отрицательные стороны выполненной работы, можно сравнить эффективность предложенных методов и способов, но, ни в коем случае, не переходить на оценку личных качеств обучающихся
10. Технология предъявления педагогического требования
Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности обучающихся на уровне данной нормы.
Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.
С какими нравственными объектами вступает обучающийся во взаимодействие на уроке?
1) Отношение к другим людям, проявляющееся через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность.
2) Отношение к самому себе, проявляющееся в чувстве собственного достоинства, требовательности к себе, гордости, скромности, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности, честности.
3) Отношение к обществу и коллективу, проявляющееся в трудолюбии, добросовестности, честности, чувстве долга, озабоченности неудачами товарищей, радости сопереживания успехам.
4) Отношение к труду, характеризующееся ответственным выполнением домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.
5) Отношение к Родине, проявляющееся в добросовестности, ответственности, в чувстве гордости за её успехи, в озабоченности её трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду.
Реализация воспитательных возможностей содержания учебной дисциплины осуществляется толь тогда, когда учитель, воспитатель:
- обладает достаточно высоким интеллектуальным уровнем преподавания;
- увлекает обучающихся высоким отношением к основному объекту изучения;
- учит обучающихся видеть за абстракциями и обобщениями жизненные явления и относиться к ним согласно нормам общественной морали;
- целенаправленно вводит персоналии и исторические экскурсы, а также дополнительный материал, помогающий связать содержание изучаемого с реальной жизнью и её проблемами.
Мы описали лишь некоторые из воспитательных технологий, применяемых учителями и воспитателями в образовательной деятельности, но можно сказать, что активное внедрение в воспитательный процесс перечисленных технологий является одним из направлений «Развития воспитания в системе образования», где обозначены такие приоритеты:
- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитанияи способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
- полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;
- расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;
(Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.).
Подводя итоги, хочется сказать, что проанализировав уровень воспитанности обучающихся нашей школы мы наблюдаем положительную динамику. Шесть критериев воспитанности отражают внешнюю культуру (отношение к школе, обществу, отношение к природе), так и внутреннюю (любознательность, прилежание, трудолюбие, отношение к себе, красивое в жизни), и демонстрируют уровень сформированности культурных навыков обучающихся школы.
Современный французский ученый, писатель Эрнст Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». Можно продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.