~~Педагогический совет
«Организационные и технологические подходы к формированию функциональной грамотности школьников»
Цель: Определение актуальных проблем в организации современных подходов по формированию функциональной грамотности школьников и возможных путей их решения в реальной педагогической практике.
Задачи:
- Определить основные требования к организации работы по формированию функциональной грамотности школьников;
-Повысить интерес педагогов к учебно-воспитательной работе по формированию функциональной грамотности школьников через повышение уровня самообразования, изучения и внедрения новых образовательных технологий;
- Разработать методические рекомендации к проектированию и проведению уроков, направленных на развитие функциональной грамотности школьников.
Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!
Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.
Сегодня школа вся и во всем изменяется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся.
Образование как фактор экономического, социального и духовного прогресса общества обуславливает устойчивое развитие государства. Одним из условий воплощения такой миссии образования в реальность является расширенное понимание грамотности, предполагает развитие нового отношения к качеству жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет. »
Педагогический совет
«Организационные и технологические подходы к формированию функциональной грамотности школьников»
Цель: Определение актуальных проблем в организации современных подходов по формированию функциональной грамотности школьников и возможных путей их решения в реальной педагогической практике.
Задачи:
- Определить основные требования к организации работы по формированию функциональной грамотности школьников;
-Повысить интерес педагогов к учебно-воспитательной работе по формированию функциональной грамотности школьников через повышение уровня самообразования, изучения и внедрения новых образовательных технологий;
- Разработать методические рекомендации к проектированию и проведению уроков, направленных на развитие функциональной грамотности школьников.
Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!
Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.
Сегодня школа вся и во всем изменяется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся.
Образование как фактор экономического, социального и духовного прогресса общества обуславливает устойчивое развитие государства. Одним из условий воплощения такой миссии образования в реальность является расширенное понимание грамотности, предполагает развитие нового отношения к качеству жизни.
В настоящее время подготовка школьников к жизни к труду, как один из ведущих приоритетов образования, требует пересмотра результатов образования. Более широкое толкование понятия «образовательные результаты» связано с рассмотрением образования как созидательного фактора, движущей силой социально-экономического, культурного прогресса общества.
Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.
Одним их уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
Один из механизмов реализации плана действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы является коренное обновление методологии и содержания обучения. В связи с этим было начато системное внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функционально-компетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей.
В проекте нового ГОСО требования к уровню подготовки обучающихся представляют единство 3-х аспектов: личностных, системно-деятельностных и предметных результатов, согласно которым содержание работы по развитию функциональной грамотности будет заложено в каждом учебном предмете, в том числе в содержании предметов «Химия» и «Биология». Так, одним из ожидаемых личностных результатов является владение государственным, родным и английским языками, мотивированность и способность к самообразованию и самореализации, созидательному труду. (Слайд)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности...
Развитие функциональной грамотности учащихся - одна из важнейших задач современного образования. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - это атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
В Национальном плане можно укрупненно выделить 4 базовых механизма развития функциональной грамотности.
Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения. Эти задачи широко обсуждены на региональных и республиканской августовских конференциях с участием 20 тысяч педагогических работников. Это подготовка и повышение квалификации педагогов, внедрение E-learning и новых технологий обучения и т.д. Также начато системное внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функционально-компетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей. Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения. Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников. Они будут проводиться как национальными, так и международными системами оценки. Из национальных систем – это ВОУД и ЕНТ. В ближайшие годы у нас пройдут и международные исследования – PISA, TIMSS. Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире – активное участие родителей в образовании и воспитании детей. Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.. Все данные качества формируются в школе.
Основным образовательным инструментом в школе выступает организация исследовательской деятельности, которая решает задачу формирования предметных знаний на компетентностной основе.
Освоение интерактивного оборудования выводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяет сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс взаимодействия с аудиторией, классом. Учебная работа с электронными средствами обучения, создаёт условия для использования среды в качестве:
средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников;
инструмента познания;
средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получениянеобходимой информации из разнообразных источников;
средства развития личности;
эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.
Посещенные уроки
В ходе подготовки к педсовету изучались организационные и технологические подходы в формировании функциональной грамотности школьников. Было посещено __51___ уроков с целью изучения опыта работы педагогов, а также определения актуальных проблем в организации современных подходов по формированию функциональной грамотности школьников, проведено анкетирование учителей. Формирование потребности в постоянном повышении профессиональной компетентности, стимулирование применения современных методик и технологий образовательного процесса, раскрытие творческого потенциала учителя, создание благоприятного творческого климата в ученическом коллективе - основной фактор функциональной грамотности учителей. Задачу совершенствования профессионального мастерства учителей школы решаем через овладение современными образовательными технологиями, внедряемыми в современный урок, которые в свою очередь обеспечивают формирование функциональной грамотности средствами предмета.
Педагогический коллектив начал внедрение в практику проведения современного урока 7 модулей, что должно способствовать повышению профессионализма учителей коллектива. В целом в работу было вовлечено более 30% учителей.
Уроки отличаются системностью, продуманностью всех этапов, а также выбором содержания материала, исходя из индивидуальных особенностей класса, учителя пытаются раскрыть творческий потенциал личности на основе индивидуализированного подхода в учебном процессе ( Анварова Е.И., Гайдукова Н.А., Кашкимбаева К.К., Машрапова А.Т., ШевченкоЛ.В. , Батталова К.Т. Жазкей С.Нургалиева Г.М) Уроки учителей, прошедших уровневые курсы, а их в начальной школе три учителя: Цымбал О.В., Мурадымова К.Х., Вирясова Н.В., а также учителей Черновой В.И., Рушановой З.А., Ежовой В.Н., Денисенко Н.А, Лукашовой А.И., Басанец., В.В. Пелих И.Ю., Петрук С.А., Лызиной Г.Н., Черва С.Г. соответствуют требованиям урока на деятельностной основе с применением ИКТ, стратегий развития критического мышления: соблюдается структура, наблюдается завершенность каждого этапа, урок имеет логическую завершенность.
В ходе посещения уроков, мы увидели, что в основном проверка знаний учителями организована в соответствии с программой, которая определяет максимум и минимум знаний. В ней же указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками. Многие педагоги (Подлесная О.Н., Криворучко А.А.,Нургазинов А.С. Терешина О.В.Дацюк А.Ф. Мусина Г.С. Блашкина Н.Н. Василишина Т.Н.) руководствуются алгоритмом организации проверки ЗУН: отбирают материал для проверки, разрабатывают систему вопросов и заданий, подбирают необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планируют, определяют методы и формы проверки.
Но вместе с тем анализ проведенной работы позволил обозначить основные типичные субъективные ошибки оценивания школьников, а именно учителя при оценке ЗУН не учитывают уровни усвоения программного содержания и высокие оценки выставляют за воспроизведение учебного материала (уроки истории, географии, биологии, литературы). При работе с текстом, в основном, даются задания репродуктивного уровня: пересказать, ответить на вопросы и как правило, чем полнее пересказано содержание параграфа, тем выше оценка.
Необъективность оценок является и следствием отсутствия твердых критериев по выполняемой деятельности, поэтому преподаватель ставит высокие оценки за слабые ответы, и наоборот (примеры). К этой же проблеме можно отнести и причину того, что оценки по итогам деятельности учеников своевременно не выставляются. Так, на ____ посещенных уроках отдельных учителей оценочная деятельность не наблюдалась. Редко практикуется и комментирование отметок, Смысл которого заключается
во-первых, в указании на положительные стороны ответа и наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, на что надо обратить внимание,
во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив передним, в- третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. . Но критерии не отработаны, носят формальный характер. Все посещенные уроки содержали этап контроля и рефлексию. Учителя используют разнообразные методы формативного оценивания на этапе рефлексии. Учащимся очень нравится выражать эмоциональную оценку. Ученики оценили физминутки с применением видео в сопровождении музыки. Необходимо работать над критериальным оцениванием.
Ни кому не секрет, чтообразование должен включать в себя усвоение базовых образовательных навыков (таких как грамотность, способность производить исчисления, выражать свои мысли устно, решать проблемные ситуации) и базового содержания образования (включая знания, ценности и представления), которого не достаточно у наших отдельных педагогов. Им необходимо сформировать личность таким, чтобы быть способной выживать, развивать собственные способности, активно участвовать в развитии общества.
Учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительна сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.
Сегодня уже невозможно себе представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации, открывающих принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом. К сожалению, зачастую этот потенциал не реализуется или реализуется не в должной мере из-за отсутствия у работников образования знаний и опыта в области работы с такими технологиями и средствами телекоммуникации; приходится признать, что современные школьники, и даже родители оказываются более осведомленными и «продвинутыми» в этой сфере, нежели педагоги, психологи, школьные администраторы.
Согласно теории Бенжамина Блума процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание то есть усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, общение , перефразирование. Применение и использование новыхи действий в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять улученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых я синтеза идей (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, способы оценить ценность той или иной идеи.
Для того учитель сам должен быть функционально грамотным чтобы достичь пика прирамиды Блума . По этому сегодня насколько функционально грамотен педагогический коллектив нашей школы вы узнаете.
Выступает Талипова ЭЕ.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности.
Процесс развития функциональной грамотности средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.
Содержание функциональной грамотности
ФГ 1. Грамотность чтении и письма
2. грамотность естественных наук
3. математическая грамотность
4. компьютерная грамотность
5.грамотность в вопросах семейной жизни
6. грамотность в вопросах здоровья
7. юридическая грамотность
Они выявили, каким должен быть функционально грамотный педагог.
Работа по группам
Раздать бумаги и стикеры , критерий работы по группам
Выступление групп
По итогам выступления модераторов групп можно прийти такому решению что
Педагоги должны взять на себя управление своей деятельностью:
самостоятельно инициировать её;
ставить адекватные цели и задачи;
находить необходимые средства;
оценивать результаты;
осуществлять самокоррекцию;
нести ответственность за принятие решений и их выполнение.
При таком подходе мы можем осуществить требования нового стандарта образования, но , безусловно , главная роль отводиться УЧИТЕЛЮ.
Проект решения педсовета:
1. Разработать методические рекомендации к проектированию и проведению уроков, направленных на развитие функциональной грамотности школьников. (ЗДУВР)
2. Провести обучающие семинары по вопросу применения таксономии Блума. ( Шевченко Л.В. Цымбал О.В)
4. В период проведения предметных недель организовать мастер-классы по развитию функциональной грамотности. (Рук МО)
5. Выявить опыт через посещения уроков (ЗДУВР)
6. Продолжить подготовку учащихся к участию в предметных олимпиадах, дистанционных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, конференциях на международный уровень.
7. Организовать кукольный театр по предмету каз яз в русской школе и англ яз.
8. Систематизировать опыт учителей школы с целью создания банка идей и единого образовательного пространства по формированию ФГШ. (методический кабинет).
9. При обучении казахскому языку учителям необходимо решить следующие задачи с целью использования в речевой практике казахского языка. Для каждой параллели определить: лексический минимум, грамматический минимум.
ЗДУВР Ниязбекова Г.М.
Педагогический совет
В СОПШДО №17 18.11.13г прошел педагогический совет по теме: «Организационные и технологические подходы к формированию функциональной грамотности школьников».
Предварительный этап (октябрь-ноябрь):
Посещение уроков учителей (администрация)
Подготовка к выступлению руководителей групп
Анкетирование учителей и учащихся
Ход педсовета:
1.Ознакомление с повесткой педсовета. (директор школы Маликова А.К.).
2.Выборы экспертной комиссии ( Кашкимбаева К.К. Чайка Н.С. Цымбал О.В.)
3.Доклад «Организационные и технологические подходы к формированию функциональной грамотности школьников»
Ниязбекова Г.М., Талипова Э.Е. заместители директора (20 мин) (притча Все в твоих руках)
4. Работа по группам (20 минут)
5. Подведение итогов. Выступление модераторов групп(по 5 мин)
6. Подведение итогов педсовета (5 мин)
8. Решение педсовета. Выступление экспертной комиссии (10 мин)
9. Рефлексия. (5 мин)
Программа
проведения педагогического совета в СОПШДО №17
Тема педсовета «Организационные и технологические подходы к формированию функциональной грамотности школьников»
Тип педсовета: проблемно-поисковый
Форма:
Предварительный этап (октябрь-ноябрь):
Посещение уроков учителей (администрация)
Подготовка к выступлению рук МО
Анкетирование
Ход педсовета
1.Ознакомление с повесткой педсовета.(директор школы Маликова А.К.). Выборы экспертной комиссии (Кашкимбаева К.К. Батталова К.Т. Чайка Н.С. Цымбал О.В.)
(3 мин)
2. Доклад ««Организационные и технологические подходы к формированию функциональной грамотности школьников» Ниязбекова Г.М., Талипова Э.Е. заместители директора (30 мин)
3. Работа секций: (30 минут)
4. Подведение итогов. Выступление руководителей (5 мин)
6. Подведение итогов педсовета (5 мин)
7. Решение педсовета (10 мин)
8. Рефлексия. (5 мин)
Первая группа «Функциональная грамотность в чтении и письма»
Рук: Жазкей С. Рук: Криворучко А.А.Нургалиева Г.М.
Вторая группа «Функциональная грамотность в естественных науках» (математическая, компьютерная грамотность) рук. Умарова А.Ж. Шевченко Л.В.
Третья группа «Грамотность в вопросах семейной жизни»
Рук: Овчарова Л.С.
Четвертая группа «Грамотность в вопросах здоровья»
Рук: Бондаренко Н.С.
Пятая группа «Юридическая грамотность»
Рук: Сапанов Б.Д.
Первая группа «Функциональная грамотность в чтении и письма» Рук: Жазкей С. Мурадымова Г.Ш.
1.Смагулова Б.К.
2. Искакова К.С.
3.Абилманова Ж.Ш.
4. Пелих
5. Басанец В.В.
6. Денисенко Н.А.
7. Ежова В.Н.
8.Лызина Г.Н.
9.Петрук С.А.
Анкета для учителей
Что такое «функциональная грамотность»?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие приемы формирования функциональной грамотности вы используете в своей практике?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Применяете ли Вы на своих уроках систему критериального оценивания основанного на таксоманииБлума ?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как часто в самостоятельные или контрольные работы Вы включаете задания, требующие обьяснения или обоснования?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для учителей
Что такое «функциональная грамотность»?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие приемы формирования функциональной грамотности вы используете в своей практике?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Применяете ли Вы на своих уроках систему критериального оценивания основанного на таксоманииБлума ? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как часто в самостоятельные или контрольные работы Вы включаете задания, требующие объяснения или обоснования?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ХОРОШО ЛИ ВЫ УСВОИЛИ МАТЕРИАЛ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ?
КАКИЕ ВОПРОСЫ (МОМЕНТЫ ПЕДСОВЕТА) УДАЛОСЬ ЗАПОМНИТЬ БЫСТРО И ПОЧЕМУ?
КАКОЙ МОМЕНТ ПЕДСОВЕТА ВАМ ПОКАЗАЛСЯ ИНТЕРЕСНЫМ, ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ?