Активный | • Урок идет в оптимальном темпе, части логически связаны друг с другом. • Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность уч. познавательной атмосферы. • Отработанные фор-мы учебной работы позволяют экономить время для введения нес- тандартных учебных ситуаций. | • Учитель владеет объяснительными репродуктивными, инструктивно-практическими, продуктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяет адекватно содержанию. | • Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса. • Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя. • Разнообразные виды задания обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей | • Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися. • Ученики охотно вступают в диалог. • Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей. • Учащимися признается и принимается активная, инициирующая позиция педагога | • Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную и доступную для освоения форму. • Речь выразительна, богата, формулировки вопросов побуждают к учебному диалогу. • Речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока | • Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе. • Учащимися и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу. • Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе | • Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах урока. • Ответам учащихся даётся краткая характеристика, оценка обосновывается. • Учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала | • Основной материал усвоен учащимися в объёме, до- статочном для первичного освоения. • Ученики осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях. • Закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия как в содержании, так и в форме организации урока. |
Ситуативный | • Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью. • Темп занятия неоднороден: то напряжённый, то излишне расслабляющий. • Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке | • Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы. • Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения | • Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока). • Учащиеся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому. • Учащиеся предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий | • Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом. • Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога. • Слабо развиты умения со- вместной поисковой деятельности. • В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся | • Педагог «зациклен» на привычном тексте. • Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер. • Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся | • Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока. • Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т. д. | • В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся. • Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока. • Коррекция учебного процесса осуществляется за счёт эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблем | • Материал усвоен фрагментарно и / или только отдельной группой «продвинутых» учащихся. • На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы. • Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере | |
Творческий | • Урок (или большая его часть) проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме. • В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех | • Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей. • Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания. • Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся | • Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной творческой, познавательной сферах). • Учащиеся принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками | • Педагог поощряет инициативу учащихся, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия. • Учителем и учащимися совместно создаются возможности для самореализации личности | • Речь учителя обогащает учебный материал. • В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации. • Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся, побуждает к творчеству | • Учитель, его манера поведения, речь, профессиональные умения служат позитивным примером для подражания. • Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения. • Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот | • В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся. • Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля. • Передача контрольных функций от педагога учащимся свидетельствует о взаимном доверии, основанном на объективности знаний, критериев оценок, навыках самоанализа и рефлексии | • Материал урока усвоен всеми, за- креплён с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения. • Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности. • Высоковоспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире) | |