Тема урока: Физические величины. Измерение физических величин.
Задача: Раскрыть сущность изучаемых явлений. Познакомиться с понятием «физическая величина», научиться измерять физические величины при помощи простейших измерительных средств.
Цели урока:
Образовательная - проконтролировать знания учащихся, полученные на предыдущем уроке, сформировать представления о структуре и содержании изучаемой физической теории, организовать усвоение основных определений по данной теме, познакомить с основными физическими величинами, сформулировать основные законы по данной теме.
Развивающая - формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, формировать умение анализировать факты при наблюдении или объяснении явлений, при работе с текстом учебника, развивать внимание, память, логическое и творческое мышления.
Воспитательная - формирование интереса к физике при анализе физических явлений, при демонстрации опытов, при решении задач, стимуляция работы учащихся, формирование научного мировоззрения учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Демонстрации.
1. Измерительная линейка, секундомер демонстрационный, термометр, амперметр демонстрационный и лабораторный, транспортир. линейка, мензурка, секундомер, термометр, другие измерительные приборы.
1. Организационный момент
Приветствие учащихся
Проверка учащихся на присутствие.
2. Домашнее задание §6
3. Поверка домашнего задания.
4. Изложение нового материала
При проведении опытов мы имеем дело с физическими параметрами, которые во времени могут либо меняться, либо нет. Характеристики тел или процессов, которые могут быть измерены, называются физическими величинами.
К физическим величинам относятся объем, масса, длина, время, скорость, температура, вес, площадь и т.д.
Особое внимание в объяснении нужно уделить тому, что любая физическая величина измеряется в своих единицах. Обычно все физические величины измеряются в международной системе единиц (система СИ, что значит: система интернациональная).
Например, единицей времени считается секунда (1с), единицей длины - метр (1.м). Чтобы было удобнее измерять физические величины, кроме основных единиц используют кратные единицы, которые в 10, 100, 1000 и т.д. больше основных и дольные, которые в 10, 100, 1000 меньше основной единицы. Для их обозначения используют специальные приставки (см. таблицу).
Для измерения физических величин применяют измерительные приборы. Самыми простыми измерительными приборами являются рулетка, мензурка (измерительный цилиндр). Более сложными являются термометр, секундомер.
Почти все измерительные приборы имеют шкалу. На ней нанесены при помощи штрихов деления и над соответствующими делениями - значения величины. Многие шкалы являются равномерными, т.е. расстояния между смежными делениями одинаковы.
Но при помощи измерительного прибора мы не можем измерить значение физической величины точнее некоторого значения.
Например, при помощи линейки, у которой между делениями 1см и 2см нанесено 10 равных делений, мы можем измерить длину с точностью до 1мм. Эта величина называется ценой деления (Ц).
Перед проведением измерений всегда определяют цену деления прибора.
Для определения цены деления прибора необходимо взять два ближайших деления с числовым обозначением, из большего вычесть меньшее и разделить на число делений между ними.
5.Рефлексия.
Я предлагаю вам стать на какое-то время экспертами-криминалистами.
Послушайте задание:
На месте совершения преступления обнаружен след от обуви. Из протокола допроса свидетеля (показания бабушки 75 лет) ". ой, милок, какой он рассказать точно не смогу. Хотя, запомнила, что он человек молодой и лет ему 26-28, не больше. Рост, ну не знаю, для меня уж очень большой. ".
Подтвердите показания свидетеля и предоставьте следователю как можно больше информации о человеке, совершившем преступление.
По следу (отпечатку обуви) можно узнать: рост человека; определить длину шага; создать модель человека. Если известен примерный возраст, то рассчитать идеальную массу.
Каждая группа экспертов-криминалистов получает по образцу следов преступников, вы должны определить их основные параметры и помочь следствию.
Определите цену деления и погрешность используемых приборов. Предложите способ определить толщину волоса. Результаты исследования оформить в таблицу.
№ следа
формула
результат исследования
длина ступни
возраст
рост
(( длина ступни - 15)*100)/15,8
ширина ступни
Рост / 18
длина шага
длина ступни * 3
длина пятки
Рост / 27
голова
Рост / 8
плечо
(Рост - 73,6) / 2,97
предплечье
(Рост - 80,4) / 3,65
бедро
(Рост - 69,1) / 2,24
голень
(Рост - 72,6) / 2,53
масса
((Рост * 3) /+ Возраст) * 0,25 + 45
6. Выставление оценок.