kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивация учения - основное условие успешного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целями школьного образования, которые перед школой ставят государство, общество и семья, помимо приобретения определённого набора  знаний и умений, являются раскрытие потенциала ребёнка, создание условий для реализации его природных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация учения - основное условие успешного обучения»

"Мотивация учения -  основное условие успешного обучения"

 Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации знаний педагогов о ключевых понятиях «Мотивация учения» и закреплению представлений о формировании мотивационной сферы учения.

 Задачи:

1. Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «Мотивация учения».

2. Используя практический опыт учителей, обобщить знания педагогов о приемах формирования мотивационной сферы учения.



Ход педсовета:

  1. Сообщение о теме педсовета, его цели и задачах.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

  1. Обоснование выбора темы педсовета.

Ученик - деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.   Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский)

Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации (учить детей так чтобы им захотелось учиться). Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.

Для этого учитель должен знать и владеть различными формами и методами обучения.

3. Краткие теоретические сведения по проблеме.

Вспомним основные понятия, которые относятся к данной теме.

Работа в группах:

Задание: как вы понимаете что такое:

Мотивация – …(слайд 3)

Мотив - … (слайд 3)

Виды мотивов: (слайд 5)

- социальные:

- познавательные:

Самостоятельность - …

Познавательная активность - …

Эмоции - …

Интересы - …



!Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

(Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения).



Мотивация основывается на мотивах.

!Мотив – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.



!Виды мотивов:

- социальные:

- познавательные:



!Уровни мотивов :

    • 1широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения); стремление личности через учение утвердить свой социальный статус;

    • узкие социальные (позиционные) мотивы – стремление занять определенную должность в будущем, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд;

    • 2мотивы социального сотрудничества – ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими;

    • широкие познавательные мотивы – ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов;

    • 3учебно-познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов;

    • мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний.

!Мотивы учения ( слайд 6):


внешние (мотивы обучения)

внутренние (мотивы учения)



осознанные (умения школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию)



неосознанные (существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях)



реальные (осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения)




мнимые (которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах)

!Самостоятельность – определение объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей.

!Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

!Компоненты активности):

  • готовность выполнять учебные задания;

  • стремление к самостоятельной деятельности;

  • сознательность выполнения заданий;

  • систематичность обучения;

  • стремление повысить свой личный уровень и др.

Познавательная активность и самостоятельность школьников неразделимы.



!Ступени отношения школьника к учению ( слайды7-12):

  • отрицательное: бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям;

  • безразличное: наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов;

  • положительное: устойчивость мотивов, умение ставить перспективные цели, предвидеть последствия учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к достижению цели, поиск нестандартных приемов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.



!Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.



!Интересы познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

  

4. Возрастные особенности мотивации школьников.

!Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Какова же взаимосвязь мотивов и преподавания предметов? (слайд 14). Если преобладают познавательный и социальный мотив, значит у педагога с учениками хорошие отношения, нет конфликтов, он может увлечь ребят своим предметом, школьники не испытывают перегрузки, задания доступны, а учебная деятельность успешна. Если преобладают только внешние мотивы, значит в организации учебного процесса на уроке и методах преподавания недостатки.

Что снижает интерес к учению у учащихся средней школы? (слайд 15) Подростка не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Подростки стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к их планированию и управлению ими.

Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только, например, восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика. Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.

5. Вывод по итогам педсовета:

Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни (слайд – выпускник начальной и основной школы). Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя и учащихся. Педагог должен более активно использовать свой творческий потенциал. При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся, а значит формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

 Решение педсовета:

   Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по про­блеме мотивации учения, педагогический совет выносит следующее решение:

1.  Взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося.

2.  Использовать опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы, а также достижения современной науки по формированию мотивации.

4. Учитывать в работе возрастные особенности мотивации школьников.

5. Рассмотреть инновационные технологии, способствующие повышению мотивации учения, такие как «технология учебного проектирования», «технология деятельностного метода», «технология портфолио ученика» и т.д.

6. Мотивировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся через создание медиатеки, предоставления возможности свободного выхода в Интернет.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мотивация учения - основное условие успешного обучения

Автор: Пантеева Елена Владимировна

Дата: 24.05.2016

Номер свидетельства: 329982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "" Мотивация учения-основное условие успешного обучения" ( доклад на педсовете школы)"
    ["seo_title"] => string(80) "motivatsiia_uchieniia_osnovnoie_usloviie_uspieshnogho_obuchieniia_doklad_na_pied"
    ["file_id"] => string(6) "351931"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477333254"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Использование регионального компонента на уроках математики как способ повышения мотивации учения "
    ["seo_title"] => string(111) "ispol-zovaniie-rieghional-nogho-komponienta-na-urokakh-matiematiki-kak-sposob-povyshieniia-motivatsii-uchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "123979"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414606663"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Доклад: "Мотивация учения - основное условие успешного обучения" "
    ["seo_title"] => string(72) "doklad-motivatsiia-uchieniia-osnovnoie-usloviie-uspieshnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "178907"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424891530"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Мотивация учения - основное условие успешного обучения на уроках музыки "
    ["seo_title"] => string(83) "motivatsiia-uchieniia-osnovnoie-usloviie-uspieshnogho-obuchieniia-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "132473"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416337430"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства