Просмотр содержимого документа
«" Мотивация учения-основное условие успешного обучения" ( доклад на педсовете школы)»
Доклад на педсовете школы 10 января 2014 г. на тему:
«Мотивация учения – основное условие успешного обучения»
Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.
Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
•познавательные;
•коммуникативные;
•эмоциональные;
•саморазвития;
•позиция школьника;
•достижения;
•внешние (поощрения, наказания).
Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.
Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.
Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:
– учет возрастных особенностей школьников;
– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
– использование коллективных и групповых форм работы;
– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
– использование игровых технологий;
– нестандартная форма проведения уроков;
– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; (Приложение 4)
– создание ситуации успеха;
– вера учителя в возможности ученика;
– применение поощрения и порицания;
– формирование адекватной самооценки у учащихся;
– эмоциональная речь учителя.
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.
Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию. В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.
Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:
•работа с электронными учебниками;
•работа с демонстрационными материалами;
•компьютерные тесты;
•использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
•использование слайд – презентаций.
Учитель ставит перед собой следующие цели:
•расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации; учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.
•дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал.
•активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.
Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация. Активная мотивация предполагает, что
•никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;
•никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.
Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:
•интересоваться делами, учебой ребенка;
•помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
•объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
•чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
Поэтому деятельность учителя сегодня должна быть направлена на то, чтобы создать в школе такие условия, при которых ребёнок чувствовал бы себя комфортно, был индивидуально ориентирован на собственные возможности.
Хочу несколько слов сказать про свои уроки. Сейчас, в век информационных технологий большое внимание уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию личности, которое в большинстве достигается именно на уроках истории и обществознания. От успешности гражданского образования и воспитания во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Связь уроков с жизнью является сильнейшим средством мотивации обучения, убеждения учащихся в практическом значении исторической науки. Я считаю, что уроки истории должны яснее раскрывать большое значение субъективного фактора в жизни общества и лучше воспитывать нравственно. Наиболее важны следующие пути этой связи: воспитание моральных, гражданских качеств на примерах жизни и борьбы выдающихся исторических деятелей и народных масс. Особенно важно обратить внимание на это на таких уроках, как изгнание польских интервентов в 1613 году и создание народного ополчения во главе К.Минина и Д. Пожарского, в память о которых мы установили общегосударственный праздник 4 ноября – День народного единства. Для нравственного воспитания имеет важное значение проблема выбора поступка, деятельности. Это герои Великой Отечественной войны,которые шли на смерть ради спасения других, это жены декабристов, последовавшие вслед за своими мужьями в Сибирь на каторгу, вся история наполнена проблемой выбора. И как же важно так конкретно, ярко, проникновенно показывать на уроках истории лучшие качества русского человека, чтобы молодежь стремилась выработать их для себя! Какие же приемы и методы обучения применяю я на своих уроках истории, чтобы повысить интерес учащихся к предмету.
Использование наглядности. Например, с помощью репродукции с картины « Покорение Сибири Ермаком» можно добиться более глубокого восприятия школьниками той эпохи, показать особенности быта, вооружения. Выясняется, что не все было так просто: не хлебом-солью встречали народы Сибири Ермака Тимофеевича, а жестокой сечей.
2) информационные технологии шагнули вперед, начали выпускать атласы на разные исторические тематики, брошюры с таблицами, диски с короткими научными фильмами. В общем по стране ситуация в последнее время улучшается, повысилась заинтересованность историей благодаря тому, что российский кинопрокат начал выпускать исторические ленты ,например Брестская крепость.
3) Создание и решение кроссвордов. Особое место в ряду средств и материалов гражданского образования занимает Конституция РФ, 20 лет которого мы справляли 12 декабря 2013 года. По этому поводу мы с учащимися писали сочинение, рисовали на тему Выборы и составили кроссворд. В результате заняли третье место по рисунку и третье место по кроссворду по Республике Мордовия. Не теряют своей актуальности беседы, посвященные вопросам гос.строительства, трудового кодекса. На них была приглашена председатель профсоюзной организации ардатовского района Арсентьева Альбина Анатольевна и работники суда и прокуратуры. В процессе таких бесед школьники привыкают соизмерять абстрактные правовые положения с реалиями сегодняшнего дня. Целесообразно организовать посещения уч-ся гос.и муниципальных органов, судов, знакомство с их деятельностью. Также следует активнее привлекать учебные и методические пособия, авторские разработки самих учителей.
Что еще использовать? Это и тестирование, решение задач в виде карточек, подготовка стенда, выпуск стенгазеты, конкурс стихов и песен на историческую тематику, если вы заметили, мне нравится в своих внеклассных мероприятиях ставить пьесы или постановки на различные темы из истории, организовать больше олимпиад, учителям, для большей наглядности, организовывать экскурсионные поездки. Старшие классы требуют очень большой и серьезной подготовки к занятиям, приходится очень много заниматься самоподготовкой к урокам, следить за информационными событиями в мире. . Для большей наглядности уроков истории нужно обеспечить уроки интерактивным материалом, например великие люди в истории и т.д. Это прежде всего техническая сторона вопроса: интерактивные доски, медиапроекторы, доступ в интернет и т.д, которого мне сегодня к сожалению не хватает.
Таким образом, формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшее учеба школьника может оказаться просто невозможна. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе, не приходится. Важно обеспечить такое формирование мотивации, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика, на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.
Сказанное выше позволяет оценить всю сложность задач, которые стоят перед учителем в старших классах. Решение их требует от него не только постоянного повышения своего профессионального уровня, но и серьезных усилий по совершенствованию психологической культуры своей деятельности.;;
Памятка
Начни урок как песню
1.Начинай урок со звонком
2.Радуйся встрече с классом
3.Организуй погружение в свой предмет
4.Используй доску как информационное табло
5.Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
6.Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.
7.Снимай трудности, предотвращай ошибки.
8. Слушай внимательно ответы, не перебивай.
9.Учитель учит внешним видом, делом, словом.
10.Требуешь от детей – будь образцом во всем.
11.Не кричи, а учи!
12.Познай каждого ученика.
13. Учитель учится всегда.
14.Доводи любое дело до конца.
15.Помни истоки свои, учи детей любить отчий край.