Доклад: "Мотивация учения - основное условие успешного обучения"
Доклад: "Мотивация учения - основное условие успешного обучения"
Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Мотивация учения - основное условие успешного обучения" »
Тема "Мотивация учения - основное условие успешного обучения".
Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
Есть такое мудрое высказывание: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». (Дороти Паркер).
Это можно высказывание применить и для нашей вечерней школы, так как контингент здесь особый. В основном учащиеся приходят, внешне мотивируя своё обучение. Во- первых - это обязательность образования, а в исправительных колониях особенно. Во-вторых - страх наказания, стремление избежать неприятностей ( не будут обучаться не получат условно- досрочное освобождение). А если обучаются, то обязательно им нужна благодарность за это.
Как же можно в таких условиях у учащихся развить внутреннюю мотивацию, от которой зависит успешное обучение?
В работе мне помогает мой психологический опыт. В учебной деятельности с учащимися разного возраста по формированию устойчивых положительных мотивов важнейшее значение имеет - личность учителя. Учитель, ориентированный на личные достижения, верящий в себя, является примером у учащихся и доказательством состоятельности методов его работы.
Наиболее значимыми в моей работе можно считать следующие установки и действия:
учет возрастных особенностей;
выбор действия в соответствии с возможностями учащихся;
использование коллективных и групповых форм работы;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
использование развивающих заданий на уроках;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
создание ситуации успеха;
применение поощрения и порицания;
формирование адекватной самооценки у учащихся;
эмоциональная речь.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.
Стараюсь правильно организовать работу, которая может побуждать учиться. Привить интерес к изучаемому предмету — значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Использую исследовательские методы, которые заинтересовывают учащихся. Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого на уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи. Моё отношение к учащимся пронизано гуманным отношением к ним. Расширение свободы и самостоятельности в целом положительно влияют на самочувствие учениц. Им нравится в школе, они любят своего преподавателя; им нравится учиться в таких условиях.
Мотивация учения основное условие успешного обучения
Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности.
Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.
Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Попович}^ восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.
В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду», «Зачеркни его», «Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания», «Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово», «Запиши его». За время работы мы обратили внимание на то, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
В разработанные уроки и внеклассные мероприятия стараюсь включать загадки, пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят положительный эмоциональный настрой. Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во время урока. Целесообразно проводить уроки в системе «динамической смены поз», т. е. организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя). Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важна не только продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского организма. Для этой позы подбираются соответствующие виды учебной работы, например:
Работа в парах, задать друг другу вопросы
Игры на внимание
Провести небольшую беседу
У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряжённости при выполнении учебных заданий. На современном этапе развития начального образования большое внимание уделяется учёту психологических и личностных характеристик школьника, изменяются и цели контролирующей и оценочной функции учителя. Педагогическое значение этой деятельности таково:
У учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность и её результаты;
Воспитываются самостоятельность и ответственность школьников;
Формируются важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка.
Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в формировании положительной мотивации на учение.
Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.