Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока с использованием кейс технологии в условиях введения ФГОС ООО»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
На тему:
Разработка урока с использованием кейс технологии
в условиях введения ФГОС ООО
Выполнила:
Федотова Ирина Петровна
Учитель биологии и химии
МБОУ «Сосновская ООШ»
Моргаушского района
Чувашской Республики
Содержание:
Введение 3
Теоретические основы использования кейс технологии 5
Сущность кейс-метода 5
Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»? 6
Как организовать деятельность в режиме кейс-метода? 8
Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод? 12
Преимущества для обучающихся, которые может получить преподаватель, практикующий кейс-метод. 13
Конспект урока
Заключение 18
Список используемых электронных ресурсов 19
Введение.
…кейс – катализатор, ускоряющий
процесс обучения путем
привнесения в него практического опыта.
Эндрю Тоул
В условиях реформ российского образования и введением новых стандартов перед современной школой стоит сложная задача – вывод системы образования на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. Изменения продиктованы самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – формирование социально-активной, инициативной, творческой личности.
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методике образования, расширение арсенала методических приёмов, активизация самостоятельной деятельности учащихся, не усвоение ими определённого набора информации, а формирование умений поиска, критического осмысления и практического использования необходимой информации, формирование ценностных ориентиров.
Учительская общественность смогла познакомиться со стандартами нового поколения, ориентирующими учителя на усиление информатизации учебного процесса, создание новых форм и методов работы по освоению учащимися нового материала, предлагающие строить педагогический процесс на основе повышения степени активной самостоятельной деятельности учащихся.
Для решения указанных проблем целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании биологии. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования все большее количество педагогов разрабатывают уроки в соответствии с развивающими образовательными технологиями: формирование критического мышления, кейс-стади, коллективный способ обучения, ориентированные на формирование универсальных учебных навыков и умений учащихся.
Рассмотрим более подробно проблемно-ситуативное обучение с применением кейсов. Введение кейсов в практическую деятельность российского образования сейчас становится актуальной задачей.
Кейс-технология является одним из вариантов. Она основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения. Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей и любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Причем, применение кейс-технологии возможно в сочетании с другими образовательными технологиями и не требует обязательного компьютерного обеспечения, хотя не исключает его использования на любом этапе работы.
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения по старой схеме: дать информацию ‑ воспринять её – запомнить – воспроизвести ‑ уступает место новым образовательным технологиям, способствующим развитию базовых и профильных компетенций. А чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять технологии, развивающие познавательную и коммуникативную активность школьников.
Жизнь за стенами школы показывает, что успешность любого человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получить новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться. Если ученик знает, как учиться, как достигать цели, то ему легче получать любые знания, что и нужно в жизни.
Теоретические основы использования кейс-технологии.
Кейс-метод широко используется в обучении за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе на факультете права Гарвардского университета. Широкое внедрение этого метода в Гарвардском университете началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в отчётах Гарвардского университета. В настоящее время Гарвардский университет занимает лидирующие позиции в направлении научных и практических разработок по кейс технологиям. В данной работе именно разработки Гарварского университета займут значимое место в структуре предлагаемого для изучения материала.
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в школах России происходит внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и кейс-метода.
Проблема внедрения кейс-метода в практику школьного образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено тем, что вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации [1].
Сущность кейс-метода
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case– случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)
Выделим некоторые технологические особенности кейс-метода:
Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий. [4]
Таким образом, возникает несколько практически значимых вопросов:
Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»?
Как организовать деятельность обучающихся в режиме кейс-метода? Что необходимо учесть?
Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод? Какие плюсы и минусы необходимо учитывать?
Какие преимущества для обучающихся может получить преподаватель, практикующий кейс-метод?
Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»?
Существуют разные подходы классификации «кейсов» (в дальнейшем тексте просто кейс без кавычек). Рассмотрим классификацию, основу которой составляют содержание кейса и степень его воздействия на обучающихся. В данной классификации можно выделить:
практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Этот кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к реальной профессиональной деятельности.
Обучающий кейс, в отличие от практического, отражает жизнь не «один к одному». В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут или могли бы быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту.
Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Такой кейс трудно применять в обучении. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. [1].
Обобщить вышеизложенный материал можно в виде таблицы:
Содержание кейса
Цель создания кейса
Основная обучающая, образовательная задача кейса
Практический кейс
Жизненные ситуации
Познание, понимание жизни
Тренинг поведения
Обучающий кейс
Учебные (условные) ситуации
Понимание типичных характеристик ситуации
Анализ, осмысливание
Научно-исследовательский кейс
Исследовательские ситуации
Создание моделей ситуаций
Исследование, проектирование
Обсуждая вопросы подготовки кейсов, следует выделить информационные источники, которые могут составлять содержания кейсов. Неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью. Совсем недавно преподаватель вынужден был готовить объемные бумажные кейсы, распечатывая или копируя найденную информацию. Сегодня Интернет значительно облегчил работу преподавателей по подготовке кейсов. Современные кейсы все больше представляют из себя базу Интернет-ссылок [1].
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что очень большие по объему кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Следует отметить, что сегодня нет определённого стандарта представления кейсов. Кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.
Итак, хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать чётко поставленной цели создания;
иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
быть актуальным на сегодняшний день;
быть ориентированным на коллективную выработку решений;
иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения), чем провоцировать дискуссию.
Как организовать деятельность в режиме кейс-метода?
Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов.
Во-первых, разрабатывается учебное задание проблемного типа, ориентированное на практическую ситуацию.
Во-вторых, нет однозначного ответа на познавательный проблемный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
В-третьих, акцент образовательной деятельности здесь переносится не столько на овладение готовым знанием, сколько на его выработку, на сотворчество обучающихся и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик - обучающийся по сути дела равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
Если коротко описать наиболее распространенную технологичную модель деятельности в режиме кейс-технология, то она будет содержать несколько шагов-этапов:
Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц.
Обучающиеся, как правило, предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому и другие самые различные источники информации, анализируют материал.
После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и происходит выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.
Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).
Ознакомлении обучающихся с текстом кейса и предварительный анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения и реализуются как самостоятельная работа.
Дискуссиязанимает центральное место в структуре кейс-метода. Неподготовленность обучающихся к дискуссии может сделать её формальной, превратить в процесс вытаскивания ими информации у преподавателя, а не самостоятельного её добывания.
Дискуссию надо использовать тогда, когда обучающиеся уже обладают некоторой степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Для этого можно провести несколько дискуссионных занятий, научить обучающихся правилам проведения и участия в дискуссии Основным фактором в дискуссии является степень её руководства преподавателем. Руководя дискуссией, преподаватель должен добиваться участия в дискуссии каждого участника, выслушивать аргументы за и против и объяснения к ним, контролировать процесс и направление дискуссии.
Чтобы быть эффективной, учебная стратегия обсуждения должна быть тщательно подготовлена преподавателем, структурирована, регламентирована во времени и контролируема. Преподаватель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать её ход, ставя те вопросы и акцентируя те моменты, на рассмотрение которых он хотел бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.
Презентация, или представление решений по результатам анализа кейса, выступает очень важным аспектом метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным интегральным качеством личности в современном мире. Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убеждённость, целенаправленность и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа [4].
Оценивание презентуемых решений является важнейшей проблемой обучения посредством кейс-технологии. Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения. Можно выделить некоторые требования к оцениванию:
объективность – создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;
обоснованность оценок – их аргументация;
минимизация ситуаций конфликности, для чего необходимо вырабатывать и принимать всей группой правила оценивания решений.
Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами. Главный её недостаток заключается в том, что она, в силу малых величин, не позволяет накапливать баллы за промежуточную работу, оценивать активность обучающихся, их многократные выступления. Здесь особое значение приобретает оценочное творчество преподавателя, которое должно носить обоснованный характер. Обучающиеся должны понимать не только правила работы с кейсом, но и систему оценивания их работы преподавателем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение кейс-метода представляет из себя непростой процесс, в котором значимую роль играют уровни подготовленности преподавателя и обучающихся к деятельности в таком режиме.
Гарвардский школа по разработке и преподаванию кейс-методов выделяет 4 типа подходов организации образовательной деятельности в режиме данного метода. Выделение таких подходов зависит от целей обучения, от уровня мотивированности и уровня знаний учеников, от умений учеников и преподавателя работать в режиме кейс-метода, от того, какие средства деятельности необходимо применять, от уровня помощи преподавателя обучающимся и пр.
Представленные в таблице подходы различаются по уровню инициативности и активности преподавателя и обучающихся при работе над проблемой, по инициативе преподавателя и обучающихся при подготовке материалов кейса, по уровню ответственности преподавателя и обучающихся при выборе итогового решения [6].
Типы кейсов (Гарвардская школа)
Создание проблемной ситуации
Подготовка
кейса
Содержание кейса
Выбор создание итогового решения
Обучающий кейс
(Case-stated method).
Stated- установленный, зафиксированный
Преподаватель задает, определяет проблему
Педагог готовит кейс
Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме
Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.
Аналитический
Кейс
(Case-incident method).
Incident- присущий, свойственный, связанный
Преподаватель задает, определяет проблему
Педагог готовит кейс
Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме
Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса
Эвристический кейс
(Case-problem method).
Problem- проблема, проблемная ситуация
Преподаватель определяет проблему вобщих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)
Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости
Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.
Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.
Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией
Исследовательский кейс (Case-study method).
Study- исследование
Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)
Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют
Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме
Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс
При движении от подхода к подходу, видно, что возрастает уровень активности и ответственности и обучающихся и преподавателя, увеличивается объем аналитической, обобщающей, доказательной деятельности обучающихся, возрастают требования к профессиональному мастерству педагога, регулирующего, организующего образовательную деятельность.
Стоит особо заметить, что в методических разработках Гарвардского университета рекомендуется начинать практиковать кейс-метод с обучающих кейсов, когда преподаватель сам задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения (которые и составляют содержание кейса), задает вопрос: какой же из способов правильный или более эффективный?, сам с собой дискутирует при оценке, разборе предложенных решений, сам выбирает и обосновывает итоговое решение. Обучающиеся могут высказать свои точки зрения и попытаться их обосновать. Такая деятельность преподавателя демонстрирует обучающимся технологию работы с разными идеями, точками зрения, с разными решениями и пути, способы выбора и обоснования итогового решения.
После проведения 5-6 занятий в режиме обучающего кейса, можно перейти к работе в режиме аналитического кейса. В режиме данного подхода преподаватель по-прежнему сам задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения, ставит вопрос: какой же из способов правильный или более эффективный?, но выбрать итоговый вариант решения и обосновать его должны обучающиеся. Для этого они могут работать с подготовленным кейсом, в котором уже есть несколько готовых вариантов и дополнительные информационные источники.
После того, как освоены приемы деятельности в режиме аналитического кейса, можно переходить к использованию эвристических кейсов. Принципиальным отличием от первых двух рассмотренных кейсов является этап определения проблемы.
Освоив деятельность в режиме эвристического кейса, можно переходить к кейсам исследовательским.
Необходимо обратить внимание на то, что чем сложнее организована деятельность по работе с кейсами, тем больше учебного времени требуется для ее реализации. Так, для работы в режиме обучающего кейса достаточно одного учебного часа. Аналитический кейс потребует уже не менее двух учебных часов. Эвристический кейс не менее трех учебных часов. Соответственно, возникает некоторая трудность в реализации эвристических кейсов в режиме классно-урочной организации деятельности.
Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод?
Разработка и преподавание кейсов - невероятно сложная задача, выдвигающая требования высокого профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции.
Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал. Здесь основными проблемами выступают широкая демократизация и модернизация учебного процесса. Преподаватель и обучающиеся здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.
Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка ложится на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно. Эмоциональный накал при этом методе обучения достигает нередко такой степени, что группа напоминает кипящую плазму [1].
Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя в режиме кейс-метода включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Если в обычной профессиональной деятельности эти функции довольно часто реализуются раздельно, то в процессе преподавания кейсов наблюдается их органическое единство.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы обучающихся, так и для проведения предстоящего занятия.
Предварительный анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее серьезную фазу подготовки.
Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.
Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Именно тогда можно подвергнуть испытанию и усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимания проблем через восприятие других людей [1].
Преимущества для обучающихся, которые может получить преподаватель, практикующий кейс-метод.
Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
С помощью этого метода обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.
Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебные курсы.
Особо следует отметить, что несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей обучающихся, жизненных установок.
Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компетентностей, которые развиваются в режиме кейс-метода [4].
Компетентности
Их характеристика
Способность принимать решения
Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.
Способность к обучению
Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации
Системное мышление
Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ
Самостоятельность и инициативность
Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности
Готовность к изменениям и гибкость
Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям
Способность работать с информацией
Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую
Упорство и целеустремлённость
Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров
Коммуникативные способности
Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт
Способность к межличностным контактам
Умение слушать и понимать собеседника
Проблемность мышления
Умение вырабатывать модели решения проблем
Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:
Формирование и развитие информационной компетентности.
Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости.
Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
Разработка урока
УРОК «Иммунитет» (8 класс)
(технология использования кейса)
Предмет: Биология.
Тема урока: «Иммунитет».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: формирование представлений о защитных свойствах организма, значении видов иммунитета.
Задачи:
познакомить учащихся с видами иммунитета, с понятиями «вакцина», «лечебная сыворотка», «аллергия». Уточнить знания об органах иммунной системы.
- формировать умения работать со справочной литературой, умения сравнивать, анализировать, обобщать
- содействовать в воспитании потребности вести здоровой образ жизни и соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Планируемые результаты:
- предметные: знание понятия иммунитет, виды иммунитета
- метапредметные: умение работать с текстом учебника, интернет- ресурсами
- личностные: воспитание ценностного отношения к здоровью человека, потребности вести здоровой образ жизни и соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Оборудование и материалы: мультимедийный компьютер, выход в интернет
Основные понятия, изучаемые на уроке: «иммунитет», «вакцина», «лечебная сыворотка», «аллергия»
ХОД УРОКА
Оргмомент. (приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места, создание рабочей атмосферы).
Проверка знаний.
Дополните утверждения:
Внутренняя среда организма состоит из…(крови, тканевой жидкости, лимфы).
Клетки крови… (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты).
Чем эритроцит человека отличаются от эритроцита лягушки… (формой, размером, наличием ядра).
Изучение нового материала.
Перед занятием учащимся сообщается тема предстоящего урока. В зависимости от подготовки класса предлагается изучить содержание кейса или поискать информацию самостоятельно по теме.
Обучающиеся получают кейс - задание группам: изучить, что такое иммунитет, развитие учения об иммунитете.
Содержание кейса:
Иммунитет, его виды. http://ru-med.ru/alergo/imuno.shtml; http://medicalplanet.su/69.html
История развития иммунологии. http://www.skliflabhttp://www.olop.ru/mikrobyi_i_virusyi/zadachi_i_kratkaya_istoriya_razvitiya_immunologii.html.ru/stati/immunologiya/kratkaya_istoriya_razvitiya_immunologii/; http://humbio.ru/humbio/immunology/imm-gal/000980e0.htm;
Записать основные этапы и имена ученых.
Механизм иммунитета. http://ru-med.ru/alergo/imuno.shtml
Работа с кейсом.
«Защитные силы организма»
«Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В летописях средних вековописаны страшные картины свирепствования чумы: «Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков».
В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения – 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа. В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет». В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год».
1. Прочитайте предложенные тексты, и подумайте, почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других? Что такое иммунитет?
2. Объясните причины того, что не всегда при заражении микробами
человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех
одинаково? Подумайте, почему развитию простудных инфекций (гриппа,
ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела и какое пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь?
3. Сравните значение применения вакцины и введения сыворотки в
организм? В чем сущность каждого из них?
4. Используя дополнительную литературу и текст учебника, назовите виды иммунитета человека. Раскройте особенности физиологического механизма иммунитета.
5. Какие советы вы можете дать людям, чтобы сохранить свой иммунитет и свое здоровье в целом?
6. Оцените значимость иммунитета для жизнедеятельности человека.
Дифференцированное задание: как повысить иммунитет. Подготовить сообщения.
Сделать буклеты по профилактике различных заболеваний.
Подведение итогов, выставление оценок.
Заключение
Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Работа по кейс - технологии формирует у школьника УУД (универсальные учебные действия), такие как обретение первичного опыта работы с информацией самостоятельно; работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; рефлексия.
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения кейс -технологиий обучения не должен стать самоцелью: они должны быть внедрены с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.
Список используемых электронных ресурсов:
Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов. Содержит разнообразные ресурсы, которые будут полезны преподавателям, заинтересованным в использовании кейс-метода в своих учебных курсах. http://www.casemethod.ru/
Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] / Кейс технологии на уроках биологии.- Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/01/keys-tekhnologiya-na-uroke-biologii– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 15.11.2014).
Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] / Кейс- технологии как один из инновационных методов образовательной среды.- Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov
– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 15.11.2014).
Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке, а также интеллектуальных ресурсов сети Интернет. http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269
Учительский портал [Электронный ресурс] /.- Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-254– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 15.11.2014).
Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински, Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения), Москва, Вита пресс, 2007, С. 182