Методическая разработка «Применение технологии интегрированного обучения в системе дополнительного образования детей»
Методическая разработка «Применение технологии интегрированного обучения в системе дополнительного образования детей»
В проекторовании образовательного процесса вслед за диффиринцированием предполагается эффективное применение интеграции, которая ведет к связному объединению отдельных элементов и частей различных предметных областей в единое целое при общности функций, целей, и форм обучения. Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Применение технологии интегрированного обучения в системе дополнительного образования детей»»
Методическая разработка
«Применение технологии интегрированного обучения в системе дополнительного образования детей»
Сичкарь С.В., зам. директора по УВР,
педагог-организатор
Вслед за дифференциацией в проектировании образовательного процесса предлагается эффективный процесс интеграции, который ведет к связному объединению отдельных элементов и частей разных предметных областей в единое целое при общности целей и функций обучения. Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса.
Наиболее эффективным и целесообразным принципом таких технологий является принцип, учитывающий различную роль образовательных направленностей во всей интегрируемой системе.
Основа данного принципа - процедура структурирования, которая опирается, в свою очередь, на принцип генерализации учебного материала. Генерализация учебного материала предполагает проникновение в сущность конкретной предметной области с целью выделения главного и подчинения ему всего содержания образовательной программы.
Создание педагогических технологий на интегративной основе, прежде всего, предполагает структурирование самой предметной области, а также междисциплинарное, межпредметное структурирование. Оно подчиняется генеральной идее, связывающей содержание всех предметных областей.
Кроме того, выделяется своеобразная иерархия, роль предметов в отражении генеральной идеи на основе учета теоретической и практической направленности каждой дисциплины, соотношения между дисциплинами по принципу «общее - частное», интегративная емкость содержания каждого предмета.
Необходим учет интегративной емкости различных предметов. Та дисциплина, в которой в большей мере раскрывается сущность генерализируемой идеи, обладает наибольшей интегративной емкостью; она и является содержательной основой.
Содержание интегрированного характера не само по себе оказывает развивающее действие, а только через адекватные ему педагогические технологии. Создание, а точнее проектирование педагогических технологий на интегративной основе составляет важнейшую часть деятельности педагога по реализации современной стратегии образования и выступает как компонент, характеризующий индивидуальное творчество педагога.
Такие технологии ориентированы на личность: их ценность состоит в том, что в них запланированы и задача, и игра, и диалог, и другие методы.
В технологиях, построенных на интегративной основе возможна компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом.
Для повышения эффективности обучения и воспитания детей большое значение имеет рациональная взаимосвязь предметных областей. В дополнительных общеобразовательных программах, межпредметные связи предполагают взаимную согласованность общеобразовательных программ по предметным направленностям.
На более совершенном этапе этот процесс ведет к разработке технологии интегрированной системы взаимодействия предметных направлений.
Использование данной технологии устраняет существующие в системе преподавания недостатки, связанные с разрозненным по предметным областям усвоением знаний обучающимися, и дает возможность перехода к комплексной взаимосвязи, ее реализации в учебном процессе, в воспитании отношений к жизненным ситуациям.
Взаимосвязь и взаимопроникновение - приводят к созданию новых направлений, новых открытий. Все это оказывает влияние на учебный процесс в образовательном учреждении. Обучающиеся, как правило, полностью не осознают взаимосвязи и взаимозависимости явлений окружающего мира. Поэтому основная задача интегрированных программ и занятий - сформировать у обучающихся целостное представление о различных областях знаний, представление об окружающем мире, как о единой системе. Технология интеграции дает возможность изучать каждую тему с позиций различных предметных областей в дополнительном образовании.
В гуманитарной области знаний, введение интегрированных программ, целесообразно, на самом раннем этапе обучения, что способствует более глубокому формированию у обучающихся общей культуры. Например, программа по истории родного города, края преследует цели не простого накопления в сознании детей разрозненных фактов, событий, фрагментов истории, а цель программы - развитие ребенка, его духовно- нравственных качеств, мышления и воображения, воспитания любви к своей земле и родной культуре, поэтому он строится на культурно-исторической и литературно-художественной основе.
Такая основа дает возможность увязать историю развития города с историей развития страны и того же города в различные эпохи, представленные в историко-литературном плане и в различных видах искусства. Программа является воспитывающей, по своей сути, через содержание учебного материала каждого занятия.
Занятия могут проводиться как одним, так и несколькими педагогами в зависимости от содержания учебного материала. Проводя занятия по теме «Герб города» один педагог много внимания уделит геральдике, истории создания различных гербов, - другой, разъяснит смысл каждого его фрагмента и цвета.
В таких занятиях объединяются материалы истории, географии, чтения и других видов искусства, значительная часть занятий завершается творческой работой по одному из перечисленных предметных областей. Это может быть: устный рассказ об увиденном, на территории памятных мест города, письменное или устное сочинение, например, «На берегу реки Тускарь». Обучающиеся пишут заметки, стихи, готовят поделки из глины или дерева.
Проведение занятий в учреждении дополнительного образования детей по истории родного края, для детей среднего школьного возраста, требует наряду с экскурсионной и большой краеведческой работы. Например, по теме «История городских музеев», обучающиеся совместно с педагогом могут посетить городские музеи, познакомиться с историей их создания и становления, с людьми, стоявшими у истоков музеев и внесшими свой вклад в их развитие.
Успех проведения интегрированных занятий зависит от мастерства педагога, от его профессиональной компетентности. Такие занятия требуют нестандартных форм обучения (игры, драматизации, модульное, поисково- исследовательское).
Интеграция способствует взаимообогащению изучаемых предметных областей, расширению информативной емкости занятия, она является высокой формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.
Интеграция - источник нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы обучающихся в различных областях знаний.
Интеграция за счет разнообразных видов деятельности в ходе занятий, снижает утомляемость детей, способствует более полной реализации воспитательных возможностей занятия. Знания приобретают качество системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов обучающихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности
Технологии в интегрированном обучении
Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач. Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:
технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении обучающихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных умений по направлениям деятельности;
технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.);
технология развивающего обучения - в основе, которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития ребенка.
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого(дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия педагога и обучающихся. Наиболее известные или наиболее применяемые технологии описаны профессором И.В. Душиной. Они широко применяются в интегрированном обучении естественно-научного направления.
Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате и достаточно хорошо освоена в практике работы многих педагогов. Начинающему педагогу целесообразно обратить внимание, прежде всего, на данную технологию.
Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают обучающимся усваивать материал занятия или содержание программы.
Технология формирования учебной деятельности обучающихся.
Суть данной технологии состоит в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности обучающихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале занятия детям предлагаются учебные задания (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу занятия и в конце, согласно этим заданиям, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
Технология предполагает, что педагог создает систему учебных заданий по программе (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью обучающихся.
Технология дифференцированного обучения. При ее применении обучающиеся детского объединения делятся на условные группы, с учетом типологических особенностей детей. При формировании групп учитываются личностное отношение обучающихся к обучению, степень обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности педагога. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
«Технология учебно-игровой деятельности». Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и обучающиеся и сам педагог. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр достаточно много.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от педагога творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с группой и создать условия для возникновения дискуссии между детьми.
Модульная технология.
Модулем называют особый функциональный узел, педагог объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им обучающимися.
Педагог разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы обучающихся, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, даются четкие указания к использованию информационных источников, разъясняются способы овладения данной информацией, приводятся образцы проверочных заданий.
Технология проектной деятельности.
Смысл данной технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.
Таким образом, применяя современные образовательные технологии в интегрированном обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия обучающегося.
Список литературы
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
Колеченко И.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2001.
Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушина. Ростов - н/Д: МарТ, 2002.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе/ Под ред. д.п.н., проф. Л.П. Ильенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. - 200с.