Просмотр содержимого документа
«Культура коммуникации педагога»
Дарзиян Лариса Яковлевна
преподаватель ГБПОУ МРМК
КУЛЬТУРА КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГА
Профессиональная культура педагога-фактор его успешной работы. Каждый человек за свою жизнь много раз побывал в роли ученика, педагога. Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а не профессионально этой деятельностью занимаются все люди.
Педагог является своеобразным образцом, на основе которого общество строит модели своего поведения, формирует идеалы. Личность преподавателя должна способствовать стимулированию инициативы учеников стать лучше, добрее.
Современная педагогика считает необходимым для педагога – обладать актёрским мастерством, эмоциональностью, так как педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей. Он должен обладать хорошо поставленным голосом, чувством юмора, уметь одеваться. Всё выше сказанное определяет имидж педагога.
Имидж педагога проявляется в его индивидуальности, личностных качествах, в педагогической деятельности, в поведении (как в учреждении, так и за его пределами).Но главное место в имидже педагога отводится его коммуникативной культуре.
Коммуникативная культура педагога –это умение общаться с коллегами, с детьми, с их родителями.
Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность — устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала.Но важнейшие составляющие педагогической общительности-умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему миру человека, потребность в общении с ним на духовном уровне. Общительность как свойство личности включает в себя:
• коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
• социальное родство - желание находиться в обществе среди других людей;
• альтруистические тенденции - способность к сочувствию, сопереживанию,умение "погружаться" в мир другого человека.
Данный тест поможет проверить, насколько развито оно у Вас и что Вам необходимо предпринять для совершенствования собственной техники общения.
Ответ "да" оценивается в 2 балла, "иногда"- 1 балл, "нет"- 0 баллов.
1. Вам предстоит серьезная деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?
2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с лекцией в незнакомой до этого аудитории?
4. Если Вам предложат поехать по профессиональным делам в город, где Вы никогда еще не бывали, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать поездки?
5. Вы делитесь своими профессиональными переживаниями с малознакомыми коллегами?
6. Раздражают ли Вас просьбы учащихся глубже пояснить им новый материал, больше привести примеров на излагаемую теорию по предмету?
7. Считаете ли Вы, что педагогам и учащимся бывает трудно понять проблемы друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить коллеге, что он забыл Вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев назад?
9. Учащийся дает Вам на проверку работу, явно выполненную несамостоятельно. Вы промолчите о своих подозрениях и поставите ему оценку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы первым не вступите с ним в беседу. Так ли это?
11. Избегаете ли Вы открытых конфликтов с учащимися?
12. Избегаете ли Вы участия в дисциплинарных комиссиях, посвященных разбору поведения отстающих учеников?
13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов?
14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу или факту?
15. Тяготит ли Вас просьба родителей ученика индивидуально помочь ему разобраться в учебной теме?
16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме устному изложению?
Подведение итогов 30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно страдаете. Коллегам и ученикам с Вами тяжело. Ha Вас трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Вы слабы в проведении массовых и открытых мероприятий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас мало друзей. Вы привыкаете к старым ученикам, трудно с ними расстаетесь и долго налаживаете контакт с новыми. Вообще все новое: работа, обстановка, поручения администрации, люди тяготят вас.
19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Вы умеете наладить контакт с учащимися и легко управляете дисциплиной класса. Но с новыми людьми (коллегами, членами родительского комитета) сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Хотя многолетняя практика, вероятно, изменила ситуацию.
14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете учащихся, достаточно терпеливы в общении с ними, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости, спокойно и аргументировано. В то же время не любите недисциплинированности учащихся, их развязанность, экстравагантные выходки и многословие могут вызывать у Вас раздражение.
9-13 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда раздражает окружающих. Интересуетесь делами своих учеников даже выходящими за учебный процесс. Охотно даете им разнообразные советы. Вам нравится организовывать внеклассные мероприятия: концерты, экскурсии и т.д. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения для успешности профессиональной деятельности.
3-8 баллов. Общительность бьет из Вас ключом... Вы слишком говорливы, многословны. Ваша коммуникабельность для окружающих просто болезненна.
К коммуникативным умениям педагога можно отнести:
умение устанавливать эмоциональный контакт;
умение управлять своими эмоциями;
наблюдательность и переключаемость внимания;
понимание психологического состояния человека по внешним признакам;
умение «подавать себя» в общении с людьми;
речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации
Вербальная культура общения педагога(правила)
Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения. Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами. Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.
Педагогический такт — это «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований. Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога "держать себя", в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения - в присутствии или один на один, в учебном заведении или по дороге домой; позволяет определить время общения - отреагировать немедленно или подождать, дать возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений.
Культура общения педагога с учащимися
Показателем успешного общения педагога с учащимися является благоприятный морально-психологический климат в классе, учебной группе, учебном заведении в целом. Добиться успеха в воспитании и обучении педагог может, только если он выстраивает эти процессы на личностной основе, начинает общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с учащимися.
Учащиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, насколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями, учениками других классов.
При общении необходимо следовать некоторым принципам:
• принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен;
• верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность;
• уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого;
• не унижать достоинства ученика;
• не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
• помнить, что любой может ошибаться;
• не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих, создавать благоприятный психологический климат в колледже.
Как улучшить взаимоотношения с учениками
1. Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии.
2. Необходимо учиться видеть в каждом ученике "изюминку", которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их.
3. Приходя на урок, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом класса
4. Педагог должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общались.
5. Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам учеников, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами.
6. Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши ученики вне учебы.
7. Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей.
Общение педагога с родителями
Ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру общения,
- Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия.
- Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.
- Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем).При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы
родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и
умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо
продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прическу.
Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего
специалиста.
Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании..
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
В случае возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения.
Можно придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:
- Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.
- Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.
- Не терять самообладания; бестактность, брань-признак слабости и отсутствие аргументов.
- Опираться на факты и логику.
- Быть лаконичным.
- Прогнозировать последствия своих слов.
- Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.
- Уметь признать свою ошибку.
- Избегать нечестных приемов в споре.
- Не попадаться на удочку комплиментов.
Общение с коллегами
Деловой этикет делится на две подгруппы: общение между сотрудниками равными по статусу, и общение с вышестоящим руководством. Общее правило, используемое в обоих случаях - приветливое и корректное отношение ко всем коллегам и партнерам, независимо от личных расположений к человеку.
Я остановилась на такой составляющей как профессиональная этика, потому что это имеет место говорить .Ведь правила поведения - это зеркало человека, в котором отображается его портрет. Чтобы быть воспитанным, культурным человеком, недостаточно только знать существующие требования этикета.Воспитанный, культурный человек - не тот, кто долго думает, выбирает, как поступить, и, наконец, принимает правильное решение, а тот, кто по-другому поступить просто не может.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон по отношению к людям.