Критериальное оценивание на уроках как средство мотивации учащихся к учебной деятельности
Критериальное оценивание на уроках как средство мотивации учащихся к учебной деятельности
В данной статье рассмотрены эффективные пути внедрения критериального оценивания в школе. Одним из видов критериального оценивания являются формативное и суммативное оценивание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание на уроках как средство мотивации учащихся к учебной деятельности»
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рахимжанова Жанара Мусратовна
Заместитель директора школы по учебной части
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №34 имени Бауыржана Момышулы»
В Республике Казахстан реализуется обновление системы образования, ориентированного на мировое образовательное пространство. В этой связи актуальным является внедрение системы оценивания знаний обучающихся на основе критериев, соответствующих целям и содержанию образования и способствующих формированию учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основной целью критериального оценивания является получение объективной информации о результатах обучения на основе критериев оценивания и предоставления ее всем заинтересованным участникам образовательного процесса для дальнейшего совершенствования учебного процесса.
Система критериального оценивания позволяет перейти к реализации следующих
задач:
Функционирование объективной и прозрачной системы оценивания,
способствующей повышению качества образовательных услуг.
Формирование единых и качественных механизмов оценивания, соответствующих международным подходам и стандартам.
Повышение компетентности учителей в оценочной деятельности.
Создание условий для привития навыков самостоятельного обучения и повышения ответственности обучающихся за свое обучение.
Совершенствование работы со слабоуспевающими обучающимися.
Создание банка образцов заданий, позволяющих оценивать достижение обучающимися ожидаемых результатов, в том числе навыков высокого уровня (анализ, синтез, оценка)
Предоставление объективной, непрерывной и достоверной информации:
- обучающимся о качестве их обучения;
учителям о прогрессе обучающихся;
родителям о степени достижения результата обучения.
органам управления о качестве предоставляемых образовательных услуг.
Использование электронного журнала для оптимизации процессов сбора и предоставления информации.
Применение мониторинга усвоения учебной программы в разрезе тем и разделов на уровне каждого ученика, отдельной школы, всех школ района, области и на уровне страны.
Проведение анализа для улучшения стандартов, учебных программ и принятия других управленческих решений.
Критериальное оценивание основывается на принципах:
Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами. Следовательно, поиск ответов на вопросы чему и как обучать, каковы потребности учеников и как помочь им в достижении результатов обучения необходимо осуществлять в практике оценивания.
Объективность, достоверность и валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов. Эти принципы в комплексе определяют качество оценивания. Наиболее содержательную характеристику представляет валидность оценивания, которая указывает, что именно мы измеряем и насколько верно мы проводим оценивание. Реализация данного принципа предполагает:
-четкое понимание и определение того, что предполагается оценить;
-составление и обоснование критериев оценивания;
-разработку заданий и планирование процедур.
Ясность и доступность. Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.
Данный принцип предполагает, что цели и процедуры в оценивании должны быть понятными, инструкции четкими и ясными, результаты полезными и доступными. В процессе оценивания не должно возникать никаких сомнений в его целесообразности и правильности. В свою очередь, достижение доверия и взаимодействия между участниками образовательного процесса будет повышать их вовлеченность и позитивно влиять на результаты обучения.
Непрерывность. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся. Постоянство процесса оценивания обеспечивается через фокус на формативное оценивание, установление графика суммативного оценивания и использование механизмов выставления баллов, что обуславливает взаимосвязь между процедурами и создает единую систему оценивания.
Направленность на развитие. Оценивание инициирует и определяет направление развития системы образовании, школы, учителей и обучающихся. Оценивание, основанное на сборе и анализе информации о том, какими знаниями и навыками обладают обучающиеся, позволяет принимать обоснованные решения о дальнейших шагах в образовательном процессе.
Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении в течение года осуществляются два вида оценивания: формативное и суммативное.
Формативное оценивание (текущее) – определение текущего уровня усвоенных знаний и навыков в процессе работы на уровне или осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем.
Суммативное оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения определенного раздела, четверти, года с выставлением баллов и оценок.
И формативное и суммативное оценивание позволяют увидеть насколько достижения обучающихся соответствуют поставленным целям обучения, а результат оценивания используется для дальнейшего планирования, что должно обеспечить успешное ежедневное обучение.
Формативное оценивание используется для адаптирования, коррекции преподавания и обучения, влияя на рост и развитие учебных достижений, обеспечивая обратную связь между педагогом и обучающихся. Этот вид оценивания приобретает все большую роль в международной практике. Анализ литературы авторов формативного оценивания свидетельствует о том, что описание структурных элементов формативного оценивания трактуется неоднозначно и может меняться в зависимости от решаемых целей и условии применения. В качестве общих элементов можно выделить активное вовлечение обучающихся в процесс оценивания, адаптация преподавателя к потребностям обучающихся, предоставление качественной и конструктивной обратной связи. Процесс формативного оценивания не является стандартизированным, то есть каждый учитель самостоятельно может определять собственную практику. В процессе обучения и формативного оценивания учителю необходимо выполнять все цели обучения согласно программе. Для самостоятельной разработки заданий формативного оценивания рекомендуется:
изучить учебную программу, учебный план, провести анализ целей обучения
составить критерии оценивания
-разработать задание в соответствии с критериями оценивания и уровнем мыслительных навыков
составить к заданию дескрипторы.
Используемые дескрипторы к заданию должны быть ясными и точными, чтобы оценивание было объективным. Дескрипторы дают возможность определить на каком этапе выполнения задания учащиеся испытывают затруднения, что позволяет формулировать конструктивную обратную связь, определять необходимый обьем программного материала для повторного изучения.
Согласно теории формативного оценивания предполагается три позиции организации оценивания: оценивание учителем, самооценивание и взаимооценивание. Основное внимание при самооценивании уделяется стимулированию саморегуляции и самостоятельного обучения. Это способствует самоанализу сильных и слабых сторон в процессе обучения. Важно научить объективно определять собственные пробелы, навыки и умения. Учитель, используя наводящие вопросы, дает возможность отслеживать изменения в обучении.
Взаимооценивание направлено на то, чтобы обучающиеся помогали друг другу улучшить свою работу. Замечено, что ученики, предоставляя обратную связь одноклассникам, значительно улучшают свои собственные результаты. Это достигается если для организации взаимооценивания разработать критерии и задания для оценивания. Это способствует приобретению таких навыков, как сравнение, аргументирование, коммуникация, поиск доказательств и практическое мышление. Повышается ответственность, мотивация и вовлеченность обучающихся, возможность выступить в роли эксперта и советника, сравнить собственное понимание с видением сверстников.
Методы формативного оценивания можно использовать на разных этапах организации учебной деятельности: в процессе изучения нового материала, проверки домашних заданий, во время индивидуальной, парной и групповой работы.
Учителю при этом необходимо систематически наблюдать за деятельностью обучающихся и фиксировать промежуточные результаты и в дальнейшем учесть его потребности и возможности. При планировании формативного оценивания в парной работе необходимо, чтобы обучающиеся понимали равные ответственности за выполнение задания и его результат, согласовывали свои действия, обменивались мнениями.
Во время групповой работы учитель контролирует работы всех групп и отдельно каждого обучающегося.
Осуществлять непрерывное взаимодействие с обучающимися, корректировать и планировать процесс обучения позволяет обратная связь. При предоставлении обратной связи учителем рекомендуется отметить сильные стороны обучающегося, дать рекомендации для исправления недочетов, исключить использование негативных комментариев. Обратная связь может предоставляться в любом виде: устном, письменном, графическом.
Одним из этапов формативного оценивания является анализ результатов обучения, который позволяет выявить,кто испытывает затруднения по разделу или теме. Для этого рекомендуется ведение листов наблюдения, журналов, дневников и других форм регистрации результатов формативного оценивания.
Для определения и фиксирования уровня усвоения программы за определенный период времени проводится суммативное оценивание. Суммативное оценивание за раздел, сквозную тему проводится по окончании обучения раздела, в результате которого выставляются баллы, учитываемые при выставлении четвертных оценок. Форму проведения учитель определяет самостоятельно (проект, эссе, контрольная работа, устный опрос и др). Планирование и организация суммативного оценивания проводятся согласно инструктивным документам в зависимости от предмета. По математике количество процедур суммативного оценивания проводится по разделам долгосрочного планирования. Максимальное количество суммативного оценивания за раздел не должно превышать трех в четверти, в случае изучения четырех или более разделов их объединяют с учетом целей обучения. Последняя суммативная работа проводится не позднее, чем за одну неделю до конца четверти. Время на суммативное оценивание определяется учителем (15-20 мин). В содержание суммативной работы рекомендуется включить цели обучения, что позволяет определить достигнутый уровень знания и навыков. Для своевременного выявления пробелов в усвоении программы проводится анализ результатов суммативного оценивания, для этого предлагается использовать показателем «процент выполнения заданий». Уровни учебных достижений обучающихся подразделяются в зависимости от процента выполнений заданий: низкий уровень (0-39%), средний уровень(40-84%), высокий (85-100%). Результаты суммативного оценивания за раздел должны быть понятны для обучающихся и мотивировать к дальнейшему обучению. Обратная связь о достигнутом уровне учебных достижений должна быть в разрезе критериев оценивания.
Суммативное оценивание за четверть предполагает контрольно-проверочную работу из разноуровневых заданий в соответствии с учебной программой.
Для обсуждения результатов письменных суммативных работ организуется модерация. Во время модерации обсуждаются результаты работ обучающихся, выставляются окончательные баллы с учетом модерации. Для этого необходимы открытая и прозрачная коммуникация, культура сотрудничества, профессиональная поддержка в коллективе.
Оценивание за четверть рассчитывается по единой шкале от «2» до «5» и при этом учитываются результаты суммативного оценивания за разделы в процентах в соотношении 50 на 50. Годовая оценка определяется из результатов всех четвертных оценок.
Главной задачей преподавательского состава должно стать создание условии, способствующих стремлению к самообразованию, развитию мотивации, достижения успеха. Одним из достоинств, преимуществ критериального оценивания является обьективность, открытость, прозрачность и самое главное – стимулирующий здоровьесберегающий потенциал. К преимуществам критериального оценивания относятся также обьективная оценка знаний в соответствии с составленными критериями оценок, развитие навыков самооценивания, самостоятельной подготовки, повышение качества пройденного материала.
Критериальное оценивание является нормативной системой, оно направлено не только на
оценивание знаний учащихся, но и на развитие индивидуальных качеств обучающихся,
совершенствование знаний, индивидуальное развитие компетенции учащихся,
соответствующих целям и содержаниям учебного плана обучения.
Литература
Блум Б.С., Кратволь Д. Таксономия целей обучения. – Нью-Йорк: Логман, 1956.
Уильям Д., Томсон М. 5 основных стратегий для формативного оценивания. 2007.
Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы: Учебно методическое пособие. / Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.