kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповая работа как эффективная форма организации кружковой деятельности в дополнительном образовании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен быть разнообразным как по форме, так и по содержанию.  Чтобы удовлетворить потребности каждого ученика мы  применяем разные формы деятельности на своих занятиях, дающие больше возможности для развития учеников разных уровней подготовленности, не допуская ущемления их личности, не нанося морального вреда, развивая его творческие способности и сохраняя его желание учиться и развиваться. Педагоги  школы искусств «Өркен» активно используют на занятиях групповую форму работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа как эффективная форма организации кружковой деятельности в дополнительном образовании.»

Групповая работа как эффективная форма организации кружковой деятельности в дополнительном образовании.

Современный образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен быть разнообразным как по форме, так и по содержанию. Чтобы удовлетворить потребности каждого ученика мы применяем разные формы деятельности на своих занятиях, дающие больше возможности для развития учеников разных уровней подготовленности, не допуская ущемления их личности, не нанося морального вреда, развивая его творческие способности и сохраняя его желание учиться и развиваться. Педагоги школы искусств «Өркен» активно используют на занятиях групповую форму работы.

Групповая форма обучения - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

На наш взгляд это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность этой формы работы в том, что здесь происходит непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство их деятельностью со стороны педагога.

Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае необходимости помогает отдельным учащимся или группе в целом.

Есть ученики, которые не могут задавать вопросы напрямую своему педагогу, если они не поняли материал прошлого занятия, а при совместной работе в группе товарищей они могут восполнить все пробелы. И в случае необходимости затем смело обращаются за помощью к нам.

Преимущество групповой работы

ученик учится высказывать и отстаи­вать собственное мнение, прислу­шиваться к мнению других, сопо­ставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контро­ля над действиями других и само­контроля, формируется критичес­кое мышление. Групповая работа снимает внутреннее напряжение учеников, скованность, дискомфорт.

Одно из самых важных условий эф­фективной организации группо­вой работы правильное, проду­манное комплектование групп. При распределении по группам в кружках мы берем в рас­чет два признака: уро­вень учебных умений учащихся и характер межличностных отноше­ний, при этом важно учитывать характер межличностных отношений уча­щихся.)

Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились доброжелательные отно­шения. Толь­ко в этом случае в группе возника­ет психологическая атмосфера вза­имопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.

Большое значение на психологический климат, на работоспособность и результативность имеет количественный состав групп. И то, четной или нечетной является группа. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. Надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно — и результативность.

Одним из важных условий успешной работы в группах является организация рабочего места каждой группы. Для выполнения заданий в группах часто необходим определенный набор принадлежностей в зависимости от направления работы кружка. Педагог должен позаботиться об этом заранее и назначать себе в помощники учащихся.

Задача педагога дополнительного образования объяснить учащимся, что работа в группе - это форма работы, которая при правильном использовании приводит к достижению учебных и воспитательных целей. Поэтому наши педагоги делают все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний, умений и навыков.

Форма группового обучения во время занятия в кружке позволяет ученикам развивать логическое мышление, отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, развивать коммуникабельность, дать возможность полнее проявить себя всем детям. Ведь в одном кружке могут заниматься ребята и 6 лет и 10 и даже 15, а также это могут быть дети, которые уже не первый год обучаются в данном кружке и дети, которые впервые пришли в этот кружок.

Организация групповой работы меняет функции педагога. Если на традиционном занятии он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и ре­жиссером данного занятия, соучастником коллективной деятельности.

Его действия должны сводиться к сле­дующему:

- объяснение цели предстоящей работы;

- деление учащихся на группы;

- раздача заданий для групп;

- контроль за ходом групповой работы;

- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активно­му поиску;

- после отчета групп о выполнен­ном задании объявление результатов работы, обращение внимания на типич­ные ошибки;

- оценка работе учащихся.

Каждый педагог, использующий на кружковых занятиях групповой метод работы, сталкивался с проблемой деления учеников на группы: деление воспринимается детьми эмоционально, а подчас, когда сама процедура не понята и не принята детьми, вызывает споры, выплеск негативных эмоций и потерю времени урока.

Начало формы

Конец формы

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

 Как разделить учеников на группы на уроке?

  • соседи по парте;

  • по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);

  • по половому признаку — мальчики, девочки;

  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

  • по дате рождения (четное, нечетное число);

  • по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);

  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

  • по считалочке

  • по жребию.

В корзине могут находиться:

    • листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;

    • предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);

    • геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);

    • изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);

    • изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);

    • названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);

    • а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.

  • Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).

  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть.

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданными.

С делением детей на группы также связаны различные проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

  • озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;

  • следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;

  • ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.

Особое внимание!

 ·        Жесткая регламентация времени на группообразование.

·        Нормирование будущей работы.

·        Четкость и внятность поставленной задачи.

·        Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).

·        Недопустима группа из одних только слабых учеников.

·        Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.

·        Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.

·        Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

·        Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

Заключение.

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

1)      Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2)      Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3)      Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

4)      Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5)      При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.


Также нужно знать, что существуют не только положительные моменты групповой работы, но и есть минусы. Педагог, использующий групповую форму работы на своем занятии, приобретает неоценимый опыт, и может предотвратить влияние возникших отрицательных моментов на ход и результат своей работы.


    Нам важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.


заместитель директора по воспитательной работе

Мельникова Эрика Ивановна.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мельникова Эрика Ивановна

Дата: 09.03.2021

Номер свидетельства: 574976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья на тему: "Использование двигательно- речевой и телесно- ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(141) "statianatiemuispolzovaniiedvighatielnoriechievoiitieliesnooriientirovannoipraktikivzdorovieformiruiushchieirabotiesdietmidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "312673"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459364769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства