kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации обновленных ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете "Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации обновленных ФГОС"

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации обновленных ФГОС»

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов

в условиях реализации обновленных ФГОС


Государство, общество и семья ставят перед школой новые цели — помимо приобретения определённого набора знаний и умений важно раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Раскрыть и реализовать данные способности может только творчески работающий учитель.

В последнее время такие слова как «творчество» и «креативность» прочно вошли в наш обиход. Современное общество требует от человека умения быстро принимать важные решения, самостоятельно выбирать пути и возможности своего развития. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов! Отечественный философ Н.А. Бердяев отмечал, что «к творчеству призван всякий человек, оно пронизывает практически все виды человеческой деятельности». 

Творчество в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это то, через чего педагоги увлекают учащихся новыми знаниями, желанием созидать. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования, однако только самые творческие педагоги способны создать новизну глобального характера, новшество в педагогической науке.

Творческий потенциал учителя — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Его генетически заложенные основы влияют на выбор профессии учителя, он формируется во время учебы и развивается в дальнейшей профессиональной деятельности.

К факторам развития творческого потенциала можно отнести как внешние (влияние социально-экономической среды, особенности учреждения образования, педагогические задачи коллектива и др.), так и внутренние (потребность педагога в творческой деятельности, мотивация творчества, духовно-ценностная сфера его личности). Много зависит и от личности учителя: от его культурного, профессионального и общеобразовательного уровня, потребностей и интересов, мотивации педагогической деятельности.

С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества.

Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности.

Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

Главными признаками творчества являются:
– создание нового или существенное усовершенствование известного;
– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.

Творческий педагог – это, прежде всего, исследователь, обладающий следующими личностными качествами: 
– научным психолого-педагогическим мышлением,
– высоким уровнем педагогического мастерства, 
– определенной исследовательской смелостью, 
– развитым педагогическим чутьем и интуицией, 
– критическим анализом, 
– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество).

Другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий).

Третья группа - педагоги, создающие систему обучающих технологий.

В условиях реализации ФГОС в современной педагогике меняются требования к образовательному процессу: знаниевая составляющая уступает место индивидуальной, развивающей.

Учителя должны понять, что сегодня уже недостаточно, однажды получив базовое образование, работать по специальности всю жизнь. Непрерывное образование должно стать необходимостью для каждого учителя. Школам нужны современные квалифицированные педагоги, способные организовать работу обучающихся по новым учебным материалам, владеющие современными образовательными технологиями. Получается, что учитель первым должен стать учеником, находящимся в непрестанном учении и постоянно занимающимся самообразованием. Учитель, который постоянно и эффективно занимается самообразованием, способствует формированию у школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний, работает на развитие у них соответствующих умений и навыков. Личный пример учителя во все времена считался важнейшим средством воспитания. Профессиональное развитие учителя новой формации в значительной степени зависит от мотивации к непрерывному педагогическому образованию. Концепция непрерывного образования приобрела ключевое значение. 

В эпоху глобализации образования знание становится ключевым ресурсом, а школа в этих условиях – одним из важных источников знаний. Наряду с этим, в школе формируется личность будущего полноценного, конкурентоспособного гражданина государства. 
А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Упорным трудом, методом проб и ошибок педагог достигает своего мастерства. «Учитель становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но, только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный мир в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности» учитель обретает профессиональное мастерство». 

Новые технологии осваиваются учителями лицея с большим интересом. Как подтверждение тому проведённая в мае методическая конференция на тему «Мастер-класс как форма информального образования педагогов». Конференция прошла под девизом «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». Педагоги лицея из разных методических объединений продемонстрировали свой педагогический опыт, показав мастер-классы (отдельные формы работы, которые они использует в своей деятельности). Мастерам-педагогам удалось создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Конференция показала, что педагоги в лицее - люди творческие, увлечённые своим делом.

Понятие современного урока неразрывно связано с понятием современного учителя. По словам руководителя проекта по разработке ФГОС нового поколения Александра Михайловича Кондакова, «стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения». В Стандартах нового поколения сформулированы требования к современному учителю. Во-первых, это профессионал, который: демонстрирует универсальные и предметные способы действий; инициирует действия обучающихся; консультирует и корректирует их действия; находит способы включения в работу каждого ученика; создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Качество подготовки обучающихся по любой предметной дисциплине во многом определяется именно уровнем проведения урока, его наполненностью, его атмосферой. Учитель должен постараться сделать своё занятие своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому творческому произведению.

В современных условиях все больше появляется творчески работающих учителей. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. В этом незаменимыми помощниками станет стремление к исследованию, познанию, творчеству, педагогическим открытиям.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, “только личность может воспитать личность”. Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.

Неслучайно Дмитрий Анатольевич Медведев в Послании Федеральному собранию отметил: “Уже в школе дети должны получать возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире”.

В настоящее время разработано Фундаментальное ядро содержания общего образования, в котором говорится: реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – “становиться лучше” – есть одно из важнейших направлений развития творческой личности педагога и обучающегося.

Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает наличие системы и алгоритма действий, где каждый этап может быть подвергнут анализу и оценке, разложен для простоты на несколько мини-этапов, хотя следует иметь в виду, что творчество связано с вдохновением, ощущением момента, интуицией, индивидуальными свойствами человека, которые крайне сложно проектировать, сравнивать, оценивать и рекомендовать другим.

Дать готовый алгоритм творческой деятельности невозможно. Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология – это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный, информационный, организационно-деятельностный, контрольно-управленческий компоненты.

Творчески работающие педагоги нашей школы, реализуя на практике технологию творческой деятельности, ставят для своих уроков следующие задачи:
– поддержка и развитие интереса к предмету;
– формирование навыков исследовательской работы;
– решение практических упражнений;
– организация работы с современными источниками информации.

Безусловно, данные задачи могут быть решены только на уроке, где царит творчество, потому что именно в классе в процессе творчества ребенок получает самое высокое духовное наслаждение. Любой урок, если в нем не было места для творческого порыва, поиска, оказывается неэффективным, если даже дается очень полезная информация.

Поэтому проблемные ситуации, столкновение различных мнений, вариативность возможных решений являются необходимым инструментом педагогического приближения учеников к творчеству.

Главным помощником в этом должен быть не только учитель, но и родители, ибо они являются первыми учителями детей. И если учитель школы совместно с родителями учеников и педагогами дополнительного образования учит ребенка видеть необычное в обычном, может увлечь учебным процессом, то, несомненно, наше стремительно развивающееся общество сможет получить подготовленного к жизни человека. Только творец-учитель и творцы-родители могут сотворить сотворенную личность ученика. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Это и есть составляющие хорошего урока, где воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Согласитесь, самые приятные минуты для учителя, когда глаза детей горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. Итак, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.

Педагогический труд нетворческим не бывает. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.

Учитель, его отношение к образовательному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка — это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы.

В современной школе «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» Для формирования обозначенных качеств личности нужен новый учитель, открытый ко всему новому, способный помочь учащимся стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. 
Поэтому учитель должен уметь:
- обеспечивать условия для успеха , мотивации;
- искать и анализировать информацию с помощью современных информационно-поисковых технологий;
- разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
- выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей ( например, детей с ограниченными возможностями здоровья)
- организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность 
- реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта
- использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием» 
Таким образом, государство и общество на сегодняшний день предъявляют к учителю одно из основных требований, которое выражается в постоянном целенаправленном непрерывном повышении уровня квалификации и личностного профессионального роста. Причем, по нашему мнению, этот профессиональный и личностный рост необходимо осуществлять через развитие творческого потенциала педагогов. 
Потенциал (от лат. - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. 
Педагогическая деятельность подразумевает не только точное следование методикам, но и творческое отношение к жизни и профессии. 
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности
Личностные особенности и творчество учителя проявляются в многообразных формах и способах самореализации педагога.
Педагогическое творчество можно рассматривать как процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных способностей педагога, основанных на развитии его творческого потенциала.
Важнейшим показателем развития творческого потенциала педагога выступает осознанное применение им собственных творческих способностей: генерирование идей, создание новых моделей из известных элементов, соединение традиционного и инновационного опыта, видение незнакомого в знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учёт многомерности педагогических явлений, способность к педагогической импровизации, творческие способности в коммуникативной сфере, способность включать обучающихся в решение образовательных задач креативного характера, стимулирование нового творческого поиска, рефлексия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гаврилина Наталья Анатольевна

Дата: 06.09.2025

Номер свидетельства: 673903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Инновационная деятельность в  дошкольном образовательном учреждении "
    ["seo_title"] => string(76) "innovatsionnaia-dieiatiel-nost-v-doshkol-nom-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "245540"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446139608"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "создание условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста в предметно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения "
    ["seo_title"] => string(163) "sozdaniie-uslovii-dlia-razvitiia-lichnosti-riebionka-doshkol-nogho-vozrasta-v-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedie-doshkol-nogho-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "140369"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417947582"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Качество образования, как способ повышения конкурентноспособности школы в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(99) "kachiestvo-obrazovaniia-kak-sposob-povyshieniia-konkurientnosposobnosti-shkoly-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "104395"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402688560"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства