kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Качество образования, как способ повышения конкурентноспособности школы в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.

   Качество образования – важнейший показатель успеха школы. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, родителей и общества.

     Существуют основные направления в улучшении качества образования:

  1. Развитие воспитательной системы школы
  2. Совершенствование профессионализма учителя, сохранение и развитие кадрового потенциала школы
  3. Развитие материально-технической базы и модернизация экономических отношений в системе ОУ
  4.  Выдвижение новых требований к системе управления
  5. Нормативно-правовое обеспечение

          Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка, систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Разработанная в школе на основе новых стандартов Образовательная программа начального общего образования определяет формы и методы работы педагогов по реализации задач начального этапа обучения.

   Вопрос о качестве образования, которое дает школа, для нас был актуальным всегда.

Анализируя качество обученности, заметно  его постепенное снижение.

Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:

  • Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличием в психофизическом развитии, а начальное образование призвано помочь реализовывать способности каждого и создать условия для индивидуального развития
  • Стал осуществляться переход к подходящим программам и учебникам, а именно уже второй год начальная школа выбирает УМК «Школа России»

       Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы, поэтому в настоящее время наша школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования – внедрение новых стандартов 2 поколения ФГОС.

  В целях улучшения качества образования перед нами стоят следующие задачи:

  1. Формирование физически здоровой личности.
  2. Развитие творческих способностей учащихся.
  3. Организация учебно-воспитательного процесса.
  4. Формирование творчески работающего коллектива учителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Качество образования, как способ повышения конкурентноспособности школы в начальной школе »

Качество образования как способ повышения

конкурентноспособности школы

в начальной школе


В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.

Качество образования – важнейший показатель успеха школы. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, родителей и общества.

Существуют основные направления в улучшении качества образования:

  1. Развитие воспитательной системы школы

  2. Совершенствование профессионализма учителя, сохранение и развитие кадрового потенциала школы

  3. Развитие материально-технической базы и модернизация экономических отношений в системе ОУ

  4. Выдвижение новых требований к системе управления

  5. Нормативно-правовое обеспечение

Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка, систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Разработанная в школе на основе новых стандартов Образовательная программа начального общего образования определяет формы и методы работы педагогов по реализации задач начального этапа обучения.

Вопрос о качестве образования, которое дает школа, для нас был актуальным всегда.

Анализируя качество обученности, заметно его постепенное снижение.

Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:

  • Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличием в психофизическом развитии, а начальное образование призвано помочь реализовывать способности каждого и создать условия для индивидуального развития

  • Стал осуществляться переход к подходящим программам и учебникам, а именно уже второй год начальная школа выбирает УМК «Школа России»

Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы, поэтому в настоящее время наша школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования – внедрение новых стандартов 2 поколения ФГОС.

В целях улучшения качества образования перед нами стоят следующие задачи:

  1. Формирование физически здоровой личности.

  2. Развитие творческих способностей учащихся.

  3. Организация учебно-воспитательного процесса.

  4. Формирование творчески работающего коллектива учителей.


Для формирования физически здоровой личности не допускаются перегрузки учащихся в учебной деятельности, соблюдается двигательный режим на уроках, переменах и в ГПД. Следует отметить, что в этом году улучшились условия для организации отдыха детей на перемене – появились ковры, рекреация была поделена на несколько игровых зон. Это способствовало созданию благоприятной обстановки – уменьшению количества травм, полученных во время перемены. Но учителям также необходимо ответственно и добросовестно подходить к дежурству во время перемен. Ребята привлекаются к занятиям в спортивных секциях – внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления – ОФП в 1 классах, футбол во 2 классах, аэробика в 1 и во 2 классах. Спортивные часы и ритмика в ГПД. Работает 3 раза в неделю секция баскетбола от школы олимпийского резерва. В первом полугодии прошли спортивные праздники и мероприятия: в сентябре – семейные праздник «Москва спортивная», в ноябре – «Наши мамы лучше всех», в декабре – «Веселые старты» в 1 классах в рамках Дня Матери.

Создание творческой атмосферы в школе происходит путем организации внеурочной деятельности в 1 и 2 классах, развивающих занятий, олимпиад – в ноябре прошел окружной тур по математике среди учащихся 4 классов, конкурсов – учащиеся 2-4 классов приняли участие в Международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок», викторин в 3-4 классах.

Внеурочная деятельность ведется по 5 направлениям: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. На хорошем уровне и систематически проводятся образовательные модули в 1 и во 2 классах «С компьютером на «ты»» и во 2 классе «Юный исследователь». Эти модули помогают постоянно поддерживать связь между внеурочной и урочной деятельностью. Первоклассники с удовольствием посещают каждое занятие – за первое полугодие они познакомились с устройством Macbook Pro, с программой ПервоЛОГО – научились рисовать рисунки и открытки на компьютере – это прямая связь с уроками ИЗО и информатики. Учащиеся 2 классов также работают с программой ПервоЛОГО, клавиатурным тренажером – связь с уроками русского языка, где ребята отрабатывают не только клавиатурное письмо, но и орфографическую зоркость и грамотность, и уже сами могут составить презентации и фильмы со звуковым оформлением. Свои фильмы и презентации ребята 2 «А» составляли на мастер –классе 1 декабря на День Матери.

«Юные исследователи» 2 классов проводили опыты с растениями, познакомились с работой цифрового микроскопа, с помощью микроскопа ребята более подробно изучали состав гранита и других полезных ископаемых – связь с уроками окружающего мира.

Кроме этих модулей работают студия «Юный художник» в 1 классах, вокальная студия «Домисолька» в 1 и 2 классах – ребята приняли участие в конкурсе «Рождественская песнь», а также развивающие часы в ГПД – оригами и квиллинг, «Рукотворный мир», «Друзья книги», «Волшебная кисточка», Кукольный театр «Теремок».

В совершенствовании учебно-воспитательного процесса помогают каждому учителю разработки развернутых рабочих программ и их вариативность, изучение и внедрение в практику педагогических технологий, а в частности, личностно-ориентированных, которые ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов:

  • Разноуровневое обучение

  • Коллективного взаимообучения

  • Технология сотрудничества

  • Технология модульного обучения

  • Проблемного обучения

  • Проектно-исследовательской деятельности

  • Системно-деятельностный подход

  • Интегрированное обучение

С введением ФГОС 2 поколения системно-деятельностный подход становится ведущим в обучении, все учителя начальной школы стараются его применять, но, это не всегда удается. В последние годы у детей, поступающих в 1 класс, наблюдается ограниченный словарный запас, слаборазвитая мелкая моторика, неадекватные эмоции и другие особенности. Многие дети имеют стойкую речевую патологию, поэтому необходима тесная и систематическая работа с логопедом для качественного развития и обучения детей.

Наиболее удачно внедряется проектно- исследовательская деятельность, которая позволяет развивать познавательный интерес у учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Конечно, многим первоклассникам и второклассникам помогают родители и это является одной из составной успешной учёбы. Примеры проектных работ представлены: 1 «А» - «Математика в загадках пословицах и поговорках», 1 «Б» - «Дед Мороз – Великий Устюг», «Моя семья», 2 «А» и 2 «Б» - «И в шутку, и в серьёз» по русскому языку, «Красная книга» - окружающий мир, «Орнаменты и узоры».

В последнее время школа получила много новых и интересных раздаточных материалов по предметам, которые помогут разнообразить уроки, наряду с наглядностью мультимедиа, дети смогут все потрогать своими руками, рассмотреть, сравнить.

Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в современное общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.

Компьютерная техника всё увереннее входит в нашу жизнь, в быт, в сферу профессиональной деятельности, в том числе – и в нашу практику.

В связи с реализацией программы информатизации образования в настоящее время созданы условия для активного применения средств ИКТ при обучении в начальной школе.

Учителя начальных классов применяют ИКТ в следующих видах деятельности:

  • мониторинг результативности своей деятельности и деятельности учащихся;

  • учебный процесс;

  • внеклассная работа;

  • работа в библиотеке.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет сделать следующее:

  • сделать учебный процесс более эффективным;

  • повысить качество усвоения материала;

  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, т.е. организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;

  • облегчить деятельность педагога и создать эффективную обратную связь.

Учителя 1-ых и 2 –ых классов создали и вместе с учащимися работают в информационных пространствах на учебно-методическом портале Началка семинфо. В этих пространствах каждый учащийся и родитель может найти полезную для себя информацию, полезные ссылки для учеников – «Математика и информатика», «Литературное чтение», «Формирование навыков клавиатурного письма» и многое другое, полезные ссылки для учителя, новостные форумы, знакомство с УМК, планированием. Все разделено на недели, где учителя заполняют новостями, интересными делами, проектами, событиями и т.д. Наряду с этими необходимыми нововведениями по ФГОС всеми учителями ведется электронный журнал, с помощью которого можно не только знакомить родителей с учебными достижениями учащихся, но и общаться дистанционно через внутренние сообщения. По ФГОС разработаны электронные мультимедийные пособия для использования на уроках обучения грамоте и письма по учебнику Горецкого и Кирюшкина «Азбука». В нем представлены разнообразные задания для чтения, составления рассказа, составления звуковых схем слова, мультфильмы и т.д. - эти пособия помогают разнообразить уроки в 1 классах. Все учителя прошли или посещают в настоящее время курсы по введению ФГОС 2 поколения.

В первом полугодии этого учебного года усилилась работа по преемственности начального и среднего звена – в декабре прошел круглый стол по проблемам адаптации пятиклассников, были изучены проблемы и успехи пятиклассников, намечены пути устранения пробелов в знаниях учащихся начальных классов по предметам. Совместно силами начальной школы и среднего звена была поставлена Новогодняя сказка.

Большое внимание уделяется и работе с родителями - активное участие родителей в организации и подготовке праздников «День матери» - выставка работ мам и детей; экскурсий, спортивных соревнованиях – «Москва спортивная», «Наши мамы лучше всех»; помощь в оформлении классов, активная жизненная позиция родителей безусловно положительно сказывается на успешной учёбе учащихся.

Стабильно хорошие показатели работы показывают воспитатели ГПД. Индивидуальный подход к каждому, их неравнодушие к своей работе приносит положительные сдвиги в освоении учащимися основными знаниями и умениями. Но следует обратить внимание и усилить бдительность по проблеме травмоопасности – постоянно проводить беседы по технике безопасности, организовывать интересные игры как на прогулке, так и в стенах школы. Активизировалось дополнительное образование – внеурочная деятельность и развивающие часы в ГПД – это сказывается на чрезмерной наполняемости в группах.

Таким образом, новая модель современной начальной школы качественного образования предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий, выработки новых направлений реформирования начальной школы.

Современные тенденции реформирования начального образования определяют:

-Необходимо формирование у учащихся фундаментальных знаний.

-Обеспечение поддержки одаренных учащихся, совершенствование школьной системы предметных олимпиад.

-Расширение дополнительного образования в помощь обязательным дисциплинам.

-Непрерывное повышение профессионального уровня педагогов.

-Внедрение в образовательный процесс электронных учебных комплексов и освоение учителями компьютерных методов обучения.

-Поиск и апробация передовых технологий изучения иностранного языка в начальной школе.

- Разработка новых методик оценивания результатов учебной деятельности учащихся.

-Создание системы эффективного контроля за внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

В условиях модернизации определились пути перехода от традиционной модели обучения младших школьников к личностно-ориентированной, которая предполагает ориентацию на изучение личности ребенка как индивидуальности, самоценности. Такая школа создает психолого-педагогические условия для изучения развития личности каждого ребенка.

В нашей школе уже наметилось немало положительного:


  • вариативность педагогических подходов к начальному образованию;

  • свобода для творческого поиска у педагогов, поддерживаемая государственной политикой;

  • растет родительское самосознание;

  • педагогическая поддержка индивидуальности ребенка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гуляева Татьяна Тимофеевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104395


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства