kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ результатов адаптации учащихся первых классов: совместная работа участников образовательных отношений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые дни ребёнка в школе сопряжены с более и менее продолжительной адаптацией. Именно в эти недели, 1-2 месяца, начинается формирование системы отношений ребёнка со школьным миром и самим собой в школе, те устойчивые формы взаимоотношений с одноклассниками и учителями, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной сфере.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов адаптации учащихся первых классов: совместная работа участников образовательных отношений»

Анализ результатов адаптации учащихся первых классов: выявленные причины утомляемости и совместная работа участников образовательного процесса по их устранению, полученный результат

Первые дни ребёнка в школе сопряжены с более и менее продолжительной адаптацией. Именно в эти недели, 1-2 месяца, начинается формирование системы отношений ребёнка со школьным миром и самим собой в школе, те устойчивые формы взаимоотношений с одноклассниками и учителями, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной сфере.

Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию была направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

1. Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно-пространственной среды.

2. Организация оздоровительно-профилактической работы с целью устранения утомляемости первоклассников.

3. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

4. Организация внеучебной жизни первоклассников.

  • В школе созданы все условия для организации режима школьной жизни первоклассников:

1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников и его особенности, учитывая физический принцип чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления первоклассников для сохранения стабильного уровня их работоспособности

2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.

3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса

4. Облегченный день в четверг или пятницу с целью учета биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности.

5. Обязательное проведение не менее двух физминуток на каждом уроке.

6. Использование иных форм организации учебного процесса для снятия утомляемости первоклассников.

Хотелось бы отметить, что учителя 1-х классов знают психофизиологические особенности детей седьмого года жизни, индивидуальные особенности учащихся, требования, предъявляемые к организации учебно-воспитательного процесса в 1-х классах, эффективно используют в учебном процессе здоровьесберегающие технологии с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.

Наблюдение за учащимися во время уроков и на переменах, изучение их эмоционального состояния показало, что на параллели первых классов создан положительный эмоциональный фон, дезадаптированных учащихся не выявлено.

  • В адаптационный период была проведена психологическая диагностика на определение коэффициента адаптации учащихся первых классов к обучению в школе. Для этого использовался опросник для учителя «Особенности адаптации первоклассников к школе» (Р.Р. Рахманкуловой), который выявляет психологические особенности адаптации первоклассников в школе, в которых наблюдаются фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка. По итогам обработки данных схем-характеристик классов были получены следующие результаты, представленные в таблице и диаграмме:

Коэффициент адаптации

Классы

Всего

Успешная адаптация

27 –100%

28-100%

27-100%

23-100%

105-100%

Трудности адаптации

-

-

1-4%

2-8%

3-3%

Дезадаптация

-

-

-

-

-

Всего детей в классе

27

28

27

23

105


Результаты проведённой методики показали, что только три ребенка не  способны к целостному восприятию формы предметов,  состояние  их графических навыков требует дальнейшего систематического развития. Восприятие этих школьников слабо дифференцированно, непроизвольно. Они не способны выделить части в наблюдаемом объекте, достроить образ до целого по частям, что является одной из причин ошибок в написании букв, цифр и др.
На основании результатов можно прийти к выводу, что у этих школьников ярко выражен наглядно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы и их изображения. Эти учащиеся в своем развитии идут от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания учениками явлений окружающей жизни.
Особые трудности возникают у этих учащихся в понимании причинно-следственных связей. Им легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это и понятно: от причины к следствию устанавливается прямая связь, рассмотрение же фактов в обратном порядке предполагает анализ самых разных причин, что на данном этапе ребенку зачастую еще не под силу. Кроме того, они еще плохо владеет речью, им легче заучить все, чем воспроизводить текст своими словами. Эти дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста, в связи чем и выявлены трудности в процессе адаптации учеников к школе.
В результате диагностики выявлено 3 учащихся, испытывающие трудности в адаптации к школе. Именно у этих учащихся наступает быстрое утомление, наблюдается невнимательность, рассеянность, часто отвлекаются. Индивидуальная работа с данной категорией ребят выявила, что данные учащиеся в связи со слабым уровнем готовности при поступлении в школу испытывают трудности в изучении и написании букв, счете, имеют слабый уровень развития коммуникативных навыков. Вследствие этого в течение 1 и 2 четверти была проведена комплексная работа, направленная на коррекцию, профилактику и просвещение с данными учащимися и их родителями совместно с классными руководителями, педагогами – психологами по устранению утомляемости и успешной адаптации учащихся к условиям, включающая в себя индивидуальную диагностику познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), выступление на родительских собраниях, а также индивидуальные консультации для родителей по результатам обследования учащихся первых классов. При проведении повторной диагностики, наблюдается положительная динамика, которая показала 100% успешную адаптацию первоклассников.

Однако, несмотря на умелую организацию учебного процесса 32% детей испытывали утомляемость, вызванную ещё и дополнительными, не свойственными   для данного возраста нагрузками: приходиться много сидеть при жизненной потребности в движении. В ходе контроля было выявлено, что работоспособность резко падает через 20-25 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков. Поэтому следует  учитывать, что процессы возбуждения превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности первоклассников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. Поэтому учителям начальных классов рекомендовано позволять детям в зависимости от характера заданий на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя и т.д.

Рабочей группой в ходе классно – обобщающего контроля был проведен рейд «Портфель первоклассника». В ходе рейда мы обнаружили, что у большинства учащихся первых классов вес портфеля составляет от 2кг 200г до 3кг 100г, не считая сменную обувь и спортивную одежду для уроков физической культуры. К сожалению, это больше, чем одна десятая веса самого легкого ученика первого класса. Ведь избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает и успеваемость. По предупреждению утомляемости и сохранению здоровья наших воспитанников нами была проведена просветительская работа для родителей первоклассников, где были даны рекомендации и памятки «Каким должен быть портфель первоклассника?». Вследствие этого учителям начальных классов рекомендовано хранить различные дидактические пособия и материалы для творческих работ первоклассников, сменную обувь, а также спортивную одежду (по возможности) в школе.

Во время классно – обобщающего контроля для родителей первоклассников, как участников образовательного процесса, был проведен родительский лекторий «Ваш ребенок пошел в школу». Это оказалось самой серьезной проблемой, так как анкетирование показало, что большинство родителей 67% считают, что загруженность своего ребенка как в школе учебной деятельностью, так и в учреждениях дополнительного образования только развивает ребенка, повышает его интеллектуальные способности, ребенок бодр, весел. У младших школьников такая реакция на нагрузку – явление вполне естественное. Взрослый человек может при наступлении признаков утомления заставить себя продолжать работу, то ребенок на подобное усилие обычно не способен и заставлять его работать неразумно. Переутомление становится сильнее и может привести к серьезным нарушениям несовершенной еще нервной системы. Оказалось, утомление первоклассника вызывается не только учебной нагрузкой. Причиной является и нарушение режима дома, что, к сожалению, случается довольно часто (согласно анкетированию в 23% семей). С началом занятий в школе дети больше времени проводят дома, меньше гуляют, сокращается и их ночной сон, ритм жизни становится совсем иным. Соблюдая распорядок дня первоклассников, рационально распределяя время, все это поможет ребенку скорее и легче приспособиться к возросшим нагрузкам, предохранит от переутомления, повысит работоспособность. И тогда он будет с удовольствием ходить в школу, успешно учиться.

Анализируя проделанную работу, можно отметить, что нами выполнено следующее по осуществлению успешного адаптационного периода в жизни первоклассников:

* создание в классе условий, обеспечивая развивающую среду для детей; соблюдены требования СанПиНа при организации учебно – воспитательного процесса, проведение зарядки перед началом занятий.

* соблюдение нормы гибкого режима дня. Продолжительность уроков 35 мин., тем самым, оставшееся время посвящено играм и активному отдыху. В течение урока проходят 2 физкультминутки: одна – двигательная, другая для снятия напряжения зрения. Все это позволяет снизить утомляемость учащихся первых классов.

* проведение плавного перехода от игровой деятельности к учебной, тем самым снимая усталость и напряжение.

* безотметочная система оценивания (введение линеечек успешности и папки достижений).

* успешная (полная) адаптация у 106 учащихся (100%) первых классов.

* проведение разъяснительной работы для родителей первоклассников с целью успешной адаптации их детей и устранение утомляемости.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Беляковцева Елена Игоревна

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324583

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в сельской школе "
    ["seo_title"] => string(128) "analiz-orghanizatsii-intieghrirovannogho-inkliuzivnogho-obrazovaniia-dlia-dietiei-s-umstviennoi-otstalost-iu-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "144002"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418642439"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "План работы с родителями учителя русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(68) "plan-raboty-s-roditieliami-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "129884"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415788853"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Особенности проведения родительских собраний  в старших классах "
    ["seo_title"] => string(71) "osobiennosti-proviedieniia-roditiel-skikh-sobranii-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "180680"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425226034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства