Просмотр содержимого документа
«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке »
Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке
Зам директора по УВР МБОУ «СОШ № 19»
Варламова Т.В .
Цели педсовета:
1. Обосновать необходимость использования управленческих знаний для планирования и организации урока.
2. Выявить связь между методическими, педагогическими и психологическими знаниями, необходимыми для управления процессом обучения
Повестка педсовета:
1. Характеристика учебно-познавательной деятельности школьников.
2.Управление познавательной деятельностью учащихся начальной школы
3.Формы познавательной деятельности учащихся и практическое их применение.
4.Психологические аспекты управления познавательной деятельностью учащихся.
5. Диагностика познавательной деятельности учащихся.
Характеристика учебно-познавательной деятельностью учащихся
«Три пути ведут к знанию:
путь размышлений– это путь самый благородный;
путь подражания– это путь самый лёгкий;
ипуть опыта– это путь самый горький»Конфуций
Специфика современного учителя состоит в том, что ему нужно идти по трём дорогам.
Поэтому необходимы навыки в управлении познавательной деятельностью учащихся
Учебно-познавательная деятельность– это специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.
Учение как познавательная (гностическая)деятельность
Внешняя (практическая) форма
Внутренняя форма
Анализ
Синтез
Отождествление
Обобщение
Сравнение
Селекция
Классификация
Кодирование
Рассматривание
Слушание
Наблюдение
Изображение
Обозначение
Словесное описание
Высказывание
Повторение слов
Атрибутика учебно-познавательной деятельности
Учебники
Учебно-наглядные пособия
Информационно-технические средства
Результативностьучебно-познавательной деятельности напрямую зависит отучебной мотивацииучащихся.
Учебно-познавательную мотивациюученика можно рассматривать как системообразующий внутренний ресурс его учебного успеха
Мотивациявнутренняя
( самомотивация)
внешняя
( учителя, родители )
Тип мотивации зависит как отличностных особенностейкаждого конкретного ребёнка (способностей, темперамента, предрасположенности к той или иной учебной деятельности), так исоциальных факторов(традиций семьи, школьного климата, отношений со сверстниками)
Уровеньучебной мотивациидетей характеризует не столько проблему ученика, скольконедостаткив работе учителя, так как для развития главного внутреннего ресурса ученика (Я«хочу») существенное влияние оказывает внешний ресурс –учитель, который должен понимать, что его ученик будет жить и трудиться в постиндустриальном обществе.
Именносовременный учительдолжен создавать пространство учебной деятельности школьника, способствующее выработке у него осознанного
«Я хочу» и «Я могу».
Учителю необходимо владеть информацией об уровнях мотивации своих учеников, для того, чтобы развивать их познавательную деятельность.
Микроисследование среди учащихся 7-х и 11-х классов «Учебная мотивация учащихся»
Базовый уровень мотивации–для ученика важным является мотивация на учёбу через эмоциональные приёмы (похвала, демонстрация видеофильмов, уважение со стороны учителя);
Познавательный уровень мотивации(для ученика важно - Я «хочу» сам решать трудные задачи, но эти задачи были бы взяты из реальной жизни, я «хочу» знать много способов решения задачи, люблю головоломки)
Социальный уровень мотивации – для ученика является важным коллективистская деятельность (работа в парах, помощь одноклассникам в выполнении задания, внесение своего вклада в победу команды)
Самый высокий уровень мотивации-мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, социально-духовный уровень ( осмысленная самостоятельная деятельность, в которой ученик видит собственные результаты и достижения, владеет умением прогнозировать свою успешность)
Подходы к обучению
Характе-ристики
Учебно-дисциплинарный
Цель
Личностно-ориентированный
ЗУНы.Вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками, привить послушания и исполнительность.
Лозунг
Содействиестановлению и развитию личности, воспитанника в целом.
«Делай как я»
Основная линия поведения
Способ общения
«Не рядом, не над, авместе»
Репродуктивностьв усвоении учебного материала. Подчинение требованиям руководства.
Творчество. Не подтягивание ученика к заранее известным стандартам, а координирование своих ожиданий и требований с задачей максимального развития личности.
Демократическийстиль взаимодействия. Учет реальных способностей и возможностей. Понимание, сотрудничество, принятие личности другого.
Преобладаниепассивностинад активностью. Исполнительность. Отсутствие творчества. Репродуктивность в работе. Разрушенная мотивация обучения, взаимное отчуждение ученика и педагога.
Личностноеразвитие творчества. Свобода мышления и воли ученика от страха перед неудачей – возможность реализации потенциальных способностей. Ученик – полноценный, сотрудничающий партнер. Коммуникабельность педагога, интерес к своей профессии и воспитанникам.
Личностно – ориентированный подход
Основные понятия
Индивидуальность
Личность
Самоактуализированная личность
Самовыражение
Субъект
Субъектность
Я – концепция
Выбор
Педагогическая поддержка
Методы
Принципы
Самоактуализации
Диалога
Индивидуальности
Игровые
Субъектности
Рефлексивные
Выбора
Педагогической поддержки
Создания ситуации выбора и успеха
Творчества и успеха
Доверия и поддержки
Роли учащихся
Деятели
Мыслители
Слушатели
Регистраторы
Участники диалога
Организаторы
Друзья
Партнеры
Роль учителя
Наблюдает за деятельностью учеников
Организовывает учебную деятельность
Фиксирует вклад каждого ученика в совместную работу