Введение стандартов второго поколения в ОУ
Педагогический совет
Выступающий:
заместитель директора по УВР Андреева Ю.В.
Живем в эпоху нанотехнологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
Федеральные государственные
образовательные стандарты
ФГОС
Цель образования
– общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Перед образовательной системой страны стоит непростая задача:
формирование и развитие успешной, мобильной, высоконравственной, способной к саморазвитию, к обучению на протяжении всей жизни Личности
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з учеников
2. Учитель объявляет новую тему
3 . Учитель объясняет новую тему
4. Учитель организует закрепление знаний учениками
СТАНДАРТ – общественный договор между государством, обществом и школой
ФГОС – это совокупность требований к
СОДЕРЖАНИЮ
РЕЗУЛЬТАТАМ
УСЛОВИЯМ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные
- ценностно-смысловые установки личностной позиции ,
- соц. компетентности,
- основы российской гражданской идентичности,
- саморазвитие,
- мотивация
Предметные
получения, преобразования и применения предметных знаний
- система знаний – основа научной картины мира
Метапредметные
- универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, и коммуникативные) - основа умения учиться
Регулятивные универсальные учебные действия
Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане
Способность контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение
Способность осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей
Ведущий способ решения данной задачи - формирование способности к проектированию
Коммуникативные универсальные учебные действия
развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности (ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми и др.)
формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные универсальные учебные действия
практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности
развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией
Основная образовательная программа общего образования образовательного учреждения
Целевой
раздел
Содержательный
раздел
Организационный
раздел
Структура ООП ООО ОУ
Целевой раздел:
определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел включает :
- программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
- программу коррекционной работы *
Организационный раздел включает:
- учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности »
Как меняются требования к результату?
ФГОС
«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
Для справки
психологи:
Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.
Развитие – интеллектуальное
Развитие – личностное
Развитие - социальное
ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:
способность к самоорганизации в решении учебных задач.
прогресс в личностном развитии
умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Качество образования -
это есть соответствие показателей достигнутых обучающимися результатов запланированным
Базовые образовательные
технологии
Информатизация образования –
это приведение системы образования
в соответствие с потребностями и
возможностями информационного
общества
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
- открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
- инструменты «взрослой» информационной деятельности,
- среда информационной поддержки учебного процесса,
- гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
- современные системы управления учебным процессом
Базовые образовательные
технологии
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
« УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ »
Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания
- образцов деятельности,
- различных методических или дидактических средств,
- последовательности выполняемых действий,
- особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.
Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
- обнаруживают предмет свого действия,
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
- частично – запоминают.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия , ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности .
Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий , позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания .
образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами игровой деятельности :
- соревнования – командные и индивидуальные;
- сюжетные – «поиск сокровищ» …
- ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …
Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами игровой деятельности :
- соревнования – командные и индивидуальные;
- сюжетные – «поиск сокровищ» …
- ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …
Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности :
- «Пишем книгу» ;
- «Готовим праздник»
- «Делаем подарки»
- «Сообщаем вам …»
- …
Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности :
- эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)
- маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение , (подведение под понятие)
- проведение мини-исследований
- описание и оценка
Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Ежедневно используемые учебные ситуации :
- Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение
- Русский язык и литература: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение
- Естествознание: Дневник наблюдений
Базовые образовательные
технологии
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Основные принципы:
- открытость системы требований,
- предъявление образцов деятельности,
- «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,
- посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми
учащимися,
- добровольность в освоении повышенных уровней требований,
- работа с группами «подвижного» состава,
- накопительная система оценивания .
Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение , в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.
Реальные учебные достижения учеников, таким образом, могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. Существенно, что достижения учащихся не могут быть ниже уровня, определенного как обязательный (базовый), что отвечает требованию преемственности в образовании.
Использование уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками.
В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
При этом данная технология предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п.
Апробация этого подхода свидетельствует о том, что он способствует
- созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;
- обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
- формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;
- формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.
Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.
Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения,
5. Применение знаний учениками
Традиционный урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление темы учителем
3.Объяснение темы учителем
4.Закрепление знаний учениками
Усвоение детьми
понятий на
другом качественном уровне:
было : я выучил и поэтому знаю;
- было : я выучил и поэтому знаю;
- было : я выучил и поэтому знаю;
- было : я выучил и поэтому знаю;
стало : я знаю не все, но я знаю,
- стало : я знаю не все, но я знаю,
- стало : я знаю не все, но я знаю,
- стало : я знаю не все, но я знаю,
как это можно вычислить
или где это можно узнать.
- как это можно вычислить или где это можно узнать.
- как это можно вычислить или где это можно узнать.
- как это можно вычислить или где это можно узнать.
Что включает в себя понятие внеучебная (внеурочная)деятельность» ?
- Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников – понятие, объединяющее все
виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Направления внеучебной (внеурочной ) деятельности
- Спортивно- оздоровительное
Формы внеучебной (внеурочной) деятельности
- Экскурсии
- Кружки
- Секции
- Конференции
- Диспуты
- Школьные научные общества
- Олимпиады
- Соревнования
- Поисковые и научные исследования
- Социальные проекты
- Общественно полезные практики и др.
Типы организационных моделей внеучебной (внеурочной) деятельности
- Модель дополнительного образования –
опирается на преимущественное использование потенциала на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
Портфолио – накопительная система оценивания
Портреты выпускников
Основная школа
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Начальная школа
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.