Данная рабочая программа научного общества учащихся "Эрудит" была разработана в 2013 году и с успехом применяется до сих пор. В ней даются цели, задачи, принципы деятельности научного общества, а так же даны основные направления его работы. Этот материал будет полезен завучам по науке и руководителям научных объединений учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа научного общества учащихся»
Рабочая программа
Научного общества учащихся «Эрудит»
Пояснительная записка:
В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся. Под образовательной технологией в данном случае понимается совокупность образовательных методик, подходов и форм работы между преподавателем и учащимся, ведущий к достижению поставленной цели. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, подбирая материал по заданной теме. В данной ситуации актуальной формой становится организация малого научного общества школьников.
Научное общество учащихся – добровольное объединение учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Был проведён анализ ведения поисковой работы в школе, в результате были выявлены следующие проблемы:
Неграмотная и неоднозначная трактовка руководителями понятия «исследовательская работа».
Недостаточная информированность учащихся и их руководителей о проведении научно-исследовательских конференций различного ранга.
Недостаточные знания источников краеведческой информации, а также методов и методик исследования.
Отсутствие системы научного сопровождения.
Психологические затруднения и проблемы культуры речи детей, возникающие при подготовке и защите исследовательских работ.
Цель: создание благоприятных условий для развития научно-исследовательской деятельности учащихся посредством формирования образовательного поля, моделирующего научное продвижение юных исследователей и раскрывающего их личностный потенциал.
Задачи:
содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
познакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
развивать познавательную активность и творческие способности;
способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
культурологический подход - как возможность объединения гуманитарного и естественнонаучного направления.
Участники НОУ:
учащиеся 5-11классов;
учителя школы;
родители и приглашённые специалисты.
Содержание, направления работы научного общества школьников:
Создание информационного поля (информационное направление).
Научно-методическое обеспечение и сопровождение НОУ (научно-методическое направление).
Организация консультаций с учеными (консультационное направление).
Психологическое сопровождение подготовки юных исследователей (психологическое направление).
Воспитание культуры публичных выступлений (риторическое направление).
Формирование устойчивых мотивов к научно-исследовательской деятельности и анализ достигнутых результатов (направление — диагностика и стимулирование деятельности).
Информационное направление предполагает создание банка данных учащихся, а также распространение информационно-методических пакетов, в которые входят: подборка положений о городских, областных, республиканских и международных конференциях и конкурсах, методические рекомендации по написанию исследовательских работ.
Научно-методическое направление курируется руководителем НОУ, завучем по науке. Они проводят во время учебного года серию лекций и практических занятий, а также оснащают педагогов и учащихся методическими пособиями.
Консультационное направление предполагает организацию во время учебных сессий и между ними индивидуальных консультаций с учеными и работниками вузов. Цель направления – научное сопровождение самостоятельной исследовательской деятельности учащихся на различных ее этапах.
Психологическое направление нацелено на психологическое сопровождение и поддержку образовательного процесса НОУ, курируется психологом школы. Данное направление способствует саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений, формированию навыков самоорганизации. В качестве основных методов будут использоваться активные и интерактивные способы групповой подготовки в форме:
дискуссионного клуба, в котором будет рассматриваться образ исследователя и проблема самоорганизации учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью;
«круглых столов», на которых проводиться анализ публичных выступлений учащихся на конференции.
Риторическое направление позволяет формировать культуру речи и публичных выступлений. Основные формы:
лекции «Как построить свое выступление. Структура доклада» и «Как пользоваться наглядностью»;
практикум «Как говорить, чтобы вас слышали».
Диагностика и стимулирование деятельности. Данное направление осуществляет формирование устойчивой мотивации учащихся и их руководителей к занятиям научно-исследовательской деятельностью. Формированию мотивации способствуют:
создание атрибутики, разработка дипломов и грамот НОУ;
обзор информации о конкурсах и акцентирование внимания на перспективах участия в тех или иных конкурсах;
организация встреч участников НОУ;
награждение лауреатов конференции и всех участников;
создание атмосферы партнерства и сотрудничества с педагогами и организаторами НОУ.
Формы работы научного общества учащихся
разработка проектов и тем исследований;
удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих их проблем;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках;
проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;
встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;
экскурсии в ВУЗы, в научные учреждения и т.д.;
посещение музеев, театров, выставок и т.д.;
подготовка творческих работ и их публикация в сборниках;
мониторинг универсальных умений участников НОУ.
Работа НОУ ведется по следующим секциям:
секция «Общественно-гуманитарные предметы» (русский язык, казахский язык, литература, история, психология, иностранные языки)