П. Таксимо
В образовательном учреждении, где осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Такая школа в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых компетенций в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Информатизация решает проблему соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.
Информационные технологии в нашей школе используются для решения самых разных задач:
1. Изучение компьютерных технологий в рамках предмета информатики и информационных технологий.
2. Использование компьютера в качестве средства обучения различным предметам.
3. Использование компьютера в качестве средства оптимизации управления (помощь в составлении расписания уроков, электронные картотеки, обработка статистических материалов внутришкольного контроля, финансовый учет, ведение электронных журналов, пр).
4. Доступ к хранящейся в Internet информации и ее использование в подготовке уроков как учителями, так и учащимися.
5.Создание доступной образовательной сети.
Компьютер - это только инструмент для работы с информацией, поэтому, говоря об информатизации образования, прежде всего надо говорить о создании в школе информационной образовательной среды.
Информационная образовательная среда - системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
Нынешнее развитие информационных технологий и электроники позволяет использовать в процессе обучение не только печатные издания - книги, журналы, но и мультимедиа ресурсы: аудио- и видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии, записанные на CD-дисках или хранящиеся на образовательных серверах в Интернете.
Проект создания единого образовательного пространства школы рассчитан на 5 лет и включает в себя пять основных разделов:
Проект направлен на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования. Реализация данного проекта позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения ИТ в образовательный процесс.
Проект включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий и предусматривает на всех этапах работы компьютерный мониторинг обученности, качество образования, создание информационного банка из опыта работы с НИТ, компьютерное тестирование и использование мультимедийной техники на школьных, районных и др. уровня мероприятиях, создание компьютерных картотек образовательных программ.
Кроме того предусмотрены диагностика, анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы, применение ИТ в работе с одаренными детьми и широкое использование Интернет-ресурсов.
Направление деятельности. | Мероприятия, организационные действия по обеспечению данного направления деятельности | Планируемые результаты. Индикаторы эффективности | Трудности, риски | Организационные (управленческие) мероприятия, обеспечивающие результативность. Мотивация персонала. |
Школа | Партнеры, организации, оказывающие помощь |
Приоритетные направления деятельности администрации |
Автоматизация управленческой деятельности. | Автоматизация планирования и организации учебной деятельности | Консультационная помощь | Доступ к информации всех участников педагогического процесса. | Необходимость контроля доступа к не-желательным ресурсам. | |
Автоматизация административно-финансовой и хозяйственной деятельности | Ведение эффективного электронного документооборота по финансовой и хозяйственной деятельности школы. |
Ведение мониторинга качества обучения. | Компьютерный мониторинг качества образования | Консультационная помощь ИМЦ | Осуществляется развернутый мониторинг | | |
Организация подготовки и переподготовки педагогических кадров. | Создание системы совершенствования обучения сотрудников умениям работы на ПК в школе. | ИМЦ – консуль-тационная помощь. | Овладение 95% педагогов школы элементарными навыками работы с компьютером | Затруднения в овладении навыками у педагогов | Планирование курсовой подготовки на базе школы. |
Осуществление курсовой подготовки на овладение ИКТ-компетенцией на базе компь-ютерного класса | Предоставление возможностей для повышения квалификации в компьютернлм классе | Поэтапное повышение компетентности педагогов. Инд.: доля уроков, проводимых с применением средств информатизации. | | Повышение ИКТ-компетенции педагогов влияет на результат аттестации педагогов. |
Повышение квалификации учителя-предметника в сфере ИКТ. |
Электронный документооборот. | Создать банк данных для информатизации управления ОУ. | Установка и освоение | Переход школы на электронный документооборот. Максимальное использование всех имеющихся ресурсов. | Выбор и эффективное использование программного продукта. Необходимость вести двойной документооборот. | Организация школьных курсов по овладению работниками школы программы Управление школой 1С
|
Проведение конференций, семинаров, педсоветов по внедрению ИТ в образовательный процесс | Семинары-практикумы: «Внедрение Интернет-технологий в учебно-воспита-тельный процесс», «Разработка и использование ЦОР на уроках». Конференция «Использование ИКТ во внеучебной деятельности учителей и учащихся». | Использование различных разработок мастер-классов, методических семинаров | Повышение ИКТ-компетенции педагогического коллектива. | Разный теоретический и практический уровень овладения ИКТ педагогов школы | Материальное поощрение руководителей семинаров. |
Организация школьной медиатеки. | Создание и пополнение школьной медиатеки ПО, УМК. | Спонсорская помощь родителей | Пополнение информационных ресурсов школы. Инд.: объем школьной медиатеки. | Не все ПО адаптированы к исходным предметным дисциплинам. | Назначение и поощрение ответственных за школьную медиатеку. |
Постоянное поддержание сайта школы, Web – страниц отдельных школьных проектов, и учителей школы. | Поддержание сайта школы, Web – страниц отдельных школьных проектов | | Установление тесного информационного контакта с партнерами и родителями школы. Инд.: наличие сайта и его пользователей | Техническое сопровождение сайта | Материальное поощрение ответственных за создание и сопровождение сайта. |
Приоритетные направления деятельности учителя |
Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности учащихся на уроке и вне урока. | Организация доступа всех учителей к информационным ресурсам сети Интернет. | | Увеличение количества учителей использующих ресурсы сети Интернет на своих занятиях. | Не все учителя умеют эффективно пользоваться Интернетом. | |
Создание базы образовательных Интернет-ресурсов. |
Дистанционное образование, повышение квалификации в области ИКТ. | Проектирование системы дис-танционного образования. | Консультационная помощь | Повышение ИКТ – компетенций учителей Освоение технологии дистанционного обучения | Разный теоретический и практический уровень овладения ИКТ педагогов школы | Повышение ИКТ-компетенции педагогов влияет на результат аттестации педагогов.
|
Формирование списка образова-тельных услуг Интернет со ссылками на наиболее перспективные образовательные ресурсы. |
Внедрение ИТ и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы урока. Использование на уроках готовых программных продуктов. | Включение учителями-предметниками ИКТ в свои тематические планирования. | | Увеличение количества учителей, которые осознанно и обоснованно используют мультимедийные технологии. | Оказание помощи учителям, использующим электронные средства обучения. |
Создание и проведение собственных медиа-уроков. | Организация внутришкольного обмена опытом работы на заседаниях МО учителей-пред-метников | Консультационная помощь | Участие учителей в ежегодном районном конкурсе медиауроков. | Недостаточное техническое оснащение кабинетов учителей-предметников. | Поощрение учителей разрабатывающих собственные медиауроки. |
Создание и публикация материалов ме-тодического и учебного характера по внедрению ИКТ. | Организация внутришкольных конкурсов педагогических разработок, методических статей. | Консультационная помощь | Повышение методического потенциала педагогического коллектива. Инд.: наличие изданных публикаций, количество участников публикаций. | Затруднения части педагогов в использовании методического продукта в своей педагогической деятельности. | Публикация маериалов влияет на результат аттестации педагогов. |
Публикация на школьном сайте материалов и практических результатов деятельности учителей школы. |
Приоритетные направления деятельности ученика |
Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования. | Организация свободного доступа к образовательным ресурсам сети Интернет. | | Повышение ИКТ-компетенций учащихся. Инд.: расписание и планирование занятий. | Недостаточность или отсутствие необходимого компьютерного оборудования. | Целенаправленная работа по использованию образовательных каталогов и материалов сети Интернет |
Дистанционное обучение. | Создание базы знаний по предметам (программы, реко-мендуемые учебники, лекционный материал, срезовые контрольные и практические работы, тестовые задания). | Консультационная помощь | Реализация потребностей учащихся школы находящихся на надомном обучении, заболевших, временно уехавших с семьей и др. | | |
Внедрение системы дистан-ционных учебных курсов. | Повышение конку-рентноспособности выпускинков школы. |
Компьютерные технологии для подготовки к уроку. | Организация свободного доступа к школьной медиатеке Консультационное сопровождение ПО. | | Активное освоение средств ИКТ. Самостоятельное обучение эффективным приемам работы с информацией на практике. | | Предоставление возможности для реализации самостоятельности учащимся в обучении, их познавательной, творческой деятельности с широкой опорой на коммуникации. |
Внеклассная деятельность. | Организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии. | Бюджет школы. | Повышение мотивации к использованию средств ИКТ. Освоение ИКТ – компетенций на творческом уровне. | | Составление графика доступа к компьютерному оборудованию школы. |
Тренировочное тестирование по программме ЕГЭ. | Введение в практику работы компьютерного тестирования учащихся по подготовке к ЕГЭ | Консультационная помощь | Повышение результативности сдачи ЕГЭ. | | |
Участие в дистанционных, сетевых проектах. | Ведение систематической работы по участию в сетевых конкурсах, конференциях и олимпиадах, обобщение опыта и организация возможности ознакомления с результатами. | | Увеличение количества учащихся участвующих в различных конкурсах, проектах, олимпиадах с применением компьютерной техники. | | |
НПК школьников с презентацией своих мультимедийных проектов. | Проведение и консультирование проектной деятельности обучающихся в различных предметных областях в части, связанной с применением ИКТ. | | Реализация коллективных и индивидуальных творческих проектов. | | |
Приоритетные направления деятельности родителя |
Повышение ИКТ – компетенции родителей | Обсуждение значения участия детей в образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах с использованием ИКТ. | | Участие родителей в реализации проекта информатизации школы | | |
Получение информации о расписании учебных занятий, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы. | | Родители получают оперативную и качественную информацию по вопросам обучения, воспитания и жизнедеятельности школы. | | |
Интернет общение с администрацией школы и учителями на форуме сайта. | | | |
Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса. | | | |
Оказание посильной помощи, в том числе и спонсорской для внедрения ИКТ в образовательный процесс. | Проведение презентации для родителей о работе школы по проекту информатизации. | | Участие родителей в реализации проекта «Информатизация школьного пространства». | | Разработка механизмов привлечения родителей, рассматривая их не только, как источник финансовых поступлений, но и активных участников проекта информатизации ОУ |
Приоритетные направления деятельности по созданию единого информационного пространства школы |
Повышение технической оснащенности школы. | Модернизация компьютерного класса | Финансирование за счет спонсорской помощи, бюджета школы | Повышение результативности УВП с использованием современных технологий. | | Привлечение дополнитель- ных средств через участие в грантах, проектах, спонсорскую помощь. |
Оборудование рабочих мест учителей школы | Максимальное использование ресурсов школы | |
Расширение единой локальной сети школы и подключение ее к сети Интернет | Расширение единой локальной сети школы и подключение ее к сети Интернет | Создание условий функционирования единого информационного пространства школы. Места доступа к школьной сети. | Необходимость контроля доступа к нежелательным ресурсам | |
Создание системы защиты информации от несанкционированного доступа | Ведение контроля за использованием Интернет. | Целенаправленное использование ресурсов Интернет. | Затруднение в мониторинге использования Интернет. | |
Установка необходимого ПО (в том числе и лицензионной антивирусной программы). | Приобретение лицензионного ПО. | Использование лицензионного ПО | Недостаточное техническое оснащение | |
Установка и запуск программы, создание единой базы данных школы. | Внедрение системы сбора и отработки информации по различным направлениям образовательного процесса. | Организована система обеспечения внутришкольного информационного обмена. Обеспечен свободный доступ к информации всем участникам образовательного процесса. | |
Взаимодействие с другими ОУ в рамках сети. | Создание единого информационного пространства. | Техническая поддержка | Развитые контакты на уровне поселка, республики, региона посредством Интернет. | | |
Цель реализации данного проекта соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к результатам освоения программы, к структуре и к условиям реализации. Он будет способствовать наиболее эффективным способам достижения целей образования, формирующимися новыми образовательными запросами общества, семьи и государства.
Инновационность проекта в том, что по нашему мнению, создание единой образовательной среды позволит не только полностью задействовать научно- методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный педагогами нашей школы, но и выйти на качественно новый уровень взаимодействия в информационно-образовательном пространстве.
Материальное оснащение школы на 2012-2013 уч. год
№ п/п | Кабинет | Кол-во компьютеров, оргтехники | Цели использования |
| Информатика | 15 комп., сканер, мультиме-дийный проектор, принтер, | Уроки информатики, других уч. дисциплин, факультативы. Индивид. работа учителей, поиск информации в Интернете, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, защита детских учебных проектов по предметам, классные часы, педсоветы учителей, метод. объединения учителей. |
| Информатика | 13 комп., принтер сканер, мультиме-дийный проектор, | Уроки информатики, факультативы. |
| Секретарь | компьютер, многофункциональное устройство (принтер – сканер - копир) | Делопроизводство |
| Директор | 2 Компьютера, факс, 1 ноутбук | Администрирование |
| Кабинет заместителей по УВР | 3 компьютера, Принтеры, сканеры | АРМ |
| Кабинет социального педагога | 1 компьютер, | АРМ |
| Кабинеты русского языка и литературы | 3 компьютера, мульти-медийный проектор, экран | Уроки и факультативы литературы русского языка, других уч. дисциплин, факультативы. Индивид. работа учителя, просмотр учебных видео-фильмов, уроки с проектором, защита детских учебных проектов по предмету, классные часы, педсоветы учителей, метод. объединения учителей. |
-
| Кабинет начальных классов | 6 компьютеров, мульти-медийный проектор, экран | Уроки. Индивид. работа учителя, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, защита детских учебных проектов по предметам, классные часы, педсоветы учителей, метод. объединения учителей. |
-
| Кабинет географии | 1 компьютер, мульти-медийный проектор, | Уроки и факультативы. Индивид. работа учителя, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, защита детских учебных проектов по предметам, классные часы, педсоветы учителей, метод. объединения учителей. |
-
| Кабинет биологии | 1 компьютер, мульти-медийный проектор | Уроки. Индивид. работа учителя, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, защита детских учебных проектов по предметам, классные часы, педсоветы учителей, метод. объединения учителей |
-
| Кабинет химии | 1 компьютер, мульти-медийный проектор | Уроки. Индивид. работа учителя, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, защита детских учебных проектов по предметам, классные часы, педсоветы учителей, метод. объединения учителей |
| Кабинеты математики | 2 компьютера, мультимедийный проектор, экран | Уроки математики, факультативы. Индивид. работа учителей, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, защита детских учебных проектов по предметам, классные часы, педсоветы учителей, метод. объединения учителей. |
| Библиотека | 1 компьютер, принтер | Использование электронного библиотечного каталога, работа с документами |
| Мультимедийный кабинет | 1 компьютер, интерактивный комплекс | Индивид. работа учителей, поиск информации в Интернете, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, защита детских учебных проектов по предметам, классные часы, педсоветы учителей, метод. объединения учителей. |
| Кабинет зам. По АХЧ | 1 компьютер, 1 принтер | Осуществление учета хоз. деятельности в школе |
| Кабинет физики | 1 компьютер, мульти-медийный проектор, экран | Уроки предметов естественно-научного цикла, факультативы. Индивид. работа учителей, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, защита детских учебных проектов по предметам, классные часы, педсоветы учителей, метод. объединения учителей. |
| Кабинет технологии | 1 компьютер, мультимедийный проектор, экран | Уроки, факультативы. Индивид. работа учителей, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, защита детских учебных проектов по предметам, классные часы, педсоветы учителей, метод. объединения учителей. |
| Музей | 1 компьютер | Мероприятия, экскурсии |
Эффективность реализации проекта информатизации школы оценивается по следующим критериям:
VI. Информационная безопасность
В рамках программы предполагается: сформировать концепцию информационной безопасности образовательной среды школы; на базе школьного сервера создать административный сегмент управления безопасностью, оснащенный системой централизованного управления комплексом средств обнаружения вторжений, межсетевого экранирования, анализа защищенности, антивирусной защиты, активного мониторинга; в соответствии с разработанной концепцией обеспечить необходимую информационную безопасность локальной сети на аппаратном и программном уровнях.
находящихся на надомном обучении, обучающихся УКП.