Модифицированная образовательная программа детского творческого объединения «Экология и мы »
Модифицированная образовательная программа детского творческого объединения «Экология и мы »
Образовательная программа " для дополнительного образования по экологии «Экология и мы» разработана на основе нормативных документов:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13г №1008
Образовательной программы МКОУ ДОД Кыштовского ДДТ;
Программы развития МКОУ ДОД ДДТ;
Устава МКОУ ДОД ДДТ;
СанПиНов 2.4.4.3172-14
Направленность программы кружка «Экология и мы» эколого-биологическая.
Эта программа актуальна, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью.
Новизна данной программы заключается в практической направленности деятельности учащихся, участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Часто именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных умений и навыков. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Цель программы- развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные задачи:
- научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;
- научить работать со справочниками и определителями;
- научить оформлять исследовательские работы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
- воспитывать аккуратность, вежливость;
- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.
Развивающие задачи:
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;
- развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
Отличительные особенности программы
Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.
Возраст детей
Программа рассчитана на детей от 12 до 16 лет.
Сроки реализации программы
Программой предусмотрено 72 занятия. Программа работы кружка рассчитана на 1 год. Комплектуется из учащихся 6-10 классов. Количество детей в группе 10 человек. Режим работы т.о.- 1 занятие в неделю по 2 часа.
Формы проведения занятий
- традиционная
- беседа
- экскурсия
- лекция
- консультация
- мониторинг
- исследовательская работа
- полевые исследования
Формы организации занятий
- коллективная (фронтальная)
- групповая (более 2-х человек)
Формы подведения итогов
- выставка
- тест
- оформление гербариев
- письменный отчет
- конкурс
- экологическая викторина
- защита творческого проекта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модифицированная образовательная программа детского творческого объединения «Экология и мы » »
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Кыштовского района
Дом детского творчества
Рассмотрена и одобрена Утверждаю:
на педагогическом совете _________________
Протокол № ____ директор МКОУ ДОД ДДТ
От ____________2015 г. Федоренко Е.В.
Модифицированная образовательная программа детского творческого объединения
«Экология и мы »
социально-педагогической направленности
общекультурного уровня освоения
рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей от 12 до 16лет.
Педагога-совместителя
дополнительного образования
Петровская Е.А.
с. Заливино, 2015 г.
Пояснительная записка
Образовательная программа " для дополнительного образования по экологии «Экология и мы» разработана на основе нормативных документов:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13г №1008
Образовательной программы МКОУ ДОД Кыштовского ДДТ;
Программы развития МКОУ ДОД ДДТ;
Устава МКОУ ДОД ДДТ;
СанПиНов 2.4.4.3172-14
Направленность программы кружка «Экология и мы» эколого-биологическая.
Эта программа актуальна, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью.
Новизна данной программы заключается в практической направленности деятельности учащихся, участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Часто именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных умений и навыков. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Цель программы- развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные задачи:
- научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;
- научить работать со справочниками и определителями;
- научить оформлять исследовательские работы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
- воспитывать аккуратность, вежливость;
- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.
Развивающие задачи:
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;
- развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
Отличительные особенности программы
Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.
Возраст детей
Программа рассчитана на детей от 12 до 16 лет.
Сроки реализации программы
Программой предусмотрено 72 занятия. Программа работы кружка рассчитана на 1 год. Комплектуется из учащихся 6-10 классов. Количество детей в группе 10 человек. Режим работы т.о.- 1 занятие в неделю по 2 часа.
Формы проведения занятий
- традиционная
- беседа
- экскурсия
- лекция
- консультация
- мониторинг
- исследовательская работа
- полевые исследования
Формы организации занятий
- коллективная (фронтальная)
- групповая (более 2-х человек)
Формы подведения итогов
- выставка
- тест
- оформление гербариев
- письменный отчет
- конкурс
- экологическая викторина
- защита творческого проекта
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать :
- что изучает экология;
- простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
- права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
- правила поведения в природе;
- правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
- главные особенности природы своей местности;
- элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
- различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
- меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
- понятие об экологическом кризисе;
- важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения
Учащиеся должны уметь:
- видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
- анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
- оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
- подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
- приводить примеры загрязнения окружающей среды;
- работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
Знакомство с простейшими исследовательскими методиками
10
2
8
4.
Человек и окружающая среда
12
8
4
5.
Биологический мониторинг .
12
5
7
Промежуточная диагностика.
1
1
6.
Творческие проекты
6
6
7.
Экологические игры, сказки, конкурсы
4
1
3
8.
Украшаем пришкольный участок или красота из мусора
5
5
9.
Фенологические наблюдения
4
2
2
10.
Полевая экология
7
3
4
11.
Растения в школе и на пришкольном участке
5
2
3
Итоговая диагностика
1
1
Творческий отчет кружка
1
1
Итог
72
29
43
Содержание программы
Блок 1.Введение (1 час)
Теоретическая часть
План и задачи кружка. Беседа по ознакомлению детей с особенностями кружка. Правила ТБ на занятиях. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте.
Стартовая диагностика.
Проверка знаний учащихся на момент поступления в детское творческое объединение.
Форма занятия: тестирование.
Блок 2. Предмет и задачи экологии (2 часа)
Теоретическая часть
Предмет и задачи экологии. Взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Этапы развития экологии. Законы экологии .
Блок 3. Знакомство с простейшими исследовательскими методиками (10 часов)
Теоретическая часть ( 2 часа.)
Изучение простейших методик исследовательской работы в природе. Знакомство с инструментами для обработки природного материала. Правила безопасности труда. Личная гигиена при работе с природным материалом. Правила сборки и хранения. Способы соединения природного материала. Техника изготовления картин в стиле флористики.
Практическая часть(8 часов) Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение».Определение антропогенных загрязнений окружающей среды. Письменное оформление полученных результатов. Фотосессия «Золотая осень». Сбор коллекций гербариев. Изготовление картин в стиле флористики.
Форма занятия: лекция, экскурсия, исследовательская работа.
Метод: словесный.
Приемы: объяснительно- иллюстративный.
Блок 4. Человек и окружающая среда (12 часов).
Теоретическая часть ( 8 часов).
Человек и окружающая его среда. Химические загрязнения и болезни человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Проблемы адаптации человека в окружающей среде. Мода и интерьер (экология жилища). Роль комнатных растений в очистки воздуха. Профилактика заболеваний. Животные в квартире. Проблемы борьбы с вредными бытовыми животными. Простейшие методики экспертизы жилых помещений. Вода и производство. Влияние на качество воды загрязняющих веществ (стиральный порошок, масла, моющие средства). Очистка грязной воды. Мусор на улицах наших сел и городов. Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов. Чистота школьных помещений и ее влияние на здоровье людей. Кислотные дожди. Катастрофы и аварии. Атомная бомба. Отдаленные последствия у участников испытаний атомных бомб. Атомная энергия и безопасность.
Практическая часть ( 4 часа). Оценка температуры и влажности школьных помещений. Экологическая оценка чистоты воздуха в школе. Экологическая оценка внутренней отделки помещения. Составление правил поведения отдыхающих на реке в лесу и т.д
Форма занятия: беседа, лекция, исследовательская работа.
Приемы: объяснительно- иллюстративный.
Блок 5.Биологический мониторинг (12 часов)
Теоретическая часть.(5 часов).
Биологический мониторинг. Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны. Охраняемые природные территории России. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Заповедники. Заказники, национальные парки, памятники природы НСО. Ботанический сад и зоопарк г.Новосибирска.
Практическая часть (7 часов ).
Природа родного края (выставка рисунков). Изготовление кормушек для птиц. Создание фотоальбома «Редкие и исчезающие виды животных». Создание экологической тропы.
Форма занятия: беседа, лекция, исследовательская работа, мониторинг.
Приемы: объяснительно- иллюстративный.
Промежуточная диагностика.
Проверка знаний обучающихся по изученному материалу.
Форма занятия: тестирование.
Блок 6. Творческие проекты (6 часов).
Практическая часть
Выполняются индивидуальные проекты по темам. Темы выбраны учениками. Выбор темы и содержание проекта, формулировка целей и задач. Распределение обязанностей , подбор и анализ литературы. Осуществление и оформление проекта. Защита проекта.
Форма занятия : исследовательская работа.
Блок 7. Экологические игры, сказки, конкурсы (4 часа).
Теоретическая часть (3 часа)
Ролевая игра «Влияние деятельности человека на состояние биосферы». Деловая игра «Озоновый экран нашей планеты: состояние проблемы». Сказка о больших городах и желтой траве.
Практическая часть (1 час).
Создание эмблемы «Сохрани природу».
Блок 8. Украшаем пришкольный участок или красота из мусора (5 часов)
Практическая часть
Изготовление поделок из пластика для украшения школьной территории.
Блок 9. Фенологические наблюдения (4 часа).
Теоретическая часть (2 часа)
Фенология. Фенологические наблюдения в природе как основа наблюдений за явлениями взаимосвязи живой и неживой природы.
Практическая часть (2 часа).
Составление фенологического «древа» за весенний период.
Форма занятия: лекция, исследовательская работа.
Блок 10. Полевая экология (7 часов)
Теоретическая часть (3 часа)
Лекарственные растения и травы: описание, применение, свойства, лечение. Ядовитые растения. Отравления ядовитыми растениями. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Знакомство с методиками полевых исследований.
Практическая часть(4 часа)
Создание фотоальбома «Ядовитые растения НСО». Изучение фитоценозов окрестности школы, закладка пробных площадок. Простейшие геоботанические описания.
Форма занятия: беседа, лекция, исследовательская работа.
Приемы: объяснительно- иллюстративный.
Блок 11. Растения в школе и на пришкольном участке. (5 часов)
Теоретическая часть (2 часа)
Комнатные растения. Уход за некоторыми видами комнатных растений. Размножение комнатных растений. Рекомендуемые для школы комнатные растения. Общие правила высадки рассады. Техника высадки растений на постоянное место. Схема посадки. Сроки высадки.
Практическая часть( 3часа) Изготовление этикеток и флажков для маркировки растений. Подготовка почвы к посадке. Рыхление почвы. Устройство грядок. Высадка растений в грунт. Творческий отчет кружка.
Форма занятия: беседа, лекция, исследовательская работа.
Приемы: объяснительно- иллюстративный.
Итоговая диагностика.
Итоговая проверка знаний обучающихся.
Форма занятия: тестирование
Творческий отчет кружка.
Представление работ членов кружка за учебный год.
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс осуществляется посредством следующих методов обучения: •репродуктивный (воспроизводящий); • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения). Основной формой работы являются учебные занятия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме бесед, рассказа, лекций с использованием иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением тем. На практических занятиях учащиеся используют разнообразные методики экологических и биологических исследований. Содержание программы реализуется во взаимосвязи с изучением наук в школе. Теоретические и практические занятия значительно углубляют знания учащихся по биологии и экологии.
Для успешной реализации программы созданы следующие условия:
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов; - специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы; - наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи и т.д); - инструменты и принадлежности для практических и лабораторных работ; - раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши,фломастеры и др.); - наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет.
Литература:
1.Алексеев С.В., груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под ред С.В. Алексеева.- М.: АО МДС, 1996
2.Боднарук М.М. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах /авт.- сост М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина.-2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель,2008
3. Высоцкая М.В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся /авт.- сост. М.В. Высоцкая.- Волгоград: Учитель,2008
4. Горощенко М. Природа и люди. Хрестоматия по преродоведению для учителей. Сост. В.П. Горощенко. М., «Просвещение»,1971
6. Животный мир: Энциклопедия ОЛМА.- Медиа Групп,2013
7. Ильин М.П. Ильин М.П. Школьный гербарий М., «Просвещение»,1971
8.Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Б.М.Миркин, Л.Г. Наумова,, С.В. Суматохин-М.:Вентана-Граф,2014
9.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. И доп.- М.: АО МДС, 1996
10.Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2009.-142 с.
11.. Колпакова А.Лекарственные травы на участке / А. Колпакова.- М.: Эксмо,2013
12. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 классы. Сост. Д.И.Трайтак- М.: Просвещение,1985
13. Школьные походы в природу. Пособие для учителя.М.: «Просвещение»,1968
14. Фадеева Г.А. Химия и экология. 8-11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию \ Сост. Г.А. Фадеева.- Волгоград: Учитель,2005.
15. Флинт В.Е., Черкасова М.В. Редкие и исчезающие животные.- М.:Педагогика,1985