Воспитательная система, ориентированная на экономический образ жизни
Воспитательная система, ориентированная на экономический образ жизни
В условиях воспитательной системы, ориентированной на экономический образ жизни, профессиональная позиция каждого педагога приобретает дополнительное качество - способствовать формированию у школьников экономического образа жизни, педагог сам должен его культивировать.
Несущей конструкцией внеучебной, развивающей деятельности школьников в воспитательной системе является система общешкольных ключевых дел.
Участие в общешкольных ключевых делах – одна из многих возможностей превращения школьного класса в подлинный классный коллектив. Обеспечение коллективообразования в классах – важное направление управляемого развития воспитательной системы школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система, ориентированная на экономический образ жизни »
Воспитательная система, ориентированная
на формирование экономического образа жизни
школьников
Большое место в формировании экономического образа жизни школьников занимает внеклассная, внеурочная работа - это система общешкольных ключевых дел (КТД) и нам хотелось бы остановиться на нашем опыте.
Организация и участие в коллективно-творческих делах – одна из многих возможностей превращения школьного класса в подлинный классный коллектив.
Школьный класс как компонент воспитательной системы может выполнять следующие функции по отношению к личности ребенка: образовательную, адаптивную, коммуникативную, защитную, компенсирующую, развивающую, интегрирующую и корректирующую (табл. № 1).
Классный коллектив становится своеобразной экспериментальной площадкой, где школьник совершает реальные социальные пробы экономического образа жизни, получает необходимое подкрепление своих выборов в отношениях со сверстниками.
Согласно плану учебно-воспитательной работы для учащихся организуются встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи, поездки в театры и т.д. Традиционными стали праздники: посвящение в ученики, Новогодние встречи «Елки-чудилки», выпускные вечера, фестиваль народов Крыма; коллективно-творческие дела: «УВК ищет таланты», «Танцуют все», ярмарки, День экономики, День бизнеса, День банка, заседание интеллектуального и профориентационного клубов, клуба отличников. В каникулярное время проводятся олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, экскурсии, экономические игры (табл. № 2).
Особенностью является то, что дети не только активные участники общешкольных дел, но и связаны между собой межвозрастными связями (табл. № 3).
На становление экономического образа жизни школьников особое влияние имеет детское самоуправление. ЛИДЕР – это школьная детская организация, целью которой является реализация творческих способностей учащихся (табл. № 4).
На основании наблюдений, анкетирования мы пришли к выводу, что в рамках деятельности ШДО ЛИДЕР серьезное влияние на формирование экономического образа жизни у школьников оказывает уровень воспитанности учащихся, диагностика проводится по следующим направлениям:
Отношение к труду (труд – суть экономической деятельности)
Отношение к знаниям (знания – базис экономического мышления)
Отношение к человеку как другому (альтруизм и эгоизм – два полюса психологии предпринимателя)
Отношение человека как к иному (толерантность – важнейшая черта современных экономических отношений)
Отношение человека к своему, телесному Я (экономическая деятельность во вред здоровью не современна, современен здоровый образ жизни)
Отношение человека к своему душевному Я (без чувства собственного достоинства, самоуважения, адекватной самооценки невозможен преуспевающий бизнесмен)
Отношение человека к своему духовному Я (предпринимательство в широком смысле слова – прерогатива свободных, независимых, волевых людей; свобода предпринимательства и конкуренция – неотъемлемые составляющие рыночной экономики)
Тестирование осуществлялось дважды: в октябре и в мае (то есть в начале и конце учебного года, табл. № 5).
Мы стараемся соединить воедино два аспекта самоуправления: самоуправление как режим совместной деятельности школьников и как целесообразное управление школьником собственной жизнедеятельностью (табл. № 4). Это учит его рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
Еще один способ влияния воспитательной системы на формирование экономического образа жизни школьников – дополнительное образование. В среднем звене нашей школы (5-8 классы) дополнительное образование – это деятельность по интересам, в старшем звене (9-11 классы) профильность, ориентация на интеллектуальные виды деятельности (табл. № 6).
На нескольких моментах хотелось бы остановиться подробнее. Например, ежегодно ученики старших классов выступают в роли педагогов для учеников 1-8 классов. В результате они приобретают новые знания в отношении собственных склонностей и интересов. Для старшеклассников эта деятельность имеет, в первую очередь, воспитательную ценность, так как она развивает такие качества личности как способность оказывать влияние на других, умение учить, помогать другим, дают им возможность понять и заодно и проверить, способны ли они реализовывать экономический образ мышления в непривычных для себя обстоятельствах (табл. № 7).
Одним из ярких коллективно-творческих дел, к которому учащиеся готовятся с большим энтузиазмом, увлечением является проведение Дня бизнеса (табл. № 8). В этот день дети самостоятельно выбирают, как они будут зарабатывать деньги. У них есть для этого несколько путей: можно пойти на ярмарку, на биржу труда или же заняться непосредственно бизнесом.
Для этого несколько человек придумывают себе фирму, которая может заниматься чем-то полезным для общества и приносить доход. Например, салон красоты, массаж, тату, парикмахер, гадальный салон, комната страха, комната смеха, такси - это основные виды деятельности; что-то новое дети придумывают редко: : загс, сафари, аттракционы для учащихся 1-4 классов «Губка Боб». Партнеры по бизнесу складывают вместе капитал, покупают лицензию, оформляют себе помещение, делают вывеску, заказывают рекламу и начинают заниматься честной трудовой деятельностью.
Любой человек, не зависимо от того, входит он в какую-нибудь фирму или нет, может пойти воспользоваться услугами других фирм, агентством, биржей труда, ярмаркой, магазином.
В конце дня подсчитывается прибыль, которая затем распределяется на покрытие расходов, заработную плату, благотворительность.
Основными мероприятиями Дня экономики является круглый стол, в ходе которого учащиеся старших классов представляют свои исследовательские работы по истории развития экономики Крыма, в кабинете информатики проходят презентации, подготовленные учащимися 10-х классов об экономическом потенциале Симферополя в научно-промышленной сфере и использовании энергосберегающих технологий. Работают творческие мастерские: оформление экономических аллей, дерева экономических знаний, выставка рисунков, творческих работ. В работе творческих мастерских принимают участие ученики 5-8 классов. В этот день организуется выставка информационно-справочной литературы. (табл. № 9).
В жизни каждого человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого зависит в дальнейшем вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Вопросов тысячи. Заглянуть в мир профессий помогает профориентационный клуб «Планета профессий». Цель организации клуба - ознакомить учащихся с различными профессиями, показать разнообразие и важность профессий, помочь в выборе будущей профессии, способствовать развитию творческих способностей учащихся (табл. № 10).
Таким образом, воспитательная система школы, которая интегрирует в себе и образ жизни коллектива, и его психологический климат, позволяет решать задачи формирования экономического образа жизни школьников наиболее эффективным образом в рамках целостного социального организма, а также помогает:
выработать жизненные цели и идеалы;
усваивать и перерабатывать новую информацию;
анализировать мотивы собственного поведения и выбирать наиболее рациональный способ достижения поставленных целей согласно принятым в обществе нравственным нормам;
принимать решение, руководствуясь его обоснованностью и степенью свободы его принятия;
приобрести такие качества как самостоятельность и инициативность, деловитость и адаптивность, а также организаторские и творческие способности, способность к деловому взаимодействию, что будет содействовать развитию и становлению нравственных качеств личности.
Регистрация. Открытие мероприятия «День экономики» (актовый зал, представители 9-11 кл.).
Круглый стол «Экономический потенциал Крыма. История развития экономики». Представление исследовательских работ (актовый зал, отв. Бондарь .В.А.).
Презентация экономического потенциала Симферополя в научно-промышленной сфере и использовании энергосберегающих технологий (кабинет информатики, 10-е кл., отв. Фурсенко А.В., Ноговицына М.В.).
Творческие мастерские. Оформление экономической аллеи и дерева экономических знаний (8-9 кл., отв. Климова Н.Б., Стеблинова И.Н.).
Выставка информационно-справочной литературы - газеты, журналы, буклеты, книги, раскрывающие экономический потенциал Крыма, Симферополя, рассказывающая о истории Симферополя, жизнедеятельности людей (отв.Дегтярева Е.В., Политанская Е.К.).
Лекторий «Формирование экономической культуры школьников через различные виды деятельности» (актовый зал, отв. Бондарь В.А., Шишкова В.Е., Кисляк С.Я.).
Подготовительный этап.
Проведение тендера на осуществление предпринимательской деятельности
Оформление деловых бумаг
Заключение договора об аренде
Проведение маркетинговых исследований
Составление бизнес-плана
Проведение рекламной компании
Службы.
Банк.
Налоговая.
Отдел регистрации и аренды фирм.
Пресс-центр.
Проведение игры «День бизнеса».
Организационное собрание участников.
Представление фирмами бизнес-планов.
Работа фирм.
Составление финансовых отчетов, инкассация денег в банк.