Современное образование: чему, зачем и как следует учить детей сегодня?
Современное образование: чему, зачем и как следует учить детей сегодня?
Вопросы: я точно знаю и могу рассказать другим
Какой он современный ребенок?
Чему и зачем учить детей сегодня?
Что такое УУД?
Как сконструировать современный урок?
В чем главные отличия современного урока от традиционного?
Образование всегда было и есть источник развития общества, а общество постоянно оказывает влияние на образование и его роль.
Чему и зачем следует учить детей сегодня? Какой он, современный ребенок?
Процесс эволюции человека продолжается и достаточно быстро. Внимательно рассмотрев фотографии современников с фотографиями людей, которые жили в начале прошлого века, мы увидим множество различий в телосложении. Скорость биологического развития людей замедляется. В наши дни предростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе приходится не на старший дошкольный возраст, как было еще 20-30 лет назад, а на младший школьный возраст (7-8 лет). Из этого следует, что значительная часть детей, обучающихся в начальных классах, еще сохраняет игровую мотивацию.
Существенно увеличилось количество леворуких детей с доминирующим правым полушарием и амбидекстров, у которых доминирование полушарий, как правило, не выражено или выражено неявно, т.е. они способны включать в активную работу и левое, и правое полушарие. (Владимир Путин). Доля левшей и амбидекстров среди взрослых в наши дни составляет 6 %, среди детей левшей уже 11 %, а амбидекстров — 50%. Возможно, уже к 20-м годам нынешнего столетия пропорция левшей и правшей сравняется. Левши и амбидекстры, обладающие развитым правым полушарием, отвечающим за наглядно-образное мышление, владеют более развитой интуицией. Из таких людей получаются талантливые дизайнеры, модельеры, архитекторы, психологи.Особенность левшей также в том, что они воспринимают информацию иначе, чем праворукие — одновременно, а не последовательно. Например, когда учитель излагает материал последовательно (а при традиционном обучении мы делаем именно так), левши и амбидекстры слушают некоторое время, а затем отвлекаются. Они могут воспринимать информацию, изложенную последовательно, но это для них довольно трудно. Зато, если учитель преподносит материал и одновременно описывает висящую перед глазами учеников схему, карту, таблицу или макет, левши и амбидекстры схватывают информацию быстрее и запоминают надежнее, чем праворукие дети. Обучая языкам левшей и амбидекстров, следует идти не от грамматики к правильному письму и речи, а наоборот: сначала учить детей разговаривать, приводить им примеры из жизни, быта, а потом уже объяснять правила грамматики. Также необходимо помнить, что переучивание леворуких детей недопустимо.
Важной тенденцией эволюции современного человека является также ювенилизация, которая выражается в усилении мозгового черепа и, одновременно, в ослаблении или редукции лицевого черепа.
Значит ли это, что современные люди стали более развитыми, по сравнению со своими предками?
В определенной степени, это так. В ходе эволюции в каждом следующем поколении интеллект возрастает. Исследования свидетельствуют о необычайно быстрых темпах психологической эволюции — каждые пять лет IQ ребенка увеличивается на 1 балл. Люди, обладающие признаками ювенильности и теми особенностями, которые я уже перечислила, наделены более высоким интеллектом, особенно невербальным, большими креативными способностями, большей критичностью, самодостаточностью, независимостью мышления.
Изменения конституции неизбежно затрагивают и психику современного человека. Их необходимо учитывать, разрабатывая новые подходы к воспитанию и обучению детей в школе, ведь нашим современным детям, рожденным в начале 21 века, намного труднее вставать утром, так как большинство из них «совы», т.е. школе было бы целесообразно учесть изменение условий и, в свою очередь, изменить школьное расписание так, чтобы уроки, например, начинались на 2 часа позже обычного, в 11 часов утра. Тогда «совы» будут более активно воспринимать информацию и, следовательно, лучше учиться. При этом режиме и «жаворонки» смогут придерживаться привычного для себя графика, так как, проснувшись рано утром, сделают уроки. Выиграют и те, и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современное образование: чему, зачем и как следует учить детей сегодня? »
Современное образование: чему, зачем и как следует учить детей сегодня?
Если мы сегодня будем учить детей как вчера,
мы украдём у них завтра.
Джон Дьюи, американский философ
Мониторинг (рука).
Вопросы: я точно знаю и могу рассказать другим
Какой он современный ребенок?
Чему и зачем учить детей сегодня?
Что такое УУД?
Как сконструировать современный урок?
В чем главные отличия современного урока от традиционного?
Образование всегда было и есть источник развития общества, а общество постоянно оказывает влияние на образование и его роль.
Чему и зачем следует учить детей сегодня? Какой он, современный ребенок?
Процесс эволюции человека продолжается и достаточно быстро. Внимательно рассмотрев фотографии современников с фотографиями людей, которые жили в начале прошлого века, мы увидим множество различий в телосложении. Скорость биологического развития людей замедляется. В наши дни предростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе приходится не на старший дошкольный возраст, как было еще 20-30 лет назад, а на младший школьный возраст (7-8 лет). Из этого следует, что значительная часть детей, обучающихся в начальных классах, еще сохраняет игровую мотивацию.
Существенно увеличилось количество леворуких детей с доминирующим правым полушарием и амбидекстров, у которых доминирование полушарий, как правило, не выражено или выражено неявно, т.е. они способны включать в активную работу и левое, и правое полушарие. (Владимир Путин). Доля левшей и амбидекстров среди взрослых в наши дни составляет 6 %, среди детей левшей уже 11 %, а амбидекстров — 50%. Возможно, уже к 20-м годам нынешнего столетия пропорция левшей и правшей сравняется. Левши и амбидекстры, обладающие развитым правым полушарием, отвечающим за наглядно-образное мышление, владеют более развитой интуицией. Из таких людей получаются талантливые дизайнеры, модельеры, архитекторы, психологи.Особенность левшей также в том, что они воспринимают информацию иначе, чем праворукие — одновременно, а не последовательно. Например, когда учитель излагает материал последовательно (а при традиционном обучении мы делаем именно так), левши и амбидекстры слушают некоторое время, а затем отвлекаются. Они могут воспринимать информацию, изложенную последовательно, но это для них довольно трудно. Зато, если учитель преподносит материал и одновременно описывает висящую перед глазами учеников схему, карту, таблицу или макет, левши и амбидекстры схватывают информацию быстрее и запоминают надежнее, чем праворукие дети. Обучая языкам левшей и амбидекстров, следует идти не от грамматики к правильному письму и речи, а наоборот: сначала учить детей разговаривать, приводить им примеры из жизни, быта, а потом уже объяснять правила грамматики. Также необходимо помнить, что переучивание леворуких детей недопустимо.
Важной тенденцией эволюции современного человека является также ювенилизация, которая выражается в усилении мозгового черепа и, одновременно, в ослаблении или редукции лицевого черепа.
Значит ли это, что современные люди стали более развитыми, по сравнению со своими предками?
В определенной степени, это так. В ходе эволюции в каждом следующем поколении интеллект возрастает. Исследования свидетельствуют о необычайно быстрых темпах психологической эволюции — каждые пять лет IQ ребенка увеличивается на 1 балл. Люди, обладающие признаками ювенильности и теми особенностями, которые я уже перечислила, наделены более высоким интеллектом, особенно невербальным, большими креативными способностями, большей критичностью, самодостаточностью, независимостью мышления.
Изменения конституции неизбежно затрагивают и психику современного человека. Их необходимо учитывать, разрабатывая новые подходы к воспитанию и обучению детей в школе, ведь нашим современным детям, рожденным в начале 21 века, намного труднее вставать утром, так как большинство из них «совы», т.е. школе было бы целесообразно учесть изменение условий и, в свою очередь, изменить школьное расписание так, чтобы уроки, например, начинались на 2 часа позже обычного, в 11 часов утра. Тогда «совы» будут более активно воспринимать информацию и, следовательно, лучше учиться. При этом режиме и «жаворонки» смогут придерживаться привычного для себя графика, так как, проснувшись рано утром, сделают уроки. Выиграют и те, и другие.
Непрерывно продолжаются социальные изменения, которые подразумеваютмногообразные перемены, происходящие в обществе как целостной системе, в его структуре, в деятельности и функционировании всех компонентов социума.
Если поколение, рожденное до 90-х годов – это поколение «надо». То нынешнее поколение – это поколение «за чем?».
Современные дети очень рано попадают в напичканный информацией мир и им необходимо уметь осуществлять синтез полученной информации.
Повысилась и социальная коммуникация современных детей. Желание рассказать о себе (что делаю, что ем, что люблю и д.р.) отличают современных детей от нас, поэтому они постоянно ищут сообщества и чаще всего там получают ответы на свои вопросы.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации, т.е. качества успешного человека заложены в умение общаться, в умение мыслить, в умение действовать. (слайд)
Учитывая вышеперечисленные факторы необходимо своевременно создать детям подходящую развивающую среду, в которой они смогут получить необходимые знания. Это очень важно, потому что невостребованный интеллектуальный потенциал или утрата источников информации, необходимых для умственного развития и полноценного интеллектуального функционирования ведет не только к задержке умственного развития, но, нередко, к патологическим зависимостям (алкоголизму, наркомании, увлечению компьютерными играми и поп-музыкой), и к антисоциальному поведению.
Чем ответит образование?
Тенденции современного образования таковы:
Уменьшение объема готового знания в пользу самостоятельно добываемого.
Уменьшение объема аксиоматического знания в пользу вариативного, позиционного.
Перенасыщенная и инклюзивная среда, запрашивающая выбор и самоопределение.
Изменение роли учителя в образовательной ситуации.
Изменение роли и типа учебника.
Уменьшение объема индивидуальной учебной работы в пользу совместной.
Как ответило Российское образование? - Введением ФГОС.
ФГОС следующим образом постулируют цель и основной результат современного российского образования:«…развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира».
Следовательно, судить об образовательном результате следует по сформированности универсальных учебных действий: если они успешно формируются, значит идет процесс развития личности, и достигаются цели образования.
Означает ли такая постановка вопроса принижение роли знаний? Принижение – нет, соподчинение – да. Важно понимать, что получение знания тесно связано с развитием УУД.
Так, например, чтобы классифицировать, нужно владеть понятиями; чтобы доказывать свою точку зрения, надо иметь доказательную базу; чтобы научиться планировать, нужно быть постоянно включенным в деятельность по получению нового знания или по его применению. Но знания сами по себе в современном образовании имеют относительную ценность: они важны как средство развития тех или иных способностей, умений, качеств и ценностных ориентаций человека. Получение знаний и развитие УУД органично связаны между собой. Поэтому так опасна точка зрения, что на уроке учитель может только передавать знания, а заниматься развитием УУД можно в различных внеурочных ситуациях. На практике учитель должен стремиться организовывать усвоение нового знания с опорой на деятельностные технологии, способствующие развитию УУД, а применяя уже полученное знание для решения учебных и практических задач – создавать ситуации для применения универсальных умений.
Что же такое УУД?
(сейчас я бы хотела включить вас в деятельность, т.е. попросить вас выполнить следующее действие)
Задание 1
Составить определение УУД, используя три основных понятия, которые вложены в это определение: алгоритм, действие, способ (на слайде дано определения этих понятий).
Проверим, правильно ли у нас получилось? (слайд)
Универсальное учебное действие – путь достижения цели, в основе которого лежит способ, осуществляемый по алгоритму.
УУД не «привязаны» к конкретной учебной теме, учебному предмету и учебной деятельности, они соотносимы с жизнедеятельностью в целом. УУД обеспечивают успешность деловой и межличностной коммуникации, адаптации в новой ситуации, поиск и осмысление новой информации, выполнение практического дела, мышления и творчества. Они формируются внутри учебного процесса за счет и благодаря предметному знанию, опыту
учебной деятельности и учебной коммуникации. В обсуждении вопроса формирования УУД важно понимать, что:
1) по своей природе универсальное учебное действие это способ, т.е. понятный учащемуся порядок, алгоритм осуществления действия (деятельности). Для того чтобы целесообразно применять определенное УУД, ребенок должен понимать его предназначение, знать его существенные стороны и обязательные этапы выполнения. Следовательно, сформировать УУД – значит обучить учащегося различным способам действия, например, таким, как сравнение объектов, аргументирование точки зрения, моделирование и др. Каждый из этих способов представляет собой осознанное умение, в основе которого лежит определенный, сформированный опытом человечества алгоритм выполнения;
2) универсальные учебные действия обеспечивают эффективность осуществления деятельности человека. Свой смысл они приобретают только внутри определенной цели. Цель задает необходимость выполнения универсального действия и определяет результат, на который нужно выйти. Поэтому любой алгоритм осуществления УУД начинается с анализа
и постановки цели с помощью вопросов. Так, например, алгоритм УУД «сравнение» следует начинать с таких вопросов, как: что и с какой целью мы должны сравнить? что мы этим хотим доказать? для чего составляем план действий? Только после получения ответов на них можно предельно точно выбрать аспект для сравнения объектов, основание для классификации, аргументы для защиты позиции и т.д.
Отмечу, что каждое УУД может быть описано как способ, т.е. последовательность шагов (алгоритм). Совокупность таких способов обеспечивает эффективное осуществление деятельности на всех ее этапах: целеполагания, планирования, выбора рационального действия, контроля, оценивания и рефлексии. Учащийся, овладевший универсальными
учебными действиями, в процессе учебной деятельности может ответить себе и другим на следующие вопросы:
– Для чего я это делаю?
– Что именно и в каком порядке я делаю?
– Каким образом я это делаю?
– Верным ли путем я двигаюсь?
– Как я оцениваю то, что сделал(а)? Как я оцениваю то,как я это делал(а)?
– Какие новые задачи передо мной встают теперь?
Таким образом, сформировать метапредметные УУД у учащегося – значит передать ему выполнение (способы осуществления) деятельности на всех ее этапах, которые он смог бы осознанно и в системе применять для решения как учебных, так и жизненных задач.
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы как начального общего образования, так и основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия;
предметным,включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области.
В свою очередь метапредметные УУД подразделяются на регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Задание 2. (с помощью пультов)
Определить к какому вышеперечисленному виду метапредметных УУД относятся следующие универсальные действия:
Умение составить план в соответствии с поставленной задачей (Р);
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П);
Умение работать по алгоритму, с памятками, правилами (Р);
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки (Р);
Умение работать в парах, группах, выражать свою мысль, умение слушать других, вступать в диалог (К);
Извлекать информацию из предоставленных источников (П);
Способность овладевать совокупностью социокультурных знаний об окружающем мире (К);
Умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение (К).
С точки зрения подходов к формированию универсальных учебных действий их можно разделить на две группы.
Первая группа УУД – универсальные способы действия, мышления, коммуникации, самопознания. Такие способы представляют собой наиболее точные, нормативные алгоритмы выполнения тех или иных действий, например, способы осуществления логических операций (классификация, обобщение, подведение под понятие и др.), способы доказательства (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и др. В целом к данной группе относятся все познавательные (логические и информационные) и часть коммуникативных УУД. Задача педагога – передать учащимся способ действия и обеспечивать тем самым условия для формирования на его основе умения.
Этапы формирования универсальных способов
Сначала ребенок усваивает предлагаемый учителем образец выполнения задания, построенного на обобщенном способе действия, и постепенно учится различать в этом образце необязательные и важные элементы (условия). Одновременно ребенок начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату, т.е. учащийся выходит на понимание универсального способа действия. Лишь овладев способом, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые описывают этот способ, ребенок может сознательно встраивать его в учебную деятельность. В целом формирование УУД как универсальных способов
действия проходит в четыре этапа (рис. ).
Первый этап – выполнение учебного действия, содержащего метапредметный способ, на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. Педагог предлагает учащимся задание, требующее для своего решения применения того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет, не знает ни его алгоритма, ни названия. На этом этапе ученик в большинстве случаев не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого способа, а поэтому может выполнить задание, только опираясь на образец на конкретном предметном материале.
Второй этап – выполнение учебного действия, построенного на метапредметном способе с помощью подводящих вопросов учителя. Учитель уже не задает образец выполнения, но помогает учащимся двигаться от одного этапа выполнения задания к другому, задавая подводящие вопросы: Зачем мы это делаем? Что получим в результате? Что именно нам нужно сделать? и т.д. в соответствии с этапами выполнения способа. В результате учащиеся, решая предметные задания, учатся ориентироваться на существенные стороны способа, содержащегося в этих заданиях. Пока же способ «спрятан» для них в задании. В определенный момент учитель открывает его ученикам: дает название способа, помогает осознать основные этапы его осуществления, назначение. Появляется памятка выполнения действий.
Третий этап – применение известного способа действия при выполнении учебной задачи. На этом этапе учащийся ориентируется на назначение и существенные аспекты способа действия. Он учится видеть в конкретном задании общие закономерности осуществления способа, которые не зависят от предметного содержания и предмета вообще. Ученик узнает, как называется этот способ (в общепринятой педагогами терминологии). Он также знает и может сознательно выполнить определенную последователь действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ребенок знает, что при сравнении он должен ответить на следующие вопросы: Зачем мне необходимо сравнивать эти объекты? (Цель и объекты сравнения.) По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения.) Есть ли сходство и различия по этим признакам у сравниваемых объектов? (Сопоставление.) Что я узнал(а), сравнивая объекты? (Вывод.)
Четвертый этап – применение способа в контексте учебной деятельности. Учащийся уже готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Ученик также выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини-проекта является получение информации о свойствах предмета, то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы данного предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнить предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о его свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какому понятию относится этот предмет, на основании этого сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини-проекта. То есть на этапе применения метапредметных УУД ребенок может самостоятельно выбрать оптимальный для приведенных условий задания универсальный способ деятельности из тех, что ему известны.
Потренируемся, что не наесть на кошках. (Тренинг на кошках)
Попробуем на примере одной практической задачи, развернуть деятельность учителя и учащихся по ее решению на разных этапах формирования универсального учебного действия «сравнение».
Сравнение – это познавательное действие, направленное на изучение существенного в объекте через сопоставление его с другими объектами, выявление сходства и различий.
Это действие осуществляется на основе следующего алгоритма:
1. Формулирование цели сравнения. (Зачем я сравниваю?)
2. Выявление объекта сравнения. (Что именно сравниваю?)
3. Определение аспекта сравнения. (С какой точки зрения я сравниваю?)
4. Определение признаков для сравнения и выявление сходства и различий объектов по выделенным признакам. (По каким признакам я сравниваю? Что общего и что различного в объектах наблюдаю?)
5. Формулирование вывода относительно поставленной цели сравнения. (К какому результату я прихожу?)
Применим данный алгоритм сравнения для выполнения следующего практического задания:
Семья из трех человек: мама, папа и дочь семи лет – живут в небольшой городской квартире. Родители поздно приходят с работы, девочке бывает одиноко. Она просит маму и папу завести домашнее животное. У одной из ее подруг есть овчарка, а у другой – кошка. Девочке нравятся оба животных. Родители не против, но хотят, чтобы девочка выбрала того питомца, за которым легче будет ухаживать. Помоги девочке сделать правильный выбор.
Работа педагога с этой задачей будет строиться по-разному, в зависимости от того, на каком этапе формирования УУД находятся учащиеся.
На первом этапе формирования умения сравнивать учитель прежде всего задаст учащимся образец решения задачи на сравнение.
Учитель: Итак, на какой вопрос нам нужно ответить в этой задаче?
Дети: Кого выбрать? За кем легче ухаживать?
Учитель: Это хорошие вопросы, а главный: кого выбрать? Нам нужно помочь девочке ответить на этот вопрос. Какие условия нам даны в задаче? Что мы должны учесть, помогая девочке сделать выбор?
Дети: Девочке нравятся и кошка, и овчарка. Мама и папа согласны завести дома животное, но у них есть условие: выбрать того, за кем проще ухаживать, потому что девочка живет в городской квартире.
Учитель: Хорошо. Итак, девочка выбирает между двумя животными – кошкой и овчаркой, и выбрать ей нужно того, за кем проще ухаживать. Значит, нам нужно сравнить кошку и овчарку с точки зрения ухода за ними при условии, что семья живет в небольшой городской квартире. В чем состоит уход за этими животными в городе?
Дети: Нужно выгуливать, готовить им еду, ухаживать за ними, дрессировать их…
Учитель: Верно. Чтобы сравнить животных по этим признакам, давайте составим таблицу.
Пример таблицы
КТО?
Нужно выгуливать
Нужно готовить еду
Требует дрессировки
Нужно часто убирать дом
ОВЧАРКА
да
+
+
+
КОШКА
нет
+
-
+
Учитель предлагает детям отметить знаком «+» те критерии, которые имеют большее отношение к кошке или овчарке, посчитать количество «+» в каждой строчке и решить, какое животное требует большего ухода. Затем учитель возвращает детей к главному вопросу: кого предпочесть девочке?
На втором этапе формирования умения сравнивать работа с заданием будет разворачиваться на основе подводящих вопросов. Сначала дети знакомятся с условием задания, далее учитель предлагает им следующую работу.
Учитель: Чтобы помочь девочке принять решение, нам нужно сравнить кошку и овчарку. Для этого ответим последовательно на следующие вопросы. С какой точки зрения вы будете их сравнивать?
Дети: Какой уход нужен? Кто требует меньше ухода?
Учитель: По каким характеристикам вы будете их сравнивать?
Дети: Нужно ли выгуливать, готовить специальную еду, ухаживать за животным, где будет его место в квартире…
Учитель: Как удобнее оформить результаты сравнения, чтобы сделать правильный вывод?
Дети: Придумать и заполнить таблицу. После этого учитель предлагает детям проделать всю необходимую работу и сделать вывод: кого выбрать девочке в данной ситуации?
На третьем этапе формирования данного УУД учитель сначала разберет с детьми алгоритм сравнения. Какие возможны методические приемы, которые может использовать учитель для этой работы? Введение алгоритма сравнения через проблемное задание, составление с детьми памятки «Как сравнивать» на основе предыдущего опыта и др. Затем учитель сформулирует задание следующим образом: чтобы помочь девочке принять решение, нужно провести сравнение (т.е. нет заданий по образцу и нет подводящих вопросов, а указан только способ действий). Прочитав еще раз основные данные задания, он помогает учащимся определить признаки сравнения. Результаты должны быть оформлены так, чтобы было удобно сделать вывод: кого же выбрать девочке?
Наконец, на четвертом этапе работа по решению данного задания будет выглядеть примерно так.
Учитель: Вы познакомились с условием задания. Какое решение будет правильным и почему?
Т.е. на четвертом этапе, когда универсальное учебное действие уже сформировано, нет необходимости называть его. Учащиеся, проанализировав данные задания, сами должны прийти к выводу о том, что для принятия правильного решения девочке нужно сравнить кошку и овчарку с точки зрения ухода и выбрать то животное, которое менее требовательно к уходу.
Таковы основные этапы развития универсальных способов действия. Важно подчеркнуть, что их формирование начинается с приходом детей в школу и будет теперь продолжать на всем протяжении обучения. За начальный период обучения важно пройти два первых этапа овладения универсальными способами, а для ряда УУД – выйти на третий этап. Для этого в течение всех лет обучения в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД: от освоения способа через предметные задания образцы (первый этап) до применения способа по прямому указанию на его название (третий этап). Далее, в основной школе должна будет системно осуществляться работа по усложнению осваиваемых учащимися способов и наращиванию их числа, а также по переводу учащихся на четвертый этап владения метапредметными умениями. На этом уровне ребенок уже сможет применять тот или иной способ по его целевому назначению, анализируя условия проблемной или проектной задачи и подбирая средства для ее решения.
Далее, я хотела бы предложить практический тренинг на формирование УУД «сравнении» и для того чтобы нам самим еще раз проверить себя: правильно ли мы понимает какое задание направлено на УУУ, а какое –всего лишь предполагает –логическое мышление)
Итак, это была первая группа УУД – универсальные способы действия, мышления, коммуникации, самопознания.
Вторая группа УУД – структурные элементы учебной деятельности.
Важной особенностью таких УУД является то, что вне конкретной деятельности они не существуют. Передавать учащимся способы осуществления данных УУД можно только в процессе специально организуемой учебно - практической деятельности. К этой группе относятся все регулятивные и часть коммуникативных УУД – конкретно те, которые обеспечивают осуществление групповой деятельности: определение общей цели, распределение обязанностей и ролей, выработка общей позиции по
поводу путей достижения цели и т.д. Основным инструментом формирования этой группы УУД является урок, основанный на системно-деятельностном подходе.
Суть системно-деятельностного подхода:
Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире)
Движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может
Через технологии организации деятельности учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату
В чем же отличия современного урока от традиционного?
Задание 3
Назвать главные отличия деятельностного урока от традиционного
Главное отличие деятельностного урока от традиционного состоит в:
Уровне активности учащихся
Роли учителя на уроке
Целях урока
Методах, применяемых учителем
Способах оценивания
Структуре урока
Принципиальное различие традиционного и современного урока в том, что научные знания и способы действия с ними становятся предметом специально организованной деятельности ученика, в процессе которой у учащегося целенаправленно развиваются новые способности, безусловно, попутно усваиваются предметные знания.
Как же построить такой урок?
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. (На слайде: часто цель приравнивается к теме урока. (Где здесь цель? А где тема?) У цели есть конечный результат, и есть конкретные действия).
Мотив запускает деятельность (МОТИВ определяет ОБЩУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ деятельности и придает ей СМЫСЛ - РАДИ кого и чего осуществляется деятельность?
ЦЕЛЬ определяет преднамеренный характер действий - Что должно быть достигнуто?
УСЛОВИЯ определяют СРЕДСТВА и СПОСОБЫ осуществления действий в конкретных ситуациях - КАК и КАКИМ образом, реализовать цель и достичь результата?
Появляются аспекты анализа деятельности (на слайде – мотивационный, целевой, операционный).
Все взаимосвязано между собой и разорвать эти ниточки невозможно.
Таким образом, выстраивается лесенка из последовательно-расположенных уровней: мотивоционно-смыслового, целевого, технологического, ресурсного. Так должно быть исходя из теории.
А на практике зачастую наоборот: с чего начинается – есть ресурсы: УМК с пикторгаммой ФГОС, учитель проходит курсы, осваивает различные современные технологии, начинает применять понравившиеся технологии, (и поисковую, и проблемную, и групповую работу и др., закапывается в них), шагая при этом сразу на целевой уровень. В результате появляется конфликт целей: хватались за все, а что получили? Какая главная? (Вместо «древа целей» - Лес указаний).
Во главе всей нашей работы должно быть - РАДИ КОГО? РАДИ ЧЕГО ЗДЕСЬ Я? – вот вопрос на нашу работу.
Раньше главная цель нашей образовательной деятельности сводилась к подаче знаний учащимся, нацеленные на сдачу ГИА и дальнейшего поступления в ВВУЗы. А сейчас новая дидактика построения урока нацелена на современный урок, где мы должны развернуть деятельность, не активные формы работы учащихся, а деятельность: исследовательскую, творческую, продуктивную.
И вот здесь мы, уважаемые коллеги, должны все вместе запустить групповую (совместную) работу по формированию универсальных учебных действий учащихся.
Каждый из нас «звезда» своего предмета и каждый тянет на себя, вкладывая особую значимость своего предмета, а теперь должно у нас зажечься общее созвездие, ведь задач развития учащихся по ФГОС более 100 и одному учителю не справится.
Чтобы добиться универсального результата у нас должны быть общие цели, единое планирование по достижению целей, общий результат, распределение обязанностей, координация действий и управление. Мы должны договориться между собой: Какой будет наш урок? Какие УУД мы будем формировать в 5-ом классе, какие в 6-ом и т.д.
Да, мы не уходим, как и раньше от календарно- тематических планирований по предметам, от предметных знаний, умений и навыков, но наш урок будет запускаться через деятельность: А зачем мы это изучаем?
И если мы все в системе будем использовать технологию критического мышления, методы проблемного диалога, методы диалога культур, французскую мастерскую, технологию учебного проектирования, технологию учебного исследования, технологию междисциплинарного обучения, то придем к общему результату - развитие личности обучающегося (на основе формирования УУД).
С 01.09.20105г. мы запускаем ФГОС в 5 класс, т.е. поменяются требования к образовательному результату, а значит, необходима новая образовательная программа основного общего образования. Одной из составляющих данной программы является «Программа развития УУД». Поэтому очень важно, чтобы вы на ближайших ПА еще раз изучив ФГОС ООО по предметам, определить какие УУД будем формировать в 5 кл., какие в 6 кл. и т.д., и в соответствии с этим указать КАК МЫ ЭТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ?
Задание 4 (домашнее)
Разработка типовых задач на формирование УУД по предметам и рабочих программ в соответствии с ФГОС ООО
(на раздаточном материале более подробно указано, что вы должны сделать на ближайших ПА, без этого основная образовательная программа ООО не состоится).
Продолжим разговор о современном уроке, перед вами 4 важных характеристики деятельностного урока:
По своей структуре современный урок совпадает со структурой деятельности.
Деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся.
Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает.
Основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний/умений.
Структура урока: слайд
Деятельностные связи этапов урока: слайд
Системно-деятельностный подход предлагает 5 групп уроков, которые распределяются по целеполаганию.
1 группа – уроки «открытия» новых знаний.
Выделяют 2 цели:
А) деятельностная: работает на метапредметный результат. (Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)).
Б) содержательная цель – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2 группа – урок отработки умений и рефлексии.
А) деятельностная цель: - формирование способностей к рефлексии корреционно -контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.
3 группа - уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)
А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий. Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.
4 группа – уроки развивающего контроля.
А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.
Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
5 группа – урок – исследование (урок творчества)
А) деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.
Б) содержательная цель: проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Структура урока для каждой группы - имеет свои особенности, но общий «скелет», чем отличается от традиционного обучения.
Подведем итог
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга (т.к. готовых разработок на сегодняшний день почти нет).
Для того чтобы уровень проведения урока был достаточно высоким, надо, чтобы мы, уважаемые коллеги, в ходе подготовки урока постарались сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Закончить педагогический совет хотелось бы рефлексией, направленной на перспективу и я вновь предлагаю провести мониторинг
Мониторинг (с помощью жестиков) по вопросам:
Я знаю чему и зачем учить детей сегодня.
Я знаю, что такое УУД.
Я знаю этапы формирования УУД.
Я знаю, как сконструировать современный урок.
Я знаю, как проводить диагностику и мониторинг развития универсальных учебных действий.
Повестка педагогического совета
«Современное образование: чему, зачем и как следует учить детей сегодня?»:
1. Современное образование: чему, зачем и как следует учить детей сегодня?
1.1. Какой он, современный ребенок?
1.2. универсальные учебные действия: закономерности и механизмы формирования.
1.3. Практический тренинг по формированию УУД «сравнение».