«Значение и роль дополнительного образования в системе развития ребёнка».(тематическое родительское собрание класса скрипки)
«Значение и роль дополнительного образования в системе развития ребёнка».(тематическое родительское собрание класса скрипки)
«Значение и роль дополнительного образования в системе развития ребёнка».
(тематическое родительское собрание класса скрипки)
подготовила
преподаватель класса скрипки
Хисамова Гузалия Фаитовна
г. Катав-Ивановск
2014год.
содержание
Cоциально-экономические преобразования, происходившие в нашем государстве в конце 80-х-начале 90-х годов, не только необратимо изменили образ жизни, но и резко снизили её уровень у абсолютного большинства населения. Проблемы выживания стали основными, а культурный досуг-недостижимой роскошью. Значительно сократилось время общения родителей с детьми, поскольку взрослым приходится его тратить для содержания семьи. Нарушение механизма «семейной» трансляции культурных ценностей привело к очевидному разрыву в духовно-нравственном уровне старших и подрастающих поколений. Сегодня остро ощущается всеми нарастающее неблагополучие в области воспитания и образования детей. Растёт несоответствие, разрыв между психологическими особенностями, которые свойственны детям, приходящим сегодня в школу, и теми требованиями, которые школа предъявляет к их психическим характеристикам.
Сколько сегодня говорят о том, что уровень культуры падает, что безнравственность въелась во все сферы человеческого бытия! Следует признать, что процесс этот будет и далее усугубляться, если от слов не перейти к делу. К сожалению, до сих пор отсутствует продуманная, адекватная сложившейся ситуации государственная политика в области культуры, хотя очевидно, что дальнейшее бездействие может привести к необратимой духовной деградации общества. Сегодня культура не входит в число приоритетных отраслей, что самым негативным образом сказывается на её финансировании. В ряде регионов идёт сокращение числа музыкальных школ и эти разрушительные процессы находятся в резком противоречии с мировыми тенденциями в сфере музыкального образования. Сегодня весь мир озабочен развитием художественного образования, в России, как свидетельствуют многочисленные факты, происходят обратные процессы. Влияние музыкального искусства на человека неоспоримо. Музыка помогает человеку понять и выразить себя, свой внутренний мир, подняться до понимания законов мироздания. И в современных условиях, когда высшие эстетические потребности человека могут быть удовлетворены простым нажатием кнопки аудиоустройства, вопрос о необходимости учиться музыке приобретает новую актуальность.
Существенную помощь в духовном и нравственном обогащении личности играют занятия музыкой. И один из путей решения проблем – вовлечение детей в область дополнительного художественного образования.
А теперь обратимся к пониманию слова «дополнительный». Дополнительное – это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-либо, восполняя недостающее в чём-нибудь; дополнительное предстаёт как сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает основная школа, разным материалом и по-разному. Существует объективная зависимость дополнительного образования от основного, но несмотря на это, дополнительное образование является мощным средством воспитания в системе образования в целом. Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ведь цель у педагогов одна – подготовить растущего человека к жизни в обществе.
Определим веские причины, зачем нам необходимо музыкальное образование?
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте нужно постоянно, регулярно и без перерывов, зимой и летом, в будни и в праздники.
Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникатавные навыки. Музыка ведёт от сердца к сердцу.
Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны.
Занятия музыкой приучают «включаться по команде». В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю зачёт или класс-концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах. Музыка течёт в своём темпе, и исполнитель не может прерваться, отдохнуть и перевести дух.
Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Ребёнку-музыканту будет легче в будущем бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
И, наконец, музыка- это путь к жизненному успеху.
Анализ сегодняшней ситуации, сложившейся в ДШИ, ставит перед нами серьёзные проблемы, от решения которых во многом зависит дальнейшая перспектива развития школы. Потеря контингента числа учащихся в музыкальных школах, недобор по некоторым отделениям наметили тенденцию бесконкурсного набора, которая привела к тому, что в школе оказались дети с самым разным уровнем художественных способностей. Наличие детей с самым различным уровнем развития способностей предопределяют проблему выполнения учащимися учебной программы. А учебная программа нацелена прежде всего на выполнение основных задач, которые ставит государство перед ДШИ: 1) давать общее художественное образование; 2) выявлять способных учеников и готовить их к продолжению профессионального музыкального образования. Школой разработан учебный план и программы на основе Примерных учебных планов и программ учебных дисциплин государственных и муниципальных музыкальных, художественных школ и школ искусств Министерства культуры. Учебные планы составлены с учётом индивидуальных возможностей учащихся, поэтому уровень творческой реализации у каждого различный. Школа ориентирована на личностное обучение детей. Личностный подход преемственно связан с гуманистической традицией в педагогике. Воспитывая личность учитель даёт шанс ученику состояться как человеку, способному противостоять отупляющей суете и наглой глупости. Воспитание пронизывает обучение, помогает ученику извлекать ценности, «спящие» в его сознании, приводит их в действие.
Музыкальное воспитание и образование развивает личность ребёнка. Для того, чтобы ясно представлять, как ученик развивается на протяжении всех лет обучения преподаватель составляет индивидуальный план, который служит своеобразным мониторингом обученности. В индивидуальном плане отражается репертуарный список и характеристика ученика, задачи предстоящей работы, отражается концертно-просветительская работа.
Известно, что сильное влияние на качество образования в учебном учреждении оказывают различные факторы и важную роль играет то, каким образом организован учебный процесс ребёнка. И конечно семья играет в этом далеко не последнюю роль. Хорошие родители важнее хороших педагогов, самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к судьбе своих детей. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребёнка, его морали и эстетического вкуса. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. И вот здесь возникает необходимость в постоянном сотрудничестве образовательного процесса – педагогов, учащихся и их родителей, администрации образовательного учреждения. Включённость каждого участника образовательного процесса в активную деятельность, в самооценку эффективности и результативности своего труда – реальный шаг к повышению качества обучения в учреждении. Школа регулярно проводит мониторинг обученности детей, но и родители не должны самоустраняться от этого. Они должны наряду с учителями проводить диагностику:
- Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы?
- Кто способствовал достижению этих результатов?
- В какой мере Вы обеспечили мероприятия достижения данных результатов?
- Какие меры надо принять по результатам достижений?
Основная цель проведения подобного мониторинга – выявление объективной информации о состоянии дел на данном этапе обучения ребёнка.
Вывод: давайте беречь хотя бы те крохи, что имеем.
Коллектив ДШИ г. Катав-Ивановска Челябинской области, как и многие творческие коллективы города, активно противостоит ширпотребу, заполнившему общество. И надо отдать всем должное. Не отстают от всех и учащиеся класса скрипки, руководителем которого является автор этих строк. Учащиеся принимают участие в многочисленных концертах в школе и вне её пределов. «Идти в народ» - это призыв, на который скрипачи отзываются с большой охотой: детские сады города, общеобразовательные школы, Центр досуга «Октябрь», Дворец «Цементников», администрация города и района – это ещё не весь список концертных площадок.
Мы всё ещё претендуем на «культуру общества». А общество, не обладающее культурой не может считаться цивилизованным обществом. Так давайте сделаем всё, от нас зависящее и поможем сами себе и детям.
Список использованной литературы.
1. Бугрова О. Педагогика гармоничного развития // Играем с начала. – М.,
№ 5 (43), май 2007.
2. Венгера А.Л., Эльконина Д.Б. Формирование новой внутренней позиции // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. – М., «Педагогика», 1988.
3. Дмитрин Г.К. Взрослые и дети – самая сложная азбука. – Ч., «Южноуральское книжное издательство», 1986.
4. Короткова Е. Чтобы взрослые и дети захотели играть // Играем с начала. – М., № 9 (47), сентябрь 2007.
5. Мильтонян С.О. ДМШ: обучение или воспитание? // Играем с начала. – М., №9 (24), сентябрь 2005.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Значение и роль дополнительного образования в системе развития ребёнка».(тематическое родительское собрание класса скрипки)»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Катав-Ивановская детская школа искусств
«Значение и роль дополнительного образования в системе развития ребёнка».
(тематическое родительское собрание класса скрипки)
подготовила
преподаватель класса скрипки
Хисамова Гузалия Фаитовна
г. Катав-Ивановск
2014год.
Значение и роль дополнительного
образования в системе развития ребёнка.
(тематическое родительское собрание класса скрипки)
Cоциально-экономические преобразования, происходившие в нашем государстве в конце 80-х-начале 90-х годов, не только необратимо изменили образ жизни, но и резко снизили её уровень у абсолютного большинства населения. Проблемы выживания стали основными, а культурный досуг-недостижимой роскошью. Значительно сократилось время общения родителей с детьми, поскольку взрослым приходится его тратить для содержания семьи. Нарушение механизма «семейной» трансляции культурных ценностей привело к очевидному разрыву в духовно-нравственном уровне старших и подрастающих поколений. Сегодня остро ощущается всеми нарастающее неблагополучие в области воспитания и образования детей. Растёт несоответствие, разрыв между психологическими особенностями, которые свойственны детям, приходящим сегодня в школу, и теми требованиями, которые школа предъявляет к их психическим характеристикам.
Сколько сегодня говорят о том, что уровень культуры падает, что безнравственность въелась во все сферы человеческого бытия! Следует признать, что процесс этот будет и далее усугубляться, если от слов не перейти к делу. К сожалению, до сих пор отсутствует продуманная, адекватная сложившейся ситуации государственная политика в области культуры, хотя очевидно, что дальнейшее бездействие может привести к необратимой духовной деградации общества. Сегодня культура не входит в число приоритетных отраслей, что самым негативным образом сказывается на её финансировании. В ряде регионов идёт сокращение числа музыкальных школ и эти разрушительные процессы находятся в резком противоречии с мировыми тенденциями в сфере музыкального образования. Сегодня весь мир озабочен развитием художественного образования, в России, как свидетельствуют многочисленные факты, происходят обратные процессы. Влияние музыкального искусства на человека неоспоримо. Музыка помогает человеку понять и выразить себя, свой внутренний мир, подняться до понимания законов мироздания. И в современных условиях, когда высшие эстетические потребности человека могут быть удовлетворены простым нажатием кнопки аудиоустройства, вопрос о необходимости учиться музыке приобретает новую актуальность.
Существенную помощь в духовном и нравственном обогащении личности играют занятия музыкой. И один из путей решения проблем – вовлечение детей в область дополнительного художественного образования.
А теперь обратимся к пониманию слова «дополнительный». Дополнительное – это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-либо, восполняя недостающее в чём-нибудь; дополнительное предстаёт как сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает основная школа, разным материалом и по-разному. Существует объективная зависимость дополнительного образования от основного, но несмотря на это, дополнительное образование является мощным средством воспитания в системе образования в целом. Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ведь цель у педагогов одна – подготовить растущего человека к жизни в обществе.
Определим веские причины, зачем нам необходимо музыкальное образование?
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте нужно постоянно, регулярно и без перерывов, зимой и летом, в будни и в праздники.
Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникатавные навыки. Музыка ведёт от сердца к сердцу.
Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны.
Занятия музыкой приучают «включаться по команде». В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю зачёт или класс-концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах. Музыка течёт в своём темпе, и исполнитель не может прерваться, отдохнуть и перевести дух.
Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Ребёнку-музыканту будет легче в будущем бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
И, наконец, музыка- это путь к жизненному успеху.
Анализ сегодняшней ситуации, сложившейся в ДШИ, ставит перед нами серьёзные проблемы, от решения которых во многом зависит дальнейшая перспектива развития школы. Потеря контингента числа учащихся в музыкальных школах, недобор по некоторым отделениям наметили тенденцию бесконкурсного набора, которая привела к тому, что в школе оказались дети с самым разным уровнем художественных способностей. Наличие детей с самым различным уровнем развития способностей предопределяют проблему выполнения учащимися учебной программы. А учебная программа нацелена прежде всего на выполнение основных задач, которые ставит государство перед ДШИ: 1) давать общее художественное образование; 2) выявлять способных учеников и готовить их к продолжению профессионального музыкального образования. Школой разработан учебный план и программы на основе Примерных учебных планов и программ учебных дисциплин государственных и муниципальных музыкальных, художественных школ и школ искусств Министерства культуры. Учебные планы составлены с учётом индивидуальных возможностей учащихся, поэтому уровень творческой реализации у каждого различный. Школа ориентирована на личностное обучение детей. Личностный подход преемственно связан с гуманистической традицией в педагогике. Воспитывая личность учитель даёт шанс ученику состояться как человеку, способному противостоять отупляющей суете и наглой глупости. Воспитание пронизывает обучение, помогает ученику извлекать ценности, «спящие» в его сознании, приводит их в действие.
Музыкальное воспитание и образование развивает личность ребёнка. Для того, чтобы ясно представлять, как ученик развивается на протяжении всех лет обучения преподаватель составляет индивидуальный план, который служит своеобразным мониторингом обученности. В индивидуальном плане отражается репертуарный список и характеристика ученика, задачи предстоящей работы, отражается концертно-просветительская работа.
Известно, что сильное влияние на качество образования в учебном учреждении оказывают различные факторы и важную роль играет то, каким образом организован учебный процесс ребёнка. И конечно семья играет в этом далеко не последнюю роль. Хорошие родители важнее хороших педагогов, самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к судьбе своих детей. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребёнка, его морали и эстетического вкуса. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. И вот здесь возникает необходимость в постоянном сотрудничестве образовательного процесса – педагогов, учащихся и их родителей, администрации образовательного учреждения. Включённость каждого участника образовательного процесса в активную деятельность, в самооценку эффективности и результативности своего труда – реальный шаг к повышению качества обучения в учреждении. Школа регулярно проводит мониторинг обученности детей, но и родители не должны самоустраняться от этого. Они должны наряду с учителями проводить диагностику:
- Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы?
- Кто способствовал достижению этих результатов?
- В какой мере Вы обеспечили мероприятия достижения данных результатов?
- Какие меры надо принять по результатам достижений?
Основная цель проведения подобного мониторинга – выявление объективной информации о состоянии дел на данном этапе обучения ребёнка.
Вывод: давайте беречь хотя бы те крохи, что имеем.
Коллектив ДШИ г. Катав-Ивановска Челябинской области, как и многие творческие коллективы города, активно противостоит ширпотребу, заполнившему общество. И надо отдать всем должное. Не отстают от всех и учащиеся класса скрипки, руководителем которого является автор этих строк. Учащиеся принимают участие в многочисленных концертах в школе и вне её пределов. «Идти в народ» - это призыв, на который скрипачи отзываются с большой охотой: детские сады города, общеобразовательные школы, Центр досуга «Октябрь», Дворец «Цементников», администрация города и района – это ещё не весь список концертных площадок.
Мы всё ещё претендуем на «культуру общества». А общество, не обладающее культурой не может считаться цивилизованным обществом. Так давайте сделаем всё, от нас зависящее и поможем сами себе и детям.
Список использованной литературы.
1. Бугрова О. Педагогика гармоничного развития // Играем с начала. – М.,
№ 5 (43), май 2007.
2. Венгера А.Л., Эльконина Д.Б. Формирование новой внутренней позиции // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. – М., «Педагогика», 1988.
3. Дмитрин Г.К. Взрослые и дети – самая сложная азбука. – Ч., «Южноуральское книжное издательство», 1986.
4. Короткова Е. Чтобы взрослые и дети захотели играть // Играем с начала. – М., № 9 (47), сентябрь 2007.
5. Мильтонян С.О. ДМШ: обучение или воспитание? // Играем с начала. – М., №9 (24), сентябрь 2005.