Формирование развития творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС
Формирование развития творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС
Сегодня в системе образования страны происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом её на федеральные государственные образовательные стандарты. Педагог - ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретно го учащегося (воспитанника) зависит от качества профессиональной подготовленности преподавателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование развития творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС»
Формирование и развитие творческого потенциала педагогов
в условиях реализации ФГОС.
Абросимова С.В.
учитель английского языка
МОБУСОШ п.Золотаревка
Пензенская область
Сегодня в системе образования страны происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом её на федеральные государственные образовательные стандарты. Педагог - ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретно го учащегося (воспитанника) зависит от качества профессиональной подготовленности преподавателя. Сегодня педагог должен быть готов принять инновации:
он не должен бояться различных изменений, в т.ч. и в учебных планах;
он должен не только учить, но, в первую очередь, создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих учащихся;
он должен владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь направленно профессионально развиваться;
он должен быть готовым не только принять необходимую методическую помощь, но и совершает свой личный выбор и готов нести за него ответственность.
Методическая работа в школе должна быть нацелена на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.
(слайд «Профессиональные качества педагога»)
Под методической работой учителей мы понимаем вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом.
2. В Школе необходимо создать условия для распространения передового педагогического опыта. Для этого необходимо организовать тематические Фестивали открытых уроков с последующим анализом и самоанализом уроков.
Желательно проводить школьную педагогическую научно-практическую конференции, на которой учителя имеют возможность познакомиться не только с инновациями педагогической науки, но и увидеть их реализацию в практике учителей школы.
3. Одной из наиболее эффективных форм методической работы считается работа школьных методических объединений. (Направлениями работы школьных методических объединений являются организация и проведение диагностических контрольных работ и анализ их результатов, организация внеклассной работы по предметам, учебно-исследовательской работы с обучающимися, подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, подготовка и проведение открытых уроков, их анализ и самоанализ, самообразование учителей, работа над единой методической темой и другие).
Если спланировать работу с учетом выше сказанного - это позволит повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать другие условия для введения и реализации ФГОС в образовательном учреждении, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов.
(слайд 2 Механизмы развития профессиональной компетентности педагога)
Творчество в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования
Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.
Мы, педагоги, как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми. Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях, но и в себе, прежде всего в себе.
«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, нужно ей дать волю развиваться и расцвести»
М. Горький
Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.
Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.
Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:
– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;
– мотивационная готовность педагога;
– информированность о нововведениях;
– материальная база.
Важнейшее из качеств креативного человека – это открытость к новому жизненному опыту. Такой человек готов принимать все то новое, что появляется вокруг, способен к изменению сложившихся представлений, комфортно чувствует себя в ситуациях неопределенности и не испытывает при этом тревоги, смел, любознателен, игрив. Зачастую такие люди внешне напоминают «больших детей». С креативностью слабо совместима излишняя «серьезность», отсутствие спонтанности, желание организовать свою жизнь по раз и навсегда заведенным правилам. Конечно, вышесказанное не отрицает важность организованности жизни, наличия правил и принципов, однако креативный человек при изменении обстоятельств готов к их пересмотру, а не обладающий этим качеством – продолжает жить «по старинке», упорно не замечая происходящих изменений.
Креативный человек сознательно выбирает активную, преобразовательскую жизненную позицию.
Параметры креативности:
- способность к обнаружению и постановке проблем;
- способность к генерированию большого числа идей;
- гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
- оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
- способность решать проблемы, т.е. способности к их синтезу и анализу
Лучший способ воспитывать творчество в учащихся – это самому быть творческой личностью.
(слайд 3 «Задачи педагога в развитии творческого потенциала учащихся)
Поэтому вашему вниманию я предлагаю следующие рекомендации, которые помогут вам в развитии и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.
1. Источники творчества
- изучение опыта коллег,
- чтение научной литературы,
- картотека интересных фактов,
- вопросы учащихся, которые анализируются,
- общение с коллегами, друзьями, учащимися.
2. Условия для творческого развития преподавателя
- нравственно- психологический климат коллектива,
- стимулирование к нестандартным решениям,
- материальная база,
- свобода критики,
- проведение дискуссий,
- влияние личности руководителя,
- наличие свободного времени.
Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал учащегося
- педагогический такт,
- способность к сочувствию,
- сопереживанию,
- артистизм,
- умение ставить неожиданные вопросы,
- создание проблемных ситуаций,
- поощрение учителем детского воображения
4. Формы педагогического творчества
- творческие группы: проблемные, инициативные;
- разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.
Итак:
В качестве результата творческой работы над собой можно представить следующие модели учителя
Модель учителя, развивающего творческую активность учащихся
- Доброжелателен и чуток.
- Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.
- Имеет высокий уровень интеллекта.
- Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.
- Широкий круг интересов и умений.
- Имеет живой и активный характер.
- Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.
- Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
- Имеет творческое мировоззрение.
- Обладает жизнестойкостью.
- Обладает целеустремленностью и настойчивостью.
- Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.
- Эмоциональная стабильность.
- Коммуникабельность.
- Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
(слайд 4 Заключение)
8 заповедей творческой личности.
1. Будь хозяином своей судьбы.
2.Достигни успеха в том, что ты любишь.
3.Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
4.Строй свои отношения с людьми на доверии.
5.Развивай свои творческие способности.
6.Культивируй в себе смелость.
7.Заботься о своём здоровье.
8.Старайся мыслить позитивно.
Итог
Современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции.
Для того, чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности. Критерии успешности учителя Педагогические Уровень обученности наших учеников Уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков. Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию Образование педагогов и повышение квалификации Способность к самоанализу, рефлексии Инновационная деятельность
Психологические Интерес, мотивация Сознательное обучение Взаимоотношение в системе «ученик-учитель» Учёт индивидуальных особенностей ученика.
Личность учителя Эмоциональность Выразительность речи Творческое начало личности. Главные признаки творчества: создание нового или существенное усовершенствование известного оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов, взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание
Уровни творчества педагогов 1. педагоги, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности 2. педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности
Лучший способ воспитывать творчество в учащихся – это самому быть творческой личностью.