Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему" «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».»
«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».
Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется. Посеять в душах благодать. Увы, не каждый раз дается. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека. И мы обязаны творить. Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в жизни молодые. Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться... Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться. (Ф. Тютчев)
Современный образовательный процесс- явление многогранное, отражающие сложности и противоречия в жизни общества, реагирующее
на его запросы. Проблема необходимости овладения педагогом, а далее, как следствие, и обучающимися, исследовательской компетентностью в ходе образовательного процесса обусловлена требованиями современного общества.
Это предполагает готовность выпускника к исследованию, активному участию в инновационных процессах постоянно меняющегося мира и информационного пространства в условиях глобализации.
Наряду с этим, актуальной остается проблема совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали. Перед педагогами ставится цель:
воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа
Смена парадигмы образования в современных условиях проявляется, прежде всего, в ориентации всей системы образования на развитие свободного диалога человека с миром, культурой, с исторической эпохой, на овладение приемами общения на основе творческой самореализации личности.
Это порождает противоречия социально-педагогического характера:
высокий уровень требований к выпускнику как к личности, готовой к сохранению и передаче ценностей духовно-нравственного и культурного наследия своей страны;
владение способами активного познания нового посредством исследования;
готовностью педагогов обеспечить субъектную позицию каждому обучающемуся путем формирования и развития исследовательской компетентности на основе духовного и культурного наследия .
У творчески работающего педагога- творчески развитые дети ( В.О.Сухомлинский)
Педагог не может быть не творческим!
Цель творчества-самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Печально, но ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
И надо жить без самозванства-
Жить так, чтобы в конце концов
Привлечь к себе
любовь пространства,
Услышать будущего зов.
(Б. Пастернак)
Творческий учитель-
«это тот,
кто открывает,
умудряет
и одобряет»
( Н. К. Рерих)
Что такое творческий потенциал и почему его нужно развивать
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Сам термин часто может употребляться как синоним « творческая личность », « одаренная личность ». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самомпроцессе творчества.
Потенциал (от лат - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Потенциал личности - способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Потенциал личности - возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться .
По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».
Готовность определять нестандартные подходы в решении проблем
Эффективное
применение имеющегося
опыта в новых условиях
Способность разработки новых методов, форм, приёмов и их оригинальных сочетаний
Умение видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы
Главные признаки творчества
Создание нового или
существенное
усовершенствование
известного .
Создание нового или
существенное
усовершенствование
известного .
1
1
Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, её результатов.
2
Взаимосвязь творчества и сотворчества
3
Составляющие творческого поиска
Присутствовать на
конференциях, мастер-классах,
обсуждать методические проблемы
Шаг 4
Повышать свою
квалификацию
Шаг 3
Распространять
свой опыт
Шаг 2
Идти в ногу
со временем
Шаг 1
Творчество в условиях нововведений
Изменения
Большое количество изменений, происходящих в жизни общества,
требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим
в обществе изменениям. Для того,
чтобы адекватно на них реагировать,
он должен активизировать свой
творческий потенциал. Этому должно содействовать современное
образование.
Творчество в условиях нововведений предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, т.е. готовность ксамоизменению.
.
Уровни педагогического творчества
1 уровень-Воспроизведение готовых рекомендаций
2 уровень-Оптимизация деятельности на уроке, занятии
3 уровень-Использование творческих возможностей живого общения с учениками
4 уровень-Использование готовых приемов с привнесением личностного начала
Рекомендации преподавателю по развитию творческих способностей
1. Факторы, способствующие развитию творческой активности
система дидактических умений,
анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование,
система стимулирования педагогического труда
2. Источники творчества
изучение опыта коллег,
чтение научной литературы,
картотека интересных фактов,
вопросы учащихся, которые анализируются,
общение с коллегами, друзьями, учащимися.
Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
3.Условия для творческого развития преподавателя
нравственно- психологический климат коллектива,
стимулирование к нестандартным решениям,
материальная база,
свобода критики,
проведение дискуссий,
влияние личности руководителя,
наличие свободного времени.
4. Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал учащегося
педагогический такт,
способность к сочувствию,
сопереживанию,
артистизм,
умение ставит неожиданные вопросы,
создание проблемных ситуаций,
поощрение учителем детского воображения
Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности преподавателя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности. 5.Формы педагогического творчества
творческие группы: проблемные, инициативные;
разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.
«Педагогическое творчество»
и
«педагогическое мастерство»-
одно и то же?
Факторы развития творческого потенциала педагогов: внутренние и внешние
Влияние социально-экономической
среды
Особенности учебного заведения
Потребность педагога
в творческой
деятельности;
2. Мотивация творчества;
3. Самообразование;
4. Духовно-ценностная
сфера его личности;
Система стимулирования
педагогического труда
Коллективная работа над
научно-методической проблемой
Педагогические задачи
трудового коллектива
Чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:
Точность
и дисциплина во
всём
Высокий
общий уровень
развития
Умение
слушать критику
Способность
доводить дело
до конца
Контрольный тест на креативность
Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.
За каждый ответ А поставьте 3 балла, за ответы Б – 2 балла, за ответ В – 1 балл. Подсчитайте полученные баллы. Оцените ваш уровень творческого потенциала.
До 21 балла.
Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
22-45 баллов.
У Вас средне выраженный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть определённые барьеры, тормозящие процесс творчества. Самый опасный из них — страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение — основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность. Во всяком случае, Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете.
46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.
Можно выделить и проанализировать отдельные параметры:
Вопросы 1,6,7 - любознательность Вопросы 2,3,4,5 - вера в себя
и 14 – постоянство
– амбициозность
- зрительная память 11, 12 – слуховая память
13,18 - стремление быть независимым 15, 16 - способность абстрагироваться 17 - степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала
«Заповеди Творческой личности» доктора социальной психологии, профессора Поля Вайнцвайга:
Будь хозяином своей судьбы
Достигни успеха в том, что любишь
Внеси свой вклад в общее дело
Развивай свои творческие способности
Старайся мыслить позитивно
«Чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить тех, кому преподаешь. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком – согрей руки. Так и учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души….»
( В. О. Ключевский)
Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.