kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по всеобщей истории "Причины и начало Первой мировой войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен выяснению причин Первой мировой войны. Используются различные методы и приемы: групповая работа, "6 шляп", заполнение таблицы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по всеобщей истории "Причины и начало Первой мировой войны"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 93 С ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

ГОРОДА МАКЕЕВКИ »















Причины и начало Первой мировой войны

Урок по всеобщей истории

10 класс





Пономарева Т. В. – учитель истории



















2019 г.

Задачи урока:

  • Раскрыть суть противоречий между империалистическими государствами, которые привели к Первой мировой войне

  • Формировать умения  сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи; совершенствовать навыки работы с исторической картой

  • Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.

Ожидаемые результаты

После этого урока учащиеся смогут:

  • Назвать причины Первой мировой войны и повод к ней;

  • Рассказать о планах воюющих сторон;

  • Назвать даты Первой мировой войны;

  • Показать на карте основные противоборствующие стороны.

Оборудование: карта «Первая мировая война», учебник Улунян А.А. История. Всеобщая история. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень / [А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев]; под ред. Чубарьяна А.О. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

1.Беседа:

- Какие основные метрополии существовали в мире к началу XX в.? Назовите их колонии.

 -Определите роль колоний в экономическом развитии монополий.

- Какие европейские страны нуждались в увеличении колониальных владений. Каким способом они могли этого достичь?

- Назовите военно-политические союзы, сформировавшиеся в Европе в начале XX в., и время их образования.

 -Перечислите основные локальные войны рубежа XIX—XX вв. и назовите их цели.

  - К каким последствиям привели Балканские войны?

  -В чем выражалась подготовка к войне европейских держав?

   -Какие стратегические достоинства и недостатки имел Тройственный союз, исходя из географического положения?

     -В чем заключались стратегические достоинства и недостатки положения стран Антанты?

  1. Работа с картой

- Покажите на карте страны Тройственного союза, страны Антанты

  1. Сообщение темы и цели урока

На сегодняшнем уроке вам предстоит узнать:

·         Что явилось поводом к началу первой мировой войны;

·         Причины первой мировой войны;

·         Каковы были цели и планы участников войны.

  1. Изучение новой темы

1.Учитель: Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества.

«Величайшие преступления империализма против человечества»

Убитых 10 000 000 млн. человек

Раненых 20 000 000 млн. человек

Огромные разрушения, страдания сотен миллионов человек.

Ради чего были принесены эти жертвы?

Учитель озвучивает проблемный вопрос урока:

 «Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века?»

  1. Работа в группах

Задание 1 группе: рассмотреть повод к войне и ее начало.

 Объясните слова итальянского историка Альбертини: «Сербский террорист стрелял не только в грудь австрийского принца, он метил в самое сердце Европы».

Задание 2 группе: выявить причины войны.

-Как вы думаете, какие причины начала первой мировой войны можно выделить?

 - Почему между великими державами возникли противоречия?

 - Прокомментируйте высказывание: «Когда не могут договориться дипломаты, начинают «говорить» пушки».

Задание 3 группе: ознакомьтесь с целями  ведущих стран мира накануне войны.

 Германия-----------------------------------------

 Австро-Венгрия-------------------------------

 Россия-------------------------------------------

 Франция--------------------------------------

 Англия-----------------------------------------

 Были ли задачи в войне враждебных блоков (Тройственного союза и Антанты) по своей сути сходными или принципиально различными? Если различны, то в чем именно?

«Кто на ваш взгляд главный виновник войны?»

Физминутка

«Вперед-назад» (если верно-вперед, ошибка-назад)

Россия одержала победу в русско-японской войне

Восстание на броненосце «Потемкин» произошло в 1905 г.

Крупнейшее восстание в Донбассе в годы первой революции произошло в Горловке

«Руки вверх-вниз» (правильно – вверх, неправильно-вниз)

Революция в России началась в 1905 году

Россия входила в Антанту

Россия в Первой мировой войне поддержала Сербию

Решение проблемного задания.

«Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века»

Ответы детей…

  1. Прием «Шесть шляп мышления»

Каждой группе предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Красная шляпа- предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения – какие эмоции вызвало у вас убийство в Сараево принца Франца Фердинанда: сообщение о начале Первой мировой войны

Белая – перечень фактов – перечислите причины Первой мировой войны

Черная- выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление) – к каким изученным на уроке фактам у вас отрицательное отношение?

Зеленая-ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.

Синяя- предполагает общий, философский вывод.

Желтая- продолжите  фразу «Уходя  с  урока,  я  хочу  сказать …

  1. Итоги урока

  2. Задание на дом:

§ 1-читать, стр.26 №2 –заполнить таблицу


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

    Приложение 1

               15(28) июня 1914  г.  В  городе  Сараево  был  убит  наследник  австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд членом конспиративной  группы "Молодая Босния" Г.  Принципом.  Убийство  в  Сараево  послужило  толчком  к началу войны. В скорейшем  развязывании  войны  были  заинтересованы  немцы, желавшие начать военные действия до того, как  будет  реализована  программа реформирования и усиления Русской Армии, которая должна  была  закончится  к 1917 г. Подстрекаемое Берлином  австро-венгерское  правительство  предъявило Сербии ультиматум, оскорблявший ее национальное достоинство и посягавший  на ее  суверенитет.  Австрия  потребовала  предоставления  ей  права   провести расследование по делу убийства на территории  Сербии,  также  в  ультиматуме предусматривалось введение в Сербию ограниченного контингента войск. Ультиматум  совпал  по  времени  с  массовыми  забастовками   питерских рабочих, сопровождавшимися уличными демонстрациями и беспорядками. В  разгар июльских революционных выступлений в Петербург прибыл французский  президент Пуанкаре, чтобы подтолкнуть  Россию  к  войне.  В  беседах  с  царем  и  его министрами он убеждал их быть  "твердыми"  и  не  отступать  перед  угрозами Австро-Венгрии и Германии. По совету России  Сербия  заявила,  что  выполнит все условия ультиматума. Но несмотря на это 15 июля Австрия объявила  Сербии войну.

               После долгих колебаний, под давлением  Совета  министров  и  начальника генерального штаба  Николай  II  согласился  на  объявление  мобилизации.  И 18(31) июля была объявлена  общая  мобилизация  в  России.  В  тот  же  день Германия  потребовала  отменить  мобилизации  и  после  того,  как   царское правительство отказалось выполнить  это  требование,  19  июля  (1  августа)

Германия объявила войну России. Франция, во исполнение своих союзнических обязательств по  отношению  к России, 21 июля так же вступила в  войну.  Италия,  сославшись  на  то,  что войну  объявила  Германия,  а  не  ее  сторонники,   объявила   нейтралитет. Германия, для обходного нападения на Францию, вторглась в  пределы  Бельгии, нарушив ее нейтралитет. Это  дало  Англии  повод  объявить  войну  Германии. Война сразу приобрела общеевропейский характер,  а  вскоре  мировой.  В  нее было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек,  или  ¾ населения земного шара.

 Приложение 2

            Первая мировая война (1914 - 1918 гг.) - одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последст­виям в истории человечества. Причины Первой мировой войны многообразны.
Германия стремилась добиться доминирования в миро­вой политике и расширить свои владения в Европе, Афри­ке, Китае. Австро-Венгрия пыталась отодвинуть распад сво­его многонационального государства и имела территориаль­ные претензии к Сербии, Черногории, Румынии, России. Франции хотелось вернуть утраченные в результате фран­ко-прусской войны 1870 г. Эльзас и Лотарингию, а также захватить Саарский угольный бассейн и Рур. Великобрита­ния желала сокрушить мощь Германской империи, как глав­ного соперника в торговле на море и в колониях, но сохра­нить Германию в качестве соперника России и Франции, а также надеялась отобрать у Турции богатые нефтью зем­ли Месопотамии и Аравийского полуострова. США стара­лись увеличить политическое влияние в Европе, подчинить себе весь американский континент и усилить свое проник­новение в Китай. Россия надеялась остановить надвигаю­щуюся революцию с помощью победоносной войны и хоте­ла включить в состав империи Константинополь, Дарданел­лы и западное побережье Мраморного моря. К тому же на­кануне Первой мировой войны Европа уже была расколота на две группировки противоборствующих держав. В одну ми них, названную Тройственным союзом, входили Гер­мания, Австро-Венгрия и Италия. Во вторую коалицию, именуемую Антантой («сердечное согла­сие»), вошли Велико­британия, Франция и Россия.

Приложение 3

Страна

 

Цели и принципы внешней политики

 

Германия

Стремление к «переделу мира» (захват колоний и сфер влияния).

Цели в войне: выход к Атлантическому океану, захват Прибалтики, Крыма, части Украины и Кавказа.

 

Австро-Венгрия

Стремление утвердиться на Балканском полуострове. Цели в войне: захват Сербии, Северной Италии, установление контроля над Балканским полуостровом.

 

Италия

Стремление присоединить Савойю и Ниццу (Франция) и Южный Тироль (Австро-Венгрия). Колебания, связанные с поиском наиболее выгодных союзников.

Османская империя (Турция)

Сохранение империи, борьба с балканскими странами

Великобритания

Укрепление и расширение колониальной империи, стремление к господству на море.

 

Франция

Стремление вернуть Эльзас и Лотарингию, колониальные интересы (соперничество с Германией)

 Россия

 

 


Стремление захватить проливы Босфор и Дарданеллы, поддержка национально-освободительного  движения балканских народов. Ей обещаны Австрийская Галиция, часть Восточной Пруссии ( в обмен на Польшу), турецкие владения в Закавказье.

 

США

Изоляционизм (неучастие в военных блоках), «доктрина Монро» ( невмешательство европейцев в события в Северной  и Южной Америке), политика «открытых дверей» в Китае.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок по всеобщей истории "Причины и начало Первой мировой войны"

Автор: Пономарева Татьяна Викторовна

Дата: 22.09.2019

Номер свидетельства: 520446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок-презентация. Россия в Первой мировой войне"
    ["seo_title"] => string(47) "urokpriezientatsiiarossiiavpiervoimirovoivoinie"
    ["file_id"] => string(6) "316936"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460212879"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Причины второй мировой войны. "
    ["seo_title"] => string(29) "prichiny-vtoroi-mirovoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "226302"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440175577"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по истории на тему: " Версальско - Вашингтонская конференция" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-istorii-na-tiemu-viersal-sko-vashinghtonskaia-konfierientsiia"
    ["file_id"] => string(6) "160092"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422002366"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Календарно-тематическое планирование  всеобщей истории . 9 кл. "
    ["seo_title"] => string(69) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-vsieobshchiei-istorii-9-kl"
    ["file_id"] => string(6) "119383"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413394779"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно-тематическое планирование всеобщей истории 9 кл"
    ["seo_title"] => string(71) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-vsieobshchiei-istorii-9-kl-1"
    ["file_id"] => string(6) "306629"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458153224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства