2. Актуализация знаний. Мотивационно-целевой. Цель: создание ситуации (проблемы) для постановки темы и цели урока. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. | Прием- «завязка сюжета» Записываем тему урока. Надо определить, что мы сегодня будем на уроке изучать, вы должны сначала разгадать кроссворд. Задания к уроку «Возникновение средневековых……………..» Задание №1. Покупка и продажа произведенного товара. Ручное производство орудий труда, одежды, посуды, оружия, тканей и т.д. Тип хозяйства, в котором вещи производятся не для продажи, а для себя. Господин, владелец земли. Небольшое поселение, основным занятием жителей которого является сельское хозяйство. Проблемный вопрос: Всегда ли существовали города? Были ли города в древности? . Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обращая внимание на выделенные слова, найдите причины возникновения городов, как поселений ремесленников и торговцев. Почему растет население городов? Текст карточки: Часто крестьяне, владевшие каким-либо ремеслом, или мастера-ремесленники, жившие у феодала, уходили от хозяина и селились на местах, удобных для обмена и торговли своими изделиями. На перекрестках дорог, у речных переправ и мостов, около монастырей и военных крепостей возникали новые поселения, куда приходили и крестьяне для продажи своих продуктов и покупки нужных им вещей. Возрождались и города бывшей Римской империи-ремесленники обновляли древние стены, заново строили дома, расчищали рыночные площади. В X-XIII веках сотни новых городов поднимаются над равнинами и холмами Франции, Англии, Германии и других стран Европы. | На основе выполненного задания учащиеся формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока. | Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Предметные результаты: Формулирование темы и цели урока. |
3. Открытие нового знания. Цель: сформировать представление об облике средневековых городов, дать представление о борьбе городов с сеньорами и ее результатах. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов. | На основании содержания текста пункта №2 стр. 135-136 составить кластер «Почему возникают города?» Работа в группах: 1-ая группа – почему возникают города? 2-ая группа - каковы главные итоги борьбы горожан с сеньорами? 3-ая группа – объясните происхождение городов и их названий? 4-ая группа - распределите население средневекового города по группам и определите управление городом. | Высказывают свои предположения, но определяют , что у них не хватает знаний по данной теме, поэтому их необходимо добыть на уроке. Работают с текстом учебника, выделяют главные причины появления городов. Работают в группах с материалом учебника, справочным материалом в приложении учебника. Идет обсуждение. Отчет по группам: 1-ая группа: -воцарение спокойствия в Европе; -отделение ремесла от земледелия; -появление излишков; -рост населения; -успехи в ремесле; -развитие торговли; -улучшение орудий труда и рост урожайности. 2-ая группа: Главные итоги борьбы горожан с сеньорами. Возникали города на земле, которая принадлежала сеньору. Города приносили большие доходы сеньору, поэтому они защищали города от врагов, жаловали привилегии. Но со временем, города, окрепнув, не желали подчиняться произволу сеньоров, и начинал борьбу за свои права. Нередко городам удавалось свергнуть власть сеньоров и обрести самоуправление. Города, освободившиеся от власти сеньора, назывались коммунами (от латинского слова «коммунис» - общий). 1. Сеньор, который хочет подчинить себе город. Я – сеньор этого города. Город Мюнстер стоит на моей земле. 50 лет назад мой дед разрешил ремесленникам и купцам поселиться здесь, под защитой стен нашего замка. За то, что вы живёте в моём городе на моей земле, вы, горожане, должны платить мне оброки, отдавая свои лучшие изделия и часть торговых пошлин за то, что купцы торгуют на рынке в черте города, а ремесленники живут в безопасности под защитой его стен. 2. Купец. Я говорю от имени жителей города Мюнстер. Мы, жители этого города, отказываемся считать себя крепостными. Мы живём и торгуем свободно, платим налоги в королевскую казну и не хотим отдавать свои лучшие изделия человеку, который называет себя нашим сеньором. 3. Ремесленник-оружейник. Мы на свои средства построили вокруг города крепкие и высокие стены, оружейники города ковали оружие и доспехи для городской дружины. Мы можем с оружием в руках отстоять свою свободу. 4. Богатый мастер-ремесленник. Если мы затеем войну с сеньором, городу может быть нанесён большой урон. У сеньора хорошо обученное войско, а у нас – только городская дружина. Много людей может погибнуть, много домов пострадать от пожаров и грабежей. Ремесленники и купцы понесут большие убытки. Лучше заключить мир с сеньором, заплатить ему за нашу свободу выкуп. 5. Сеньор. Хорошо, я согласен отказаться от прав на город за выкуп. Горожане должны к Рождеству собрать 10 000 золотых марок. Это очень большая сумма, но на меньшую я не согласен. 6. Богатый горожанин. Откупившись от сеньора, мы сами станем управлять своим городом и создадим самоуправление, а город станет коммуной. 7. Бедный горожанин. И, конечно же, управление коммуной в свои руки захватят богатые мастера и купцы, а нам, простым ремесленникам, останется только подчиняться воле патрициев. Коммуны – города, освободившиеся от власти сеньоров. Патриции – богатые знатные горожане. 3-ая группа: Начинаются на: Сент-, Сан-, Сен-, Санкт-, -у стен монастыря. Оканчиваются на: -берг – на горе или холме; -бридж или -брюк – у моста; -фурт или –форт – у брода; -бург- крепость; -честер и –кастер – военный лагерь. 4-ая группа: Состав городского населения Городские богачи – купцы, владельцы городских земель и больших домов – управляли городом Цеховые мастера и мелкие торговцы – владельцы мастерских и лавок Городские бедняки – «вечные» подмастерья, нищие, чернорабочие Управление городом 1) 2) «Городской воздух делает свободным» | Регулятивные УУД: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: уметь находить ответы на вопросы в тексте; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, передача и презентация результатов анализа объектов с целью выделения признаков, определение основной и второстепенной информации- проводить синтез(восстановление целого из частей) анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД:-слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; публично защищать свою позицию. |
4. Обобщение, систематизация, применение. Цель: закрепить полученные на уроке знания | Вопрос: что нового внес город в общественную жизнь? Всегда ли существовали города? Были города в древности? Игровой прием «да» - «нет» На вопросы нужно ответить «да» или «нет». Город – это огороженное место Ратуша - это место заседания городского совета? Мэр – это глава города Рынок – это место постоянной торговли? Собор – это главная городская церковь? На улицах средневекового города было электрическое освещение? Улицы средневековых городов были широкими? Посыльные передавали сообщения от одного человека другому по сотовому телефону? Город – это поселение ремесленников и торговцев? Чтобы стать свободным крестьянин должен прожить в городе один год и один день? | Личную свободу, самоуправление, систему законов, равенство всех перед законом. Учащиеся обмениваются своими знаниями. Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Выполняют индивидуально письменно задание. Игровой прием «да»-«нет» На вопросы нужно ответить «да» или «нет». 1.Город – это огороженное место? (да) 2.Ратуша - это место заседания городского совета? (да) 3.Мэр – это глава города (да) 4.Рынок – это место постоянной торговли? (да) 5.Собор – это главная городская церковь? (да) 6.На улицах средневекового города было электрическое освещение? (нет) 7.Улицы средневековых городов были широкими? (нет) 8.Посыльные передавали сообщения от одного человека другому по сотовому телефону? (нет) 9.Город – это поселение ремесленников и торговцев? (да) 10.Чтобы стать свободным крестьянин должен прожить в городе один год и один день? (да) | Познавательные УУД: - контроль и оценка результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения; рефлексия способов условий действий. Коммуникативные УУД: - уметь устно ,графически и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные УУД: -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |