Просмотр содержимого документа
«Средневековая литература и искусство»
5
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Средневековая литература и искусство»
Цели: - ознакомить учащихся с известными произведениями средневековой литературы и памятниками искусства
- подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные произведения этого времени
- продолжить формирование умений анализировать различные виды художественных произведений, делать выводы
Оборудование: компьютер, презентация,
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Исторический диктант.
1. Путешественник, проживший 25 лет в странах Дальнего Востока ( Марко Поло)
2. Обособленная группа людей, которые занимаются определённым общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядку ( корпорация)
3. Преподаватели университета ( профессора)
4. Учащийся, посещающий лекции в университете ( студент)
5.Объединение студентов одной страны в группу ( землячество)
6. Глава университета ( ректор)
7. Объединение преподавателей по предметам факультет)
8. Преподаватели, возглавляемые объединения по предметам ( декан)
9. Словесный поединок ( диспут)
10. Религиозная философия , стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.
11. Автор труда» Сумма богословия» ( Фома Аквинский)
12. Философ-схоласт, который пострадал из-за своей любви к ученице и вынужден был сжечь в костре свою книгу ( Пьер Абеляр)
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2) План:
Рыцарская литература.
Городская литература.
Данте.
Архитектура.
Скульптура.
Живопись.
4. Изучение нового материала:
1) рассказ учителя:
1. Рыцарская литература.
( сл.3) В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. Среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже —горожане. В отличие от жонглеров трубадуры были людьми образованными и не остались безымянными. Известны сотни поэтов, которые жили во второй половине XII—XIII веке; до нас дошло и около 30 имен женщин-поэтесс. ( сл. 4) Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря — смелого, великодушного и справедливого. В стихах воспевались теперь не только верность сеньору, щедрость, благородство — рыцарь должен быть изящным, вежливым, привлекательным. В его воспитание входило не только воинское дело, но и умение петь, танцевать, слагать стихи, играть на музыкальных инструментах, ухаживать за женщинами. ( сл.5) В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже»), в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. Любовь здесь выступает как великое благо, которого достоин тот, у кого отважное, благородное и преданное сердце. В рыцарской поэзии проявился интерес к душевным переживаниям, утверждались духовные и земные радости. Рыцарская поэзия создавалась в основном на родных языках. Поэты заботились о благозвучии и изяществе языка, точности смысла и рифмы. Большое место в рыцарской поэзии заняло прославление войн, боев и походов. ( сл. 6) В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами и миннезингерами (в переводе — певцы любви).
( сл. 7) В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний и историй, например о Троянской войне или походах Александра Македонского. Но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада Трои изображалась как штурм феодального замка. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды — один из самых поэтических сюжетов в мировой литературе. 2. Городская литература.
( сл. 8) В XII веке начался расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы. Их героями чаще всего были ловкий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников — чванливых рыцарей и жадных монахов. ( сл. 9) С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с латинского — бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, которые в XII—XIII веках кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей. К ним прибивались подмастерья и другой бродячий люд. Это был буйный и веселый народ, не гнушавшийся мелким воровством и грубыми шалостями. Они внушали опасение церковным властям и благонамеренным бюргерам. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке. Они прославляли любовь и вино, высмеивали лицемерие, жадность и обман, особенно в среде священников и на папском троне. ( сл. 10) Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вий-6н (XIV век); музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы. 3. Данте.
( сл. 11) Его считают самым великим поэтом Средневековья. Данте Алигери (1265— 1321) родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу.
( сл. 12) В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе. - Данте активно участвовал в политической борьбе в родном городе, принадлежа к группе горожан — противников папы. Но сторонники папы взяли верх, и Данте приговорили к изгнанию из Флоренции. Около 20 лет, до конца жизни, он скитался по городам Италии, много страдал, тосковал по родине и умер в Равенне, где провел последние годы при дворе местного правителя. ( сл.13) В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым концом). Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. У врат ада, расположенного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». В центре южного полушария — огромная гора в виде усеченного конуса, на уступах горы расположено чистилище, а на плоской ее вершине — земной рай. ( сл. 14) В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче.
( сл. 15) В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада — сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап. В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют политические распри. Данте беседует с праведниками в раю и наконец созерцает Богоматерь и Бога. - Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам казалось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный земной мир, с его противоречиями и страстями. Поэма написана на итальянском языке: поэт хотел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.
4. Архитектура.
С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения. ( сл. 16) Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI— XII веков называют романскими (от «Рома» — Рим). Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки — на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи. ( сл. 17) Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому размышлению, к сосредоточенной молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трех или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого — башня, завершавшаяся пирамидой. ( сл. 18) С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков получили позже название готических. ( сл. 19) Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и на соединительные арки. Залы — просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами. ( сл. 20) Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен — все создает впечатление стремительного порыва ввысь. Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нем не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания, представления на религиозные темы, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.
- Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а порой и столетий. В их сооружении участвовало множество мастеров: каменщиков, столяров, скульпторов, стекольщиков, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под руководством архитектора. - Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нем напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и образцом в будни и праздники. 2) работа по учебнику: 5. Скульптура – стр. 224-226
3) рассказ учителя: 6. Живопись.
( сл. 22) Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи — картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид. ( сл. 23) Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей: как люди разного происхождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись. Знаменитые «Большие хроники» описали в картинках всю историю Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В иллюстрациях к немецкой книге любовных песен был представлен рыцарский быт с турнирами, охотами, поклонением Прекрасной Даме. ( сл. 24) Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбург, уроженцами Нидерландов, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой. В сценах, посвященных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точно запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и окрестных замков.
Изображение людей в труде, отдыхе, во взаимоотношениях, в их связях с природой, передача света, использование светотени — таковы были открытия в книжной живописи. Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV—XV веков.