kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средневековая литература и искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с презентацией  по теме "Средневековая литература и искусство"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Средневековая литература и искусство»

5


 Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Средневековая литература и искусство»

Цели: - ознакомить учащихся с известными произведениями средневековой литературы и памятниками искусства

- подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные произведения этого времени

- продолжить формирование умений анализировать различные виды художественных произведений, делать выводы


Оборудование: компьютер, презентация,


Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Исторический диктант.

1. Путешественник, проживший 25 лет в странах Дальнего Востока ( Марко Поло)

2. Обособленная группа людей, которые занимаются определённым общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядку ( корпорация)

3. Преподаватели университета ( профессора)

4. Учащийся, посещающий лекции в университете ( студент)

5.Объединение студентов одной страны в группу ( землячество)

6. Глава университета ( ректор)

7. Объединение преподавателей по предметам факультет)

8. Преподаватели, возглавляемые объединения по предметам ( декан)

9. Словесный поединок ( диспут)

10. Религиозная философия , стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

11. Автор труда» Сумма богословия» ( Фома Аквинский)

12. Философ-схоласт, который пострадал из-за своей любви к ученице и вынужден был сжечь в костре свою книгу ( Пьер Абеляр)


3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 2) План:

  1. Рыцарская литература.

  2. Городская литература.

  3. Данте.

  4. Архитектура.

  5. Скульптура.

  6. Живопись.


4. Изучение нового материала:

1) рассказ учителя:

1. Рыцарская литература.

( сл.3) В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская по­эзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. Среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже —горожане. В отличие от жонглеров тру­бадуры были людьми образованными и не оста­лись безымянными. Известны сотни поэтов, ко­торые жили во второй половине XII—XIII веке; до нас дошло и около 30 имен женщин-поэтесс.
( сл. 4) Воображением поэтов был создан образ иде­ального рыцаря — смелого, великодушного и справедливого. В стихах воспевались теперь не только верность сеньору, щедрость, благород­ство — рыцарь должен быть изящным, вежли­вым, привлекательным. В его воспитание вхо­дило не только воинское дело, но и умение петь, танцевать, слагать стихи, играть на музыкаль­ных инструментах, ухаживать за женщинами.
( сл.5) В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже»), в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. Лю­бовь здесь выступает как великое благо, которо­го достоин тот, у кого отважное, благородное и преданное сердце. В рыцарской поэзии проявил­ся интерес к душевным переживаниям, утверж­дались духовные и земные радости. Рыцарская поэзия создавалась в основном на родных язы­ках. Поэты заботились о благозвучии и изяще­стве языка, точности смысла и рифмы. Большое место в рыцарской поэзии заняло прославление войн, боев и походов.
( сл. 6) В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труве­рами и миннезингерами (в переводе — певцы любви).

( сл. 7) В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний и историй, на­пример о Троянской войне или походах Алек­сандра Македонского. Но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада Трои изображалась как штурм феодального замка. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Рома­ны переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, велика­ны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Популяр­ная тогда легенда о беззаветной любви и го­рестной судьбе Тристана и Изольды — один из самых поэтических сюжетов в мировой литера­туре.
2. Городская литература.

( сл. 8) В XII веке начал­ся расцвет городской литературы. Горожане лю­били короткие рассказы в стихах и басни на бы­товые темы. Их героями чаще всего были лов­кий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников — чванливых рыцарей и жад­ных монахов.
( сл. 9) С городской литературой связаны стихи ва­гантов (в переводе с латинского — бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, кото­рые в XII—XIII веках кочевали по городам и уни­верситетам Европы в поисках новых преподава­телей. К ним прибивались подмастерья и другой бродячий люд. Это был буйный и веселый народ, не гнушавшийся мелким воровством и грубыми шалостями. Они внушали опасение церковным властям и благонамеренным бюргерам. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке. Они про­славляли любовь и вино, высмеивали лицемерие, жадность и обман, особенно в среде священников и на папском троне. ( сл. 10) Наиболее прославился сво­ими стихами французский вагант Франсуа Вий-6н (XIV век); музыку к его произведениям сочи­няют и современные композиторы.
3. Данте.

( сл. 11) Его считают самым великим по­этом Средневековья. Данте Алигери (1265— 1321) родился во Флоренции в старинной дво­рянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астроно­мию, античную литературу.

( сл. 12) В 18 лет он пере­жил любовь к юной Беатриче, впоследствии вы­шедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в малень­кой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе.
- Данте активно участвовал в политической борьбе в родном городе, принадлежа к группе го­рожан — противников папы. Но сторонники папы взяли верх, и Данте приговорили к изгна­нию из Флоренции. Около 20 лет, до конца жиз­ни, он скитался по городам Италии, много стра­дал, тосковал по родине и умер в Равенне, где про­вел последние годы при дворе местного правителя.
( сл.13) В изгнании Данте написал великое произве­дение в стихах, которое назвал «Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым концом). Потомки назвали ее «Бо­жественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведни­ков и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. У врат ада, расположен­ного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». В центре южного полушария — огромная гора в виде усеченного конуса, на уступах горы расположе­но чистилище, а на плоской ее вершине — зем­ной рай.
( сл. 14) В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче.

( сл. 15) В аду 9 кругов: чем тя­желее грехи, тем ниже круг и суровее наказа­ние. В аду Данте поместил кровожадных влас­толюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада — сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте по­местил в ад и своих врагов, в том числе нес­кольких пап. В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют поли­тические распри. Данте беседует с праведни­ками в раю и наконец созерцает Богоматерь и Бога.
- Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам каза­лось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный зем­ной мир, с его противоречиями и страстями. По­эма написана на итальянском языке: поэт хо­тел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.


4. Архитектура.

С XI века в Западной Евро­пе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения.
( сл. 16) Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI— XII веков называют романскими (от «Рома» — Рим). Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очер­тания полукруглой арки — на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мо­щью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежи­щем для населения округи.
( сл. 17) Вместе с тем романский храм исполнен при­зыва к благому размышлению, к сосредоточен­ной молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трех или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид кре­ста, в центре которого — башня, завершавшаяся пирамидой.
( сл. 18) С середины XII века в сво­бодных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, боль­ницы, гостиницы. Главными ук­рашениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков получили позже название готических.
( сл. 19) Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высо­ких колонн, а снаружи на мас­сивные опорные столбы и на со­единительные арки. Залы — просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живопи­сью, резьбой, барельефами.
( сл. 20) Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружев­ной каменной резьбы готические соборы кажут­ся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высо­кие башни колоколен — все создает впечатле­ние стремительного порыва ввысь.
Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нем не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания, представле­ния на религиозные темы, слушали лекции про­фессоров. В огромном нарядном соборе, сре­ди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чув­ства.

- Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фан­тазией их создателей. Соборы строили и укра­шали в течение многих десятилетий, а порой и столетий. В их сооружении участвовало множе­ство мастеров: каменщиков, столяров, скульп­торов, стекольщиков, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединя­лись в артель под руководством архитектора.
- Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нем напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей ме­рой и образцом в будни и праздники.
2) работа по учебнику:
5. Скульптура – стр. 224-226

3) рассказ учителя:
6. Живопись.

( сл. 22) Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огром­ные окна заполняли витражи — картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Через витражи свет про­никал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это при­давало всему нарядный, праздничный вид.
( сл. 23) Большим достижением жи­вописи была книжная мини­атюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей: как люди разного проис­хождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боя­лись. Знаменитые «Большие хроники» описали в картинках всю историю Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В ил­люстрациях к немецкой книге любовных песен был представ­лен рыцарский быт с турнира­ми, охотами, поклонением Пре­красной Даме.
( сл. 24) Самый прославленный обра­зец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тре­мя братьями Лимбург, урожен­цами Нидерландов, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отноше­ние к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой. В сценах, посвящен­ных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точ­но запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и ок­рестных замков.

Изображение людей в труде, отдыхе, во вза­имоотношениях, в их связях с природой, пере­дача света, использование светотени — таковы были открытия в книжной живописи.
Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скан­динавских храмов XIV—XV веков.


5. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 228


6. Домашнее задание:

Параграф 28, вопросы, 8 или 9 - письменно



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Средневековая литература и искусство

Автор: Шевелева Светлана Юрьевна

Дата: 04.12.2024

Номер свидетельства: 660804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Средневекова литература"
    ["seo_title"] => string(23) "srednevekova_literatura"
    ["file_id"] => string(6) "658232"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1729577205"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Культура Западной Европы в раннее Средневековье»"
    ["seo_title"] => string(45) "kultura_zapadnoi_evropy_v_rannee_srednevekove"
    ["file_id"] => string(6) "573551"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613647758"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Культура Западной Европы в раннее Средневековье»"
    ["seo_title"] => string(47) "kultura_zapadnoi_evropy_v_rannee_srednevekove_1"
    ["file_id"] => string(6) "582543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622771960"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Культура Западной Европы в раннее средневековье»"
    ["seo_title"] => string(54) "kul-tura-zapadnoi-ievropy-v-rannieie-sriednieviekov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "280032"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453309341"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация к уроку "Искусство зарубежных стран в н.20 в" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-iskusstvo-zarubiezhnykh-stran-v-n-20-v"
    ["file_id"] => string(6) "139646"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417770305"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства