Тема урока: Искусство зарубежных стран в первой половине 20 века.
Разработал учитель истории
МОУ Байдулинской СОШ
Тереньгульского района
Ульяновской области
Ватина Т.Н.
Цели урока:
- Показать особенности художественной культуры н . 20 века используя сравнение с классическими традициями 15-19 вв.
- Познакомить учащихся с разнообразием художественных направлений в культуре н. 20 в., определившихся под влиянием сложного и противоречивого характера современной эпохи .
На этом уроке приведены творения великих художников различных эпох и стилей от Ренессанса до модернизма
- Рассмотрите приведённые ниже иллюстрации .
- Какие новые тенденции , на ваш взгляд , появились в технике исполнения, в идеях, в композициях, в жанровой структуре произведений художников начала 20 века?
Проблемный вопрос на урок:
Можем ли мы говорить о рождении новой формы культуры?
ПОРТРЕТ
- П. Пикассо « Портрет Амбруаза Валлора» , кубизм н 20 в
- П.Рубенс « Маркиза Бригитта Спиниола Дориа»,классицизм
н. 17 в
ПОРТРЕТ
- Леонардо да Винчи « Мона Лиза», ренессанс, 16 в
- А. Матисс « Женщина в шляпе», фовизм, н 20 в
ПЕЙЗАЖ
- К. Лоррен, « Полдень», классицизм , 17 в
В. Гог « Кипарис», постимпрессионизм, н. 20в.
НАТЮРМОРТ
- А.ван Бейерен « Натюрморт с омаром»,классицизм, н.17в.
- С. Дали " Живой натюрморт",сюрреализм, н 20 в.
Х. Рембранд, « Даная»,барокко, 17 в.
Мифологический сюжет
Г. Климт,« Даная»,20 в
- П.Рубенс «Три грации», классицизм17 в.
- П. Пикассо « Три грации»,кубизм ,н 20 в.
В. Кандинский , « Казаки, 1917г, абстракционизм
Особенности художественной культуры н. 20 в
- Начало 20 века – взлёт новых талантов, новых идей , поисков, открытий.
- Появление новых стилей в искусстве: модернизм и авангард.
- Отказ от классической традиции.
- Создание новой реальности на основе внутренних законов художественной формы.
- Разрушается иллюзия трёхмерного пространства и объёмного предмета.
- Происходит размывание жанровых границ.
Модернизм (от франц. moderne современный), в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн. В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.
Новые направления в искусстве н. 20 века
Модернизм
Авангард
Импрессионизм
Постимпрессионизм
символизм
Сюрреализм
Кубизм
фовизм
Абстрактный экспрессионизм
Импрессионизм
Направление в живописи к. 19- н 20 в ., представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления .
Э.Дега « Прима» , импрессионизм
К. Моне « Снег в Аржантайле»,импрессионизм
О. Ренуар « Жанна Самари», импрессионизм
Натюрморт
- П. Сезанн " Натюрмот с драпировкой» ,импрессионизм, к. 19 в.
- П. Сезанн " Натюрмот с драпировкой» ,импрессионизм, к. 19 в.
Постимпрессионизм
- Постимпрессионизм (Post-Impressionism) , этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм . Художники постимпрессионизма искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства: Сёра, например, изучал проблемы восприятия света и цвета; Сезанна интересовали устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм; Гоген создал так называемый "синтетизм"; а произведения Ван Гога построены на яркой цветовой гамме, выразительном рисунке и свободных композиционных решениях.
- П.Гоген « Таитянский пейзаж» , постимпрессионизм
символизм
- Главным средством художественного познания считался символ . Сочетание реального и таинственного , обращение к мифам поиски мистического откровения , иносказательность определяли эстетику символизма.
« Поцелуй» , символизм
Г. Климт ,« Маковое поле»
Сюрреализм
Авангардное направление в искусстве н 20 .Сюрреалисты обращались к сновидениям, подсознательному .Они придавали абсурдным предметам иллюзию реальности, соединяли живое и неживое , реальное и нереальное.
С. Дали « Лебели в слонах»
Вставка рисунка
Абстрактный экспрессионизм
Для этого направления характерен отказ от изображения реальных предметов и создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета , линий , форм
В. Кандинский, « Композиция № 7»
Вставка рисунка
Кубизм
Авангардное направление в живописи н. 20 в. Представители кубизма изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций .
П.Пикассо « Женщина с цветком», кубизм
- П.Пикассо « Плачущая женщина», кубизм
- П. Пикассо « Девочка на шаре»
Фовизм
Течение во французской живописи н. 20 в Фовизм использует яркие контрастные цвета.
А. Матисс « Площадь в Сен- Тропе»
Вопросы к классу С какими новыми направлениями и стилями в искусстве зарубежных стран начала 20 века вы познакомились? Произведения каких художников вам понравились больше всего?
Выводы
- В н. 20 в появляются различные направления в искусстве, задачами которых становятся не просто отображение реальности , а погружение в таинственный мир сознания человека , постижение тайны мироздания.
- Модернизм и авангард отказываются от классических традиций.
- Предмет изображения в модернизме растворяется и истончается, затем деформируется и становится знаком , в авангарде заменяется чистым элементом формы.
- Цвет замещается чистой краской и впоследствии нехудожественными материалами .
- Форма растворяется , превращается в пластический знак.
- Появляются синтетические жанры .
- Создание новой художественной системы , отражающей сложность и многогранность внутреннего духовного космоса человека .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Литература
- Сороко- Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран, 20- н. 21 века: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений,М.: Просвещение- 2006 г
- Сороко- Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран, 20- н. 21 века: метод пособие для учителя Просвещение- 2006 г
- Торопыгина М.Ю. Портрет в западноевропейской живописи.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование , 2005 .
- СD- диск Эрмитаж, Искусство Зпадной Европы,1998 г
- СD- диск Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства, 2001 г
- Душенко К.В. Мысли и изречения древних с указанием источника, м.: из-во Эксмо, 2006 г.