kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме "Возникновение искусства и религиозных верований"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является четвертым в разделе"Жизнь первобытных людей".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Возникновение искусства и религиозных верований"»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме

«Возникновение искусства и религиозных верований»

учитель истории и обществознания

Дигор Зоя Александровна

МБОУ ООШ Бельговского с.п.

Тип урока – урок изучения нового материала

Цель: сформировать у учащихся представления о появлении искусства и религиозных верований в первобытном обществе.

Задачи:

  1. обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;

  2. Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, анализировать исторические факты

  3. Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: карта мира, презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Родовые общины охотников и собирателей»

  1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.



КАРТОЧКА № 3

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»

Для этого вспомни:

- Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?

- Как изменился животный мир?

- Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

- Что называется родовой общиной?

Сделай вывод.



  1. Решение творческих задач с классом.

Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 229 каменных орудий и свыше 10 тыс.обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик – Таш. (Охота).

Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие – на стоянки людей каменного века? (Первый признак стоянки древнего человека – следы костра, обломки хорошо обработаны каменных орудий (у обезьянолюдей – раколотая галька).)

  1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1.



  1. Переход к изучению новой темы.

- Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религи.

- Что такое религия? Почему она появилась?

4. Изучение новой темы.

План

  1. Причины появления религии.

  2. Появление искусства.

На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.

  1. Рассказ учителя.

- Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животными и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с.20 учебника). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит – душа его встречается с душами других людей….

2. Работа с дополнительной литературой.

….. Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями – гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное….

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен

3.Беседа по вопросам к тексту.

- Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы полуить вещественные памятники, а значит, информацию)

- Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам)

- Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь)

- Так что же называется религией?



Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.

  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.

  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.

  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.

  5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.



  1. Работа над новым понятием.

Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов и поклонение ему).

(Запись делается на доске, учащимися в тетради).

  1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать п.1, параграфа 3 на с.21 учебника Михайловского.

- О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер?

(О зарождении искусства)

  1. Работа в тетрадях.

Искусство – творческое отражение действительности.



5. Закрепление изученного материала.

1) Рабочая тетрадь, задание № 9

2) Каким словом можно заменить следующие выражения:

- Вера в богов и духов - …..(религия)

- Изображения почитаемых богов и духов - ….. (живопись)

- Подарки богам и духам - …..(жертвоприношение)

- Поражение копьями нарисованного животного - …. (колдовской обряд)

- Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ….. (оборотни).

6. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: прочитать параграф 3, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?»























Дополнительный материал

В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Но все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин – «палеолитические Венеры», как их шутя называют. В этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предме, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей – сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный прадокс искусства: отношение к человеку – преимущественно животное, в отношении к зверю – больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания – тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна , например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего

Мира. М., 1989. с.15


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме "Возникновение искусства и религиозных верований"

Автор: Дигор Зоя Александровна

Дата: 06.05.2021

Номер свидетельства: 579867

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок по теме "Возникновение искусства и религиозных верований" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-po-tiemie-vozniknovieniie-iskusstva-i-rielighioznykh-vierovanii"
    ["file_id"] => string(6) "114535"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411556810"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Возникновение искусства и религиозных верований"
    ["seo_title"] => string(49) "vozniknovieniieiskusstvairielighioznykhvierovanii"
    ["file_id"] => string(6) "298144"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456298850"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Календарно - тематическое планирование по истории 5 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istorii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "323987"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282759"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Практико- ориентированный проект "Проблемы экологии языком искусства""
    ["seo_title"] => string(71) "praktiko-oriientirovannyi-proiekt-probliemy-ekologhii-iazykom-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "269734"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450893944"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства