kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории Древнего мира на тему: "Появление неравенства".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории для 5 класса на тему: "Появление неравенства".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Древнего мира на тему: "Появление неравенства".»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 2 г. Котельниково Волгоградской обл.
















Разработка конспекта урока по истории на тему:

«Первые земледельцы и скотоводы. Появление неравенства и знати».

5 класс










Составила: учитель истории и обществознания МКОУ СШ №2 г. Котельниково

Ломакина Елена Ивановна














Котельниково 2011 г.


Цели: сформировать представления у учащихся о причинах появления неравенства среди людей, процессе выделения знати из общины

Задачи:

  • подвести обучающихся к пониманию причин появления неравенства между людьми, обеспечить усвоение понятий «соседская община», «неравенство», «знать»;

  • продолжить формирование умений сравнивать (орудия труда, родовую и соседскую общины), устанавливать причинно-следственные связи, решать исторические задачи.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, знать, вождь, раб.

Используемое оборудование и материалы:

● Медиапроектор

● Презентации Power Point, подготовленная к уроку


Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя, постановка проблемного вопроса

На прошлом уроке мы с вами мысленно перенеслись на воображаемой машине времени на десять тысяч лет назад и оказались в поселке первобытных земледельцев и скотоводов. (Слайд 1).

Как назывался коллектив людей, живущих в этом поселке? (Родовая община).

Что называется родовой общиной?

Прошло примерно 3 тысячи лет. Мы вновь оказались в этом поселке. (Слайд 1).

Что изменилось? (Появилось несколько домов вместо одного, пашня поделена на участки.)

Как вы думаете, кто живет в домах? (Отдельные семьи).

Община теперь состоит из отдельных семей и называется соседской.

Почему пашня поделена на участки неодинаковой величины? (В общине существует неравенство.)

Давайте решим историческую задачу.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?»

(Вывод: в соседской общине выделилась знать).

Тема сегодняшнего урока: Появление неравенства и знати. (Слайд 2).

Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать? (Слайд 3).

На этот вопрос мы должны найти ответ на сегодняшнем уроке.

III. Повторение

Давайте вспомним, чем занимались люди, жившие в родовой общине около 10 тысяч лет назад. (Слайд 4). (Земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, изготовлением глиняной посуды, одежды из ткани).

  1. Из какого занятия возникло земледелие?

  2. Из какого занятия возникло скотоводство?

  3. Назовите три главных орудия труда древнейших земледельцев.

  4. Расскажите, как древнейшие земледельцы обрабатывали землю?

  5. Как появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей?

Вывод: обработка земли была делом нелегким и требовала усилий всего рода.

IV. Изучение нового материала

Шли столетия, развивались ремесла.

Что такое ремесло? (Ремесло – это изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.) (Слайд 6).

Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось но­вое ремесло - обработка металлов. Люди заметили, что некоторые камни имеют необычный желтовато-красный цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а оплавляются, изменяют свою форму. В таких «камнях» можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимают новую форму. Что же это за «камни»? Камни ли это? (Слайд 7).

В чем преимущество металлических орудий труда перед каменными? (Лезвие медного топора острее каменного, им срубали дерево в три раза быстрее. Кроме того, медный топор тяжелее каменного, поэтому глубже проникает в древесину. Медное лезвие, если оно затупилось или испортилось, можно пустить в переплавку, каменный наконечник топора, если он был поврежден, выбрасывается. Однако медь не вытеснила полностью каменные орудия труда, так как медь мягкий металл и редко встречается в природе. Из меди делали мелкие предметы любой формы (рыболовные крючки, иглы, шилья).

Не отвлекаясь на другие виды деятельности, ремесленник за­нимался либо гончарным делом, либо обработкой металла, либо каким-то другим. Так постепенно ремесло отделилось от земледелия и ското­водства. Ремесленник теперь обменивал свои изделия на продукты сельского хозяйства: хлеб, мясо, молоко.

Ремесленники селились в городах, а земледельцы и скотоводы - в деревнях. Так между городом и деревней, сельскохозяйственными работниками и ремесленниками складывается обмен. Такие измене­ния, произошедшие в жизни человеческого общества, назвали разде­лением труда.

Произошли изменения и в земледелии. С чем они связаны, мы узнаем, прочитав §5, п.2 и рассмотрев рис. Задание: сравните мотыгу и плуг.

Каким орудием труда легче было обрабатывать землю?

Ученые провели опыт и установили, что с помощью плуга и лошади можно было разрыхлить участок земли в 50 раз быстрее.

Сделайте вывод: что дало человеку изобретение плуга и появление медных орудий труда?

(Слайд 8).

Работа с учебником. Читаем п.3 параграфа 5.

Задание: сравните родовую и соседскую общину.

Что значит сравнить? Это значит найти общие черты и различия. Вначале найдем различия. (Слайд 9).

Родовая община

Соседская община

Родичи
Сообща жили
Сообща трудились
Общее имущество (орудия труда, скот, урожай).
Земля в общей собственности.
Равенство.

Соседи
Жили семьями
Трудились семьями
Имущество принадлежало отдельной семье (орудия труда, скот, урожай).
Семья владеет своим наделом земли.
Неравенство.

Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим?

(Слайд 10). Совместные работы (например, выкопать пруд), защита от врагов, в общей собственности лес, пастбище, река.

Мы уже выяснили, что в соседской общине появилось неравенство. Что такое неравенство? Неравенство – это появление богатых и бедных людей.

Могло ли неравенство появиться в родовой общине?

Рассказ учителя о появлении неравенства и знати. (Слайд 11).

V. Закрепление

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать? (Слайд 12).

Логическая цепочка:

улучшились орудия труда стало легче обрабатывать землю обильнее стали урожаи появились излишки на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство, выделилась знать. (Слайд 13).

Давайте подведем итог. Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Сегодня на уроке мы узнали о том, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Появление новых орудий труда привело к тому, что каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. На смену родовой общине приходит соседская. В соседской общине появляется неравенство и выделяется знать (вожди и старейшины).

Мы научились сравнивать родовую и соседскую общину, устанавливать причины исторических событий.

VI. Домашнее задание

Параграф 5, пересказать, ответить на вопросы, повторить раздел «Жизнь первобытных людей» по вопросам на стр. 27. (Слайд 14).

VII. Итог урока

Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.























Урок 7. Первые земледельцы и скотоводы. Появление неравенства и знати

Цели: сформировать представления у учащихся о причинах появления неравенства среди людей, процессе выделения знати из общины; развивать умение логически мыслить, работать с текстом учебника.

Основные понятия: соседская община, вождь, знать, царь.

Ход урока.

I. Беседа по домашнему заданию:

1. К каким занятиям пришел homo sapiens более 10 тыс. лет назад?

2. Как называется хозяйство, при котором человек занимает­ся скотоводством и земледелием?

3. Из каких занятий возникло земледелие и скотоводство?

4. Расскажите, какие еще изобретения были сделаны челове­ком?

II. Изучение нового материала.

Учитель: Итак, прядение и ткачество, гончарство, плете­ние - все это разные виды ремесла.

Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось но­вое ремесло - обработка металлов. Люди заметили, что некоторые камни имеют необычный желтовато-красный цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а оплавляются, изменяют свою форму. В таких «камнях» можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимают новую форму. Что же это за «камни»? Камни ли это?

(Учитель выслушивает мнения учащихся.)

Странными «камнями» были красноватые куски самородной меди. Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой ма­териал - металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли.

Задание. Прочитайте 2 абз., п.1, §5 и ответьте на вопросы:

- Какими преимуществами обладают медные орудия труда перед каменными?

- Как выплавляли медный топор?

Учитель: Медь - мягкий металл. Орудие из меди менее твер­дое, нежели заостренный кусок кремня. Несмотря на это, медным то­пором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным. Это стало известно из опыта, проведенного ученым Семеновым. Под его руково­дством были изготовлены точные модели древних топоров - каменного и медного. Выбрали две сосны примерно одинаковой толщины, диа­метром 25 см. Один из помощников ученого взял в руки медный топор, другой - каменный. По часам засекли время, и ... опыт начался. Оба «дровосека» стремились как можно быстрее повалить сосну, однако каменным топором это удалось сделать только за пятнадцать минут, а медным - за пять! Опыт повторяли много раз, и ученый сделал вывод о безусловном превосходстве медного орудия над каменным.

Это объясняется тем, что лезвие медного топора можно сде­лать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину; медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть - это также облегчает обработку дерева.

Кроме того, затупившееся медное острие затачивали заново, а выщербленный кремневый нож или обломившийся каменный нако­нечник копья приходилось выбрасывать. Камень, расколовшийся при обработке не так, как нужно, никуда более не годился, а кусок меди, принявший не ту форму, можно было переплавлять и перековывать заново.

Из меди делали мелкие предметы любой формы (рыболовные крючки, иглы, шилья).

Не отвлекаясь на другие виды деятельности, ремесленник за­нимался либо гончарным делом, либо обработкой металла, либо каким-то другим. Так постепенно ремесло отделилось от земледелия и ското­водства. Ремесленник теперь обменивал свои изделия на продукты сельского хозяйства: хлеб, мясо, молоко.

Ремесленники селились в городах, а земледельцы и скотоводы - в деревнях. Так между городом и деревней, сельскохозяйственными работниками и ремесленниками складывается обмен. Такие измене­ния, произошедшие в жизни человеческого общества, назвали разде­лением труда.

Произошли изменения и в земледелии. С чем они связаны, мы узнаем, прочитав §5, п.2 и рассмотрев рис. на стр.23 (внизу).

Задание: Прочитайте §5 п.2, стр.23-24, ответьте на во­прос:

- Какие изменения произошли в сельскохозяйственных орудиях труда?

- Какое это имело значение в занятиях земледелием?

Учитель: Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Теперь каждая семья могла вести хозяйство самостоятельно, что неизбежно вело к распаду родовых общин. Скот, орудия труда, жилище становятся собственностью отдельной семьи (состоящей из кровных родственников). Старейшина наделяет семьи участками земли. Леса, луга, реки остаются в общем пользовании всего рода. На смену родственным отношениям пришли соседские. Сложи­лась соседская община (схема).

Соседская община - это объединение семей, живших в одной местности и раздельно владеющих своим имуществом, ведущих хозяйство раздельно.

Однако по-прежнему люди продолжали жить общинами, по­тому что в борьбе с природой нередко необходим был совместный труд (осушение болот, вырубка леса и т.д.)

Заполните таблицу:

Родовая община

Соседская община

Общее:

Взаимная помощь и поддержка: выкопать общий пруд, вырубить лес,

осушить болото

Различия:

Общее жилище, орудия труда, скот, пашня, природные угодья

Свой надел (в пользовании), свой скот, отдельное жилище, свои ору­дия труда

Учитель: Неудивительно, что лучшие участки земли, больше скота, добычи в военных походах принадлежали знаменитым членам рода - старейшине, вождю, их приближенным. Для родичей это каза­лось справедливым. Ведь родовые старейшины и вождь - самые опыт­ные и мудрые среди родичей. Но, захватив крупный участок лучшей земли, большее число голов скота, племенной вождь стремился пере­дать свои богатства по наследству сыну. А сын у него, что вполне воз­можно, не обладал способностями, опытом и авторитетом своего отца, но получал и положение в племени, и его имущество.

Члены знатных (знаменитых) семей гордились уже не заслуга­ми перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а, прежде всего тем, что родились в семье ста­рейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знамениты­ми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми.

Им было выгодно убедить своих соплеменников в том, что в жилах знатных течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одно­му рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.

Вывод: улучшение орудий труда, появление излишков ре­зультатов труда, выделение знати привело к возникновению нера­венства и распаду родовых общин.

Домашнее задание: § 5, понятия, вопросы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по истории Древнего мира на тему: "Появление неравенства".

Автор: Ломакина Елена Ивановна

Дата: 30.06.2022

Номер свидетельства: 610859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока и презентация по истории на тему "Появление неравенства и знати""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekturokaipriezientatsiiapoistoriinatiemupoiavlieniienieravienstvaiznati"
    ["file_id"] => string(6) "340126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471714592"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_istorii_v_5_klassie_po_tiemie_vavilonskii_tsar_khammurapi_i_iegh"
    ["file_id"] => string(6) "451011"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516340391"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Современный этап эволюции человека". "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sovriemiennyi-etap-evoliutsii-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "173820"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424027766"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока "Первое путешествие в музыкальный театр." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "145973"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419023760"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Методическая разработка урока "Арабы" "
    ["seo_title"] => string(39) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-araby"
    ["file_id"] => string(6) "196645"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428079661"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства