kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование средневековых городов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по требованиям ФГОС. Изучение новой темы

Просмотр содержимого документа
«Формирование средневековых городов»

Разработка урока истории в 6 классе

Учитель: Носкова Яна Робертовна,

Место работы: МОБУ СОШ д.Дорогино

Тел. 8-927-957-64-38, эл.адрес: noskova.yana1983@yandex.ru


Тема урока: Формирование Средневековых городов.

Учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс.

Цели урока:

  1. Выяснить основные причины возникновения и образования городов;

  2. Продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, выявлять причинно-следственные связи и пользоваться понятийным аппаратом;

  3. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, умение отстаивать свою точку зрения.

Задачи урока:

  1. Показать, что город - это торгово-ремесленный центр;

  2. Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней;

  3. Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов
    с сеньорами;

  4. Создать представление о жизни и быте горожан.

Тип урока: Комбинированный.

Основные понятия и термины: город, ремесло, горожане, мастер, подмастерье, гильдия, ратуша, шедевр, цех.

Оборудование: учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс, мультимедийная презентация «Формирование средневековых городов», Атлас и контурные карты, карточки с заданиями и вопросами.

План урока:

  1. Когда начинается возрождение городов в средневековой Европе?

  2. Каковы причины увеличения численности городов?

  3. В каких местах появляются новые города?

  4. Как устроен средневековый город?

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного ранее материала, проверка домашнего задания

  3. Постановка целей и задач урока

  4. Изучение новой темы

  5. Закрепление изученного материала

  6. Подведение итогов

  7. Рефлексия

  8. Домашнее задание








Ход урока:

1 этап. Организационный момент.

Сдача рапорта дежурным кадетом.


2 этап. Повторение изученного ранее материала, проверка домашнего задания

Учитель: Вспомните, что случилось с городами западной Римской Империи после Великого переселения народов?

Ответы: Большая часть городов была разрушена. Многие города так и не смогли восстановиться до прежних размеров.


3 этап. Постановка цели и задач урока


Учитель: Внимание на экран (СЛАЙД – демонстация иллюстраций средневекового города, городских улиц)


Учитель: Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Дети: Формирование средневекового города. (СЛАЙД – название темы ) – ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДИ

Учитель: Откройте Атлас на стр.5 – карта «Западная Европа в XI-XIII в.» и скажите, много ли городов было в странах Европы в это время? Назовите их.

Ответы: отмечают, что городов очень мало и называют города: Париж во Франции, Прага в Чехии, Кёльн и Регенсбург в Германии, Лондон в Англии, Венеция в Италии.

Учитель: А теперь рассмотрим карту Атласа на стр. 6-7 – «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы (XI-XIV вв.)». Как изменилась карта Европы? Всегда ли в Европе было такое количество городов?

Дети: Нет. Отмечают значительный рост городов.


Учитель: Какие вопросы мы сегодня должны рассмотреть? Как вы думаете? (СЛАЙД – демонстрация плана работы на урок, после самостоятельных размышлений ребят)


- Когда начинается возрождение городов в средневековой Европе?

- Каковы причины увеличения численности городов?

- В каких местах появляются новые города?

- Как устроен средневековый город?


4 этап. Изучение новой темы


Учитель: По данным карты - Когда начинается возрождение городов в средневековье?

Ответ: В 11-12 веках.

Учитель: Исходя из установленного факта о том, что в 11-12 веках происходит резкое увеличение количества городов, какой же вопрос может возникнуть?

Ответ:

1. Почему же люди стремились жить в городе?

2. Чем так могли привлекать людей города?


Предлагаю разделиться на группы – 4 группы. Работа по карточкам. Ваша задача выполнить предложенные задания, используя текст в карточке. На задание дается 2 минуты. Для выполнения задания предлагаю вам самостоятельно распределить обязанности: кто то читает (тихо, не мешая другим группам работать), кто то записывает, кто то отвечает. Обсуждаем все вместе.


1 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, докажите, что до X века при господстве натурального хозяйства была плохо развита торговля.

Текст карточки:

Долгое время Западная Европа жила натуральным хозяйством. Все, что необходимо было для жизни, крестьяне производили своим трудом, выращивали хлеб, но урожаи были низкие – на 1 посеянное зерно получали только 2, хлеба всегда не хватало. Крестьяне сами делали простую посуду из глины, шили одежду, мастерили орудия труда. Только при замках феодалов жили настоящие ремесленники. Большинство людей тогда считали, что выменивать что-то у соседей позорно, нужно все успевать делать самому. У крестьян не было лишнего зерна, молока, мяса, которые можно было бы обменять на ремесленные изделия.


Ожидаемый результат - после обсуждения учащиеся могут сделать примерно такие выводы:

До X века в Европе господствовало натуральное хозяйство, крестьяне сами изготавливали все необходимые для жизни и труда изделия, торговля почти не была развита, так как у крестьян не было излишков продуктов, которые они могли бы обменять.


2 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, покажите, какие изменения в земледелии привели к росту урожайности.

Текст карточки:

До X века земля делилась на два поля – одно распахивалось и засеивалось, а второе отдыхало, на нем росла трава. С X века землю стали делить на три поля (трехполье). Первое (яровое), как и раньше, засеивали весной и собирали урожай к осени, второму давали отдохнуть, третье (озимое) засеивали осенью, чтобы ростки перезимовали под снегом, быстрее поднялись весной и дали еще один урожай в середине лета. Урожаи стали выше.


Планируемый результатпосле обсуждения учащиеся должны сделать примерно такой вывод:

Переход к трёхполью позволил увеличить урожайность. У крестьян появились излишки, которые они могли продать или обменять на изделия ремесленников.


3 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, попробуйте объяснить, почему ремесло отделилось от земледелия?

Текст карточки:

С X в. численность европейцев начинает расти, к XV веку население Европы удвоилось, возможно, из-за прекращения набегов викингов и других варваров или по другим причинам. Распаханных земель уже не хватало, и крестьянским общинам приходилось вырубать леса и расчищать новые участки. На смену легкому плугу, который не мог глубоко вспахать землю, пришел более тяжелый плуг «с отвалом», переворачивающий пласт земли, что повышало ее плодородие. У некоторых крестьян стали появляться излишки продуктов (на 1 посеянное зерно уже получали 3, а то и 6 зёрен). Мастера-ремесленники перестали заниматься выращиванием хлеба, теперь они могут изготовить больше различных изделий и обменять их у своих соседей-крестьян на продукты питания.


Планируемый результат – обсудив текст карточки, учащиеся должны прийти примерно к такому выводу: Появление тяжелого колесного плуга, распашка новых земель позволили увеличить урожайность. Сельские ремесленники перестали заниматься земледелием, они выменивали хлеб и другие продукты у крестьян на сделанные ими изделия. Ремесло отделилось от сельского хозяйства.


4 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обращая внимание на выделенные слова, найдите причины возникновения городов, как поселений ремесленников и торговцев. Почему растет население городов?

Текст карточки:

Часто крестьяне, владевшие каким-либо ремеслом, или мастера-ремесленники, жившие у феодала, уходили от хозяина и селились на местах, удобных для обмена и торговли своими изделиями. На перекрестках дорог, у речных переправ и мостов, около монастырей и военных крепостей возникали новые поселения, куда приходили и крестьяне для продажи своих продуктов и покупки нужных им вещей. Возрождались и города бывшей Римской империи-ремесленники обновляли древние стены, заново строили дома, расчищали рыночные площади. В X-XIII веках сотни новых городов поднимаются над равнинами и холмами Франции, Англии, Германии и других стран Европы.


Планируемый результат - обсудив текст карточки, учащиеся должны прийти примерно к такому выводу: В X-XI веках «ожили» старые и возникли новые города, в которых жили ремесленники и торговцы. Новые города возникали в местах, удобных для обмена и торговли.


Учитель: Итак, какие же мы можем выделить причины возникновения городов? (Слайд- схема причин возникновения городов) – ЗАПИСЫВАЕМ СХЕМУ В ТЕТРАДИ.


Выводы по решению заданий в группах:

К X веку в Европе:

• -прекратились набеги варваров;

• -выросла численность населения;

• -расчищаются новые участки земли;

• -появляются новые способы земледелия (плуг с отвалом, трехполье), благодаря чему растет урожайность;

• -у крестьян появляются излишки продуктов, которые они могут обменять в городе на изделия ремесленников.

• - часть крестьян перестает заниматься земледелием, превращается в ремесленников и переселяется в города. Ремесло отделяется от сельского хозяйства.


Учитель: В тексте учебника на стр. найдите ответ на вопрос «Где возникают города?» (Слайд – схема мест возникновения городов)


Учитель: перед вами лежит листок – черновик с таблицей. Ваша задача, используя карту в учебнике на стр. заполнить второй столбик в строках города возле рек и мостов и города возле гаваней. (Слайд – таблица, приведенная ниже выводится на экран и заполняется с использованием интерактивной доски самими учениками)

Заполнить таблицу:

Место возникновения городов

Город

вокруг монастырей

Мюнстер, Сен- Галлен,

Сен-Дени, Париж

Кельн, Трир

вокруг крепостей

Страсбург, Гамбург,

Аугсбург, Регенсбург

возле рек и мостов

Падерборн, Бремен, Франкфурт, Оксфорд

Цвейбрюккен, Брюгге

возле гаваней

Марсель, Генуя


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд)


Учитель: Используя учебник, предлагаю вам подготовить небольшой рассказ. Работать будем в парах. Предлагаю так же распределить обязанности – кто то тихо читает, кто записывает и отвечает.

  1. Как выглядел средневековый город снаружи

  2. Как город выглядел внутри

  3. Какими были улицы средневекового города?

  4. Какова была особенность жилых домов в городе?

  5. Что вы можете сказать о благоустройстве городов?

  6. Каковы занятия жителей городов?

  7. Каким было внутреннее самоуправление в городах? (цехи, гильдии, налоги)

Ответы:

Город окружен мощными стенами с башнями с целью безопасности и защиты от врагов. (СЛАЙДЫ – иллюстрации внешнего вида городов)

В центре города на площади возвышалось здание ратуши и собора. (СЛАЙДЫ- иллюстрации зданий ратуши и известных соборов )

Места в городе было мало, поэтому улицы были узкими, дома строились вплотную друг к другу. (СЛАЙДЫ – иллюстрации средневековых городских улиц )

Дома были 2-х и 3-х этажные, причем 2-й и 3-й этажи были шире и нависали над 1-м этажом. (СЛАЙДЫ – иллюстрации жилых домов средневековья)

Канализации, освещения в городе не было, улицы были грязными. (СЛАЙДЫ - иллюстрации, демонстрирующие грязные улицы)

Горожане занимались ремеслом и торговлей. (СЛАЙДЫ – иллюстрация с различными занятиями средневекового горожанина)


Создается магистрат, выбирается глава города – мэр

Города обращаются за помощью к королю, подписание хартии

Налоги платятся в казну короля

Право на самоуправление

Крестьяне бегут в города (правило «год и один день»)

Возврат к римским законам


Учитель: Давайте просмотрим видео Средневековые городов, сохранившиеся до наших дней. (СЛАЙД – просмотр фильма с европейскими городами, сохранившимися до наших дней )


Давайте подведем итог (СЛАЙД – таблица, в которой указываются основная информация урока в кратком виде )


5 этап. Закрепление изученного материала

Учитель: Давайте проверим как вы усвоили новый материал. Предлагаю вам разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду. (СЛАЙД – на интерактивной доске сами ребята заполняют кроссворд)

  1. союз купцов, созданный для защиты от грабителей и помощи друг другу (гильдия)

  2. то, что производит ремесленник на продажу (товар)

  3. ученик мастера (подмастерье)

  4. человек, занимающийся обменом монет одного государства на монеты другого государства, а так же дающий деньги в долг под проценты (банкир)

  5. здание городского совета (ратуша)

  6. ежегодно повторяющаяся распродажа товаров (ярмарка)

  7. вид поселения в Средневековье (город)


Учитель: Какой средневековый город был загадан в кроссворде? (СЛАЙД – изображение города )


6 этап. Подведение итогов: (слайды – в виде плана выводятся все выводы, которые были сделаны на уроке)

Учитель: Смогли ли мы ответить на проблемный вопрос нашего урока?

Ответ: Да, В средние века люди стремились жить в городе потому, что города становятся центрами ремесла и торговли. Многие города получают самоуправление и становятся вольными. Жители таких городов могут стать лично свободными.


7 этап. Рефлексия: (СЛАЙД – задание выводится на доске)

Учитель: Закончите одно из предложений

1. Сегодня на уроке мне понравилось…

2. Мне сегодня удалось…

3. До начала урока я думал(а), что…, а сейчас знаю…

4. Мне не понравилось…

5. Настроение в ходе урока у меня…


За работу на уроке выставляются оценки. Пускаю таблицу, в которой вы должны оценить своего соседа по парте. Записываем Имя соседа по парте и оценку.


8 этап. Домашнее задание: доделать таблицу, в контурной карте отметить все города средневековья


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Формирование средневековых городов

Автор: Носкова Яна Робертовна

Дата: 18.07.2018

Номер свидетельства: 475113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Формирование средневековых городов. торговля и ростовщичество."
    ["seo_title"] => string(73) "formirovaniie_sriednieviekovykh_ghorodov_torghovlia_i_rostovshchichiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "398055"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488770417"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Методическая разработка урока "Формирование средневековых городов" "
    ["seo_title"] => string(74) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-formirovaniie-sriednieviekovykh-ghorodov"
    ["file_id"] => string(6) "247182"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446500901"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»"
    ["seo_title"] => string(105) "plan-konspiekt-uroka-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-vozniknovieniie-i-rastsviet-sriednieviekovykh-ghorodov"
    ["file_id"] => string(6) "249370"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446891066"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)  Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)"
    ["seo_title"] => string(111) "sriednieviekovyie-ghoroda-kazakhstana-x-nachalo-xiii-vv-sriednieviekovyie-ghoroda-kazakhstana-x-nachalo-xiii-vv"
    ["file_id"] => string(6) "283183"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453801807"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Возникновение средневековых  городов в Европе "
    ["seo_title"] => string(53) "vozniknovieniie-sriednieviekovykh-ghorodov-v-ievropie"
    ["file_id"] => string(6) "216666"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433093728"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства