Просмотр содержимого документа
«Учебные задания по истории 5 класс»
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ 5 КЛАСС
ЦЕННОСТНО – СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ
Тема. В афинских школах и гимнасиях. №1
Задание:
Аристотель писал: «Одни орудия труда являются одушевлёнными, другие – неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».
Иные взгляды на природу человека высказывал Антифонт: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».
- С кем из учёных ты согласен?
- Приведи аргументы против другой точки зрения.
- А может у тебя есть своя точка зрения, отличная от учёных.
- Сформулируйте эту точку зрения и приведите аргументы в её пользу.
ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ И РЕФЛЕКСИЯ
Тема. "Герои и боги Древней Греции" №1
По истории
Выполни задание по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочти задание
2. Ты умеешь решать кроссворды?
3. Прочти вопросы кроссворда.
4. Если ты знаешь ответы на вопросы – приступай к выполнению задания,
если нет, то сначала повтори § 25-28, с. 125-134.
5. Сравни свой результат с эталоном.
6. Оцени свою работу (используя критерии оценивания к данному заданию)
7. Объясни причины своего успеха / неудачи.
Задание: Реши кроссворд по теме «герои и боги Древней Греции»
По горизонтали:
1. Одноглазые мифические существа в древнегреческой мифологии
5. В греческой мифологии — супруга Одиссея
8. По греческому мифу - чудовище с телом человека и головой быка
9. В древнегреческой мифологии - сын афинского царя Эгея
По вертикали:
2. Царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы и отец Телемаха,
прославившийся как участник Троянской войны, умный и изворотливый
оратор. Один из ключевых персонажей «Илиады», главный герой поэмы
«Одиссея», повествующей о долгих годах скитаний
3. В древнеримской мифологии - бог морей и потоков. Один из древнейших
римских богов
4. Бог морей
6. Богиня красоты и любви
7. Бог неба, грома и молний, ведающий всем миром
8. Мифический царь Крита
9. Древнее укреплённое поселение в Малой Азии, у побережья Эгейского
моря, недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Это город, воспетый в
поэме «Илиада», автором которой считается Гомер
Критерии оценивания:
да
нет
Ты ответил правильно на все вопросы?
Ты грамотно написал все слова?
Ты аккуратно оформил кроссворд?
Ты сверил(а) ответ с эталоном?
Можешь объяснить почему ты смог(ла)/не смог(ла) выполнить задание?
Ключ к кроссворду:
Тема. История Древнего мира №2
Выполни задание по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочти задание
2. Прочти вопросы кроссворда.
3. Если ты знаешь ответы на вопросы – приступай к выполнению задания,
если нет, то сначала повтори § 12, с. 99.
4. Сравни свой результат с эталоном.
5. Оцени свою работу (используя критерии оценивания к данному заданию)
6. Объясни причины своего успеха / неудачи.
Задание: Реши кроссворд по теме «История Древнего мира»
По горизонтали
1. Чужеземец у древних греков и римлян
4. Первый в мире космонавт
6. В какое море впадает река Нил
7. На этой территории возникло Христианство
8. Кто занимался созданием гербов в рыцарские времена
10. Кто из греческих ученых был воспитателем А. Македонского
11. Наибольшие завоевания Древнего Египта связаны с именем какого
фараона
14. Кто стал первым домашним животным
15. Богиня правосудия и порядка
По вертикали
2. Река, которую перешел Юлий Цезарь
3. Потомки древнейших жителей Рима так называли себя
5. Наука, которая изучает жизнь людей в древности по сохранившимся
вещественным памятникам
9. Русский первопечатник, основатель книгопечатанья в России
12. Оттуда родом был Спартак
13. Пиратский корабль
Критерии оценивания:
да
нет
Ты ответил(а) правильно на все вопросы?
Ты грамотно написал(а) все слова?
Ты аккуратно оформил(а) кроссворд?
Ты сверил(а) ответ с эталоном?
Можешь объяснить почему ты смог(ла)/не смог(ла) выполнить задание?
(ключ к кроссворду)
Тема. "Древний Рим"
Выполни задание по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочти задание
2. Ты умеешь решать кроссворды?
3. Прочти вопросы кроссворда.
4. Если ты знаешь ответы на вопросы – приступай к выполнению задания, а если нет, то повтори §44-55.
5. Сравни свой результат с эталоном.
6. Оцени свою работу (используя критерии оценивания к данному заданию)
7. Объясни причины своего успеха / неудачи.
Задание: Реши кроссворд по теме «Древнейший Рим»
По горизонтали 3. Кто перешел Рубикон 4. Двуличный, завистливый, любитель развлечений, он отдал приказ казнить полководца, спасшего Рим от разграбления 5. Самые опытные и испытанные бойцы в легионе 6. Римский философ, учитель Нерона 8. Война с большими потерями 10. Римская знать, которой принадлежала власть в Риме 11. Племя, которое жило в нижнем течении Тибра 15. Кому принадлежала высшая власть 17. Коренные жители Рима 19. Член высшего законодательного органа 21. Муж Клеопатры
По вертикали 1. Главный бог у римлян 2. Вторая линия в легионе 4. Народность населявшая северо-восток от Римской империи 5. Самый богатый из греческих городов 6. Вандал по происхождению, выдающийся полководец, он был казнен по ложному обвинению в измене 7. Легкая пехота, шедшая впереди легиона 9. Общественное дело в переводе с латинского 12. Должностное лицо, выбираемое плебеями 13. Собрание мужчин - патрициев 14. Богатый покровитель искусства 16. Тога белого цвета 18. Что состояло, из двух центурий и насчитывал 200 воин. Как это называется 19. Кто возглавил самое большое за всю историю Рима восстание рабов 20. Первый царь Рима
Критерии оценивания:
да
нет
Ты ответил(а) правильно на все вопросы?
Ты грамотно написал(а) все слова?
Ты аккуратно оформил(а) кроссворд?
Ты сверил(а) ответ с эталоном?
Можешь объяснить почему ты смог(ла)/не смог(ла) выполнить задание?
Ключ к кроссворду «Древний Рим»
Тема. " Олимпийские игры"
Выполни задание по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочти задание
2. Ты умеешь решать кроссворды?
3. Прочти вопросы кроссворда.
4. Если ты знаешь ответы на вопросы – приступай к выполнению задания,
а если нет, то повтори §33.
5. Сравни свой результат с эталоном.
6. Оцени свою работу, используя критерии оценивания к данному заданию.
7. Объясни причины своего успеха / неудачи.
Задание: реши кроссворд по теме "Олимпийские игры"
По горизонтали
3. Последнее пятое состязание в пятиборье
4. Какой бог был покровителем атлетов
6. Место прохождения гонок в Олимпии
9. Из ветвей какого дерева делали венок победителям Олимпийских игр
10. Один из прославленных борцов на Олимпийских играх
11. На каком виде транспорта проходили гонки в Олимпии
13. Знаменитый бегун и кулачный боец в Олимпии
15. С каким предметом стоял судья на старте Олимпийских игр
По вертикали
1. Что кричали победителю соревнований: …… победителю!
2. Самый известный атлет, который одной рукой удерживал колесницу
с лошадьми
5. Место, на котором проходило основное количество состязаний
7. Главное состязание Олимпийских игр, начинаемое с бега
8. Город, в который приезжали все спортсмены в древнем мире раз в 4 года
12. Какому богу посвящали Олимпийские игры
14. Участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач
Ключ к кроссворду «Олимпийские игры»
САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Тема проекта. Презентация «Гражданские войны в Риме» №2
Алгоритм выполнения задания:
1. Наметь план работы
2. Выполни задание в течение недели
3. Отслеживай продвижение работы, заполняя таблицу:
Намечен
план работы
Сбор
материала
для проекта
Отбор
материала
Оформление
проекта
4. Представь свою документацию по данному проекту и готовое изделие
5. Защити свою работу:
* назови цель и задачи твоего проекта
* для чего и зачем ты её выполнял(а)
* оцени свою работу, и деятельность по выполнению проекта
ФИО
Критерии оценивания документации
Порядок содержания -1б
Эстетический вид - 2б
Размер шрифта -1б
Полнота содержания - 2б
Практическая направленность - 1б
Критерии оценивания изделия
Оригинальность конструкции -1б
Соответствие изделия проекту - 1б
Внешний вид -1б
Качество изделия -1б
Защита творческого проекта
Культура речи - 1б
Количество слайдов - 1б
Регламент -2б
Тема проекта. Буклет «Древний Египет» №1
Алгоритм выполнения задания:
1. Объединитесь в группу (3-4 человека)
2. Наметьте план работы.
3. Распределите обязанности
4. Выполните задание в течение недели
5. Отслеживайте продвижение работы, заполняя таблицу:
Намечен
план работы
Распределены
обязанности
в группе
Сбор материала
для проекта
Отбор
материала
Оформление
проекта
6. Представьте результат работы в классе
7. Оцени свою работу и деятельность по выполнению проекта
Критерии оценки
Оцениваю себя сам
Оценка товарища
1.Активно работал в
группе
2. Выполнял свои
обязанности
3. Соблюдал культуру
общения
+ + у меня всё
получилось
-+ были затруднения,
но я справился
- у меня не
получилось
работать в группе
++ у тебя всё
получилось
-+ у тебя возникли
затруднения,
но ты справился
- у тебя не
получилось
работать в
группе
4.Оценка работы группы
Мы работали слаженно
и у нас всё получилось
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя
СОТРУДНИЧЕСТВО
Тема. Военные походы фараонов. №1
Задание:
Выполните работу в группе по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочитайте текст §9, п. 3, с. 48-49.
2. Рассмотрите карту в учебнике с. 47.
3. Распределите обязанности (роли) в группе.
4. Определите, какие страны и почему завоевали фараоны Египта.
5. Запишите данные в таблицу:
Страна
Причина завоевания страны
6. Оцените совместную работу группы.
7. Аргументируйте свою оценку.
Оценка работы группы
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя
Тема. Религия древних египтян.
Задание:
Выполните работу в группе по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочитайте текст §10, п. 2, с. 52 - 53.
2. Рассмотрите таблицу на карточке.
3. Распределите обязанности (роли) в группе.
4. Определите имена богов, и какие явления природы они олицетворяли.
5. Запишите данные в таблицу:
Имена богов
Какие явления природы они олицетворяли
6. Оцените совместную работу группы.
7. Аргументируйте свою оценку.
Оценка работы группы
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно
У нас были затруднения, но мы справились с помощью учителя
Тема. Древнее Двуречье.
Задание:
Выполните работу в группе по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль
1. Прочитайте текст §13, с. 65 - 68.
2. Рассмотрите карточку с заданием.
3. Распределите обязанности (роли) в группе.
4. Подготовьте ответы на вопросы, данные в карточке.
5. Запишите данные в таблицу:
Вопросы
Ответы
1. Определите местоположение Двуречья.
2. Древний народ, создавший первые
государства в Двуречье.
3. Самые крупные города Двуречья.
4. Боги Двуречья.
5. Письменность Двуречья.
6. Оцените совместную работу группы.
7. Аргументируйте свою оценку.
Оценка работы группы
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя
КОММУНИКАЦИЯ
Тема. Древний Египет. №1
Задание: Объясни соседу по парте, что такое шадуф.
Выполни задание по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочитай текст п. 2, с. 38-39.
2. Подготовь устное сообщение по заданной теме с опорой на рисунки.
3. Объясни соседу по парте, что такое шадуф. 4. Напишите совместно значение слова шадуф.
5. Оцените свою работу согласно критериям.
6. Аргументируйте свою оценку.
Критерии
да
нет
Культура речи
Термин объяснен понятно
Объяснение дано с опорой на рисунок
Грамотно записан термин
Правильно записано значение термина
Тема. Письменность и знания древних египтян №2
Задание: Объясни соседу по парте, что означает слово иероглиф.
Выполни задание по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочитай текст §12, п. 1, с. 61 - 63.
2. Подготовь устное сообщение по заданной теме с опорой на рисунки.
3. Объясни соседу по парте, что такое иероглиф. 4. Напишите совместно значение слова иероглиф.
Выполни задание по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочитай текст §13, п. 3, с. 65 - 68. 2. Заполни таблицу:
1. Междуречье иначе называется Двуречье
2. Двери у бедняков были деревянные
3. Ур и Урук это название рек
4. Бога солнца звали Шамаш
5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми
6. Религия жителей Двуречья - язычество
7. Клинопись - это узоры на посуде
8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства
9. Знак письменности Двуречья – иероглиф
10. Разливы рек проходили бурно
11. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры
12. Эа – бог Луны
13. Во главе школы стоял человек, которого именовали «отцом школы»
14. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших глиняных кирпичей
15. Число 60 учёные жрецы считали священным
3. Сравни свои ответы с эталоном. 4. Оцени свою работу по предложенной шкале и нарисуй себя на соответствующей ступеньке
Критерии для самооценки:
1б. – 3б. – первая ступенька
4б. – 6б. – вторая ступенька
7б. – 9б. – третья ступенька
10б. – 12б. – четвёртая ступенька
13б. – 15б. – пятая ступенька
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Тема. Древнейшие люди. №1
Задание.
Представь, что ты задремал на уроке. Приснилась тебе Африка более 2 млн. лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал твой сон на самом интересном месте. Какие исторические ошибки содержит твой сон?
Тема. Рабство в Древнем Риме. №3
Задание. Представьте себе, что ты оказался на рыночной площади Рима. Чем здесь только не торгуют… масло и рыба, зерно и ювелирные украшения, а это кто? Перед тобой открывается ужасная картина – истощенные люди с ошейниками на шее, в оборванной одежде. Это рабы. Ими торгуют, словно неживым товаром. На рабах висят таблички – 200 денариев, 500 денариев. Такую стоимость дали людям работорговцы. На рабе цепи, ошейник, он просит отпустить его на свободу. Но его хозяин не умолим. Как они оказались в таком ужасном положении? Чем бы ты мог помочь этим людям?
А в настоящее время существует торговля людьми? Как ты к этому относишься?
Тема. Финикийские мореплаватели. №3
Задание.
Первый алфавит придумали финикийцы. В нём были только согласные буквы. Это создавало трудности при чтении. Представь себе, что ты написал, подобно финикийцам, без гласных заповеди, данные Богом Моисею.
н крст ____________________________________________________________
н лгт _____________________________________________________
н бвт члвк _________________________________________________
Представь себе, что ты оказался участником одной из войн спартанцев. В этой войне спартанцам было предсказано, что они победят, если афинянин возглавит их войско. Но афиняне в насмешку прислали не полководца, а хромого школьного учителя Тиртея. Спартанцы сначала подвергли его издевкам. Однако Тиртей был поэтом, его пламенные песни подняли дух воинов, и спартанцы победили. С песнями Тиртея спартанцы шли в бой. В своих стихах поэт воспевал преданность родине воина:
Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,
Грудью удары встречать, в сече души не щадя.
Смело, друзья! Все вместе в отважном бою оставайтесь!
Бегства презрите почин, страх да пребудет вдали!
- Как ты думаешь, почему спартанцы победили, несмотря на то, что их предводитель был не опытный воин-полководец, а школьный учитель?
- Какие примеры героизма и мужества, относящиеся к истории современного общества, ты знаешь?
Тема. Повторение.
Задание.
Представь себе, что ты оказался в Афинском государстве. Афиняне рассказали тебе о жизни в Афинах.
Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа.
Бедность или низкое общественное положение не мешает у нас человеку занять почетную должность, если он способен принести пользу государству.
Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от бедности трудом.
Мы не питаем неприязни к соседу, не возмущаемся им, если он поступает так, как ему нравится. Мы проявляем терпимость.
Мы всем разрешаем посещать наш город и осматривать его.
Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с легкостью проявить свою личность.
- Как ты думаешь, нравилось ли грекам жить в Афинском государстве?
Приведи примеры из текста и аргументируй ответ.
- Какие правила, существовавшие в Афинском государстве, используются и в
современном обществе?
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
Тема. Государство на берегах Нила.
Задание. Впечатайте недостающие в тексте слова.
Алгоритм работы:
1) Найдите на рабочем столе документ «Государство на берегах Нила».
2) Откройте документ «Государство на берегах Нила».
3) Впечатайте недостающие в тексте слова.
4) Закройте документ, нажав кнопку .
5) Сохраните изменения, в документе нажав кнопку «Да».
Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земляных насыпей, необходимых для ____________ полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений ______________________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота – платили ____________________.
Тема. Рим от его возникновения до установления господства
над Италией. №2
Задание. Соотнесите даты и события.
Алгоритм работы:
1) Найдите на рабочем столе презентацию №1.
2) Откройте презентацию №1 .
3) Соотнесите даты и события, путём перемещения соответствующих