Тема раздела | Тема 3. Древние цивилизации Азии (7–8 ч.) |
Тема урока | «Железное» царство Ассирии. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Цели урока | Определить историческое, географическое, культурное место Ассирии в Древнем мире. Научить критично оценивать достижения человечества с разных позиций. |
Основное содержание урока, термины и понятия | Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Держава, Ассирия, «железный век», конница, кожаный мешок, осадная башня, библиотека |
Планируемый результат |
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
Проявлять интерес к истории, желание сформировать систему событий, понятий и дат. Осознавать потребность выстраивать свое учебное и внеучебное время на уроке и при подготовке к следующему уроку. Давать нравственную оценку отношениям между людьми. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции Аргументированно оценивать поступки опираясь на общечеловеческие ценности | Познавательные умения Находить в учебнике достоверную информацию Владеть смысловым чтением Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логические рассуждения устанавливать причинно-следственные связи Размышлять и делать оценочные суждения Представлять информацию в разных формах. | Регулятивные Определять цель, проблему в учебной деятельности Выдвигать версии, средства достижения цели Планировать деятельность на уроке Рациональное выполнение заданий Оценивать степень и способы достижения цели Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Планировать свою деятельность при подготовке к следующему уроку. -
| Коммуникативные Излагать своё мнение Строить понятные для партнера высказывания. Учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Различать в речи другого мнения, доказательства, факты Создавать устные и письменные тексты Организовывать работу в паре, группе Адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания, приходить к общему решению. Работать с средствами ИКТ | Давать определение терминам: держава, Ассирия, конница, «железный век», кожаный мешок, осадная башня, библиотека Указывать хронологические рамки событий. Характеризовать деятельность исторических личностей, обосновывать свое мнение. Уметь заполнять схемы и их объяснять Уметь находить и показывать на карте исторические объекты. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Музыка Отрывок произведения «Гимн Российской Федерации» Литература Раздел «Жанры фольклора» Обществознание Разделы «Духовная культура», «Политика и право» Естествознание номенклатура географических названий | Информационный материал: Учебник для 5 класса «Всеобщая история. История Древнего мира» Д.Д.Данилова, Е.В.Сизовой, А.В.Кузнецова, С.С. Кузнецовой, А.А.Николаевой. Издательство «Баласс» 2012 г. Интерактивный материал: ватман, фломастеры, картинки, клей | Фронтальная Индивидуальная – (*) Парная – (**) Групповая – (***) |
Ход урока |
I этап. Создание проблемной ситуации (7 мин) |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
Стимулировать интерес к изучаемому периоду Высказывать аргументировано свое мнение Формулировать понятийные высказывания в рамках учебного занятия | На доске слайд №1 "Россия - священная наша держава Россия - любимая наша страна. Могучая воля - великая слава Твоё достоянье на все времена." (*) В чем заключается смысл этого отрывка? Раскройте понятие «Держава» Как вы понимаете смысл высказывания русского философа? «Вред или польза предмета зависит от способа его употребления» Козьма Прутков (*) Приведите собственные примеры к этому высказыванию. (*) Прочитайте начало параграфа, сравните мнение Антошки и факты, приведённые Археологом, в чём противоречие? Попробуем это выяснить. | Личностные умения Проявить интерес к истории Вырабатывать свои мировоззренческие позиции Познавательные умения Владеть смысловым чтением Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения Определять понятия Регулятивные Коммуникативные Излагать своё мнение, аргументируя его |
II этап. Актуализация знаний и планирование деятельности (7 мин) |
Цели деятельности | Учебные задания | Планируемые результаты |
Сформировать: Временное и географическое пространство Древнего мира Закрепить: Научить: | Задание 1 На доске слайд № 2. Если бы мы с вами сегодня писали хронику Древнего мира, какие даты мы бы туда вписали? Задание 2 . На доске слайд № 2. Разместите даты на линии времени. (*) Задание 3. На доске слайд № 2 Хроники известны красивыми рисунками. Придумайте символы каждому событию и нарисуйте их схематично над каждой датой. (**) Итак, наша хроника готова, но остались неподписанными еще несколько иллюстраций. Где вы можете взять недостающую информацию? (*) Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы Что нам необходимо сделать, чтобы определить почему открытие железа стало причиной расцвета и гибели Ассирийской державы? | Личностные умения: Предметные умения: Давать определение терминам, характеризующим Древний мир. Указывать хронологические рамки отдельных событий. Уметь работать с лентой времени Регулятивные умения: |
III этап. Поиск решения проблемы и открытие нового знания (15 мин) |
Цели деятельности | Учебные задания | Планируемые результаты |
Сформировать: Научить: представлять результаты своей деятельности выполнять задание и проверять его согласовывать различные мнения при выполнении задания | Работа с текстом учебника. (***)Продуктивное задание. Как ты думаешь, почему ассирийцы именно так решили использовать железо? К каким последствиям это привело? Сделай вывод по проблеме урока. Прочитайте и объясните своими словами, что необходимо сделать, чтобы решить проблему. Найдите и преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ по заданию Составьте и дайте полный ответ по проблеме урока | Личностные Осознавать потребность выстраивать свое учебное и внеучебное время на уроке и при подготовке к следующему уроку. Давать нравственную оценку отношениям между людьми. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции Аргументированно оценивать поступки опираясь на общечеловеческие ценности Находить в учебнике достоверную информацию Владеть смысловым чтением Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логические рассуждения устанавливать причинно-следственные связи Размышлять и делать оценочные суждения Регулятивные Выдвигать версии, средства достижения цели Планировать деятельность на уроке Рациональное выполнение заданий Оценивать степень и способы достижения цели Коммуникативные Создавать устные и письменные тексты Организовывать работу в паре Адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания, приходить к общему решению. |
IV этап. Применение нового знания (10 мин) |
Цели деятельности | Учебные задания | Планируемые результаты |
Создать условия для самостоятельного применения нового знания в новой ситуации | (**)Используя текст параграфа и используя ваши выводы создайте с помощью знаков, символов, рисунков общую картину развития Ассирийской державы. Презентация полученных опор. | Личностные Проявлять интерес к истории, желание сформировать систему событий, понятий и дат. Осознавать потребность выстраивать свое учебное и внеучебное время на уроке и при подготовке к следующему уроку. Давать нравственную оценку отношениям между людьми. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции Познавательные Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логические рассуждения устанавливать причинно-следственные связи Представлять информацию в разных формах. Коммуникативные Учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Организовывать работу в паре Адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания, приходить к общему решению. Регулятивные Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания Предметные |
V этап. Рефлексия (6мин) |
Цели деятельности | Учебные задания | Планируемые результаты |
Способствовать рефлекторной деятельности | С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Чего вам не хватало для решения проблемы урока? Какие выводы можно сделать по сегодняшней теме, почему же почему открытие железа стало причиной и расцвета и гибели Ассирийской державы? Пригодится ли вам это в жизни? | Личностные умения: Давать нравственную оценку отношениям между людьми. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции Аргументированно оценивать поступки опираясь на общечеловеческие ценности Регулятивные умения |
Учить ставить цель самообразования и способов её достижения | Как вы думаете о чём пойдёт речь в следующем параграфе «Евреи – народ Библии»? Проверьте свои предположения прочитав параграф 15 и ответив на вопросы перед ним. | Личностные умения: Регулятивные умения Планировать свою деятельность при подготовке к следующему уроку |