Просмотр содержимого документа
«Эпоха Средневековья»
Доклад по предмету: История Средних веков
На тему : Церковная инвеститура в средневековой Европе
Подготовила:
Зверева Анастасия Владимировна
Группа:ИИ-117
Введение
Цель исследования : изучить понятие инвеституры, а именно церковной, основываясь на имеющихся источниках, прежде всего «Диктат папы» Григория VII,а также Вормсский конкордат 1122 года.
Задачи:
Раскрыть понятие инвеституры.
Рассмотреть историю инвеституры.
Проследить хронологию событий.
Актуальность: Данная тема является наиболее важной для дальнейшего изучения истории и помогает нам раскрыть важную проблему того времени-борьба церковной и светской власти.
Источники
«Диктат папы» -документ, составленный Григорием VII в 1075 году.
Диктат папы-документ, составленный Григорием VII в 1075 году, где он указал основные положения папы.
Диктат состоит из 27 положений. Григорий VII в своем диктате считал, что только Римский епископ по праву зовется вселенским, он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинтва, ничего не делается без его ведома и др. Григорий возвышал церковную власть над светской. И именно этот диктат стал поводом для борьбы меду церковной и светской властью.
Вормсский конкордат 1122 года-соглашение между папой римским Калликстом II и германским королем Генрихом V.
Вормсский конкордат 1122 года-соглашение между папой римским Калликстом II и германским королем Генрихом V. Представляет собой грамоту папы и грамоту короля. Вормсский конкордат явился итогом борьбы за инвеституру, начатую еще Григорием VII и Генрихом IV,где обе стороны даровали друг другу истинный мир. По условиям данного соглашения, после избрания епископа и аббата следовала двойная инвеститура: светская и духовная.
Историография
Данной темы касались: Арнаутова Юлия Евгеньевна-доктор исторических наук, главный научный сотрудник, зав.отделом исторической антропологии и истории повседневности Института всеобщей истории. Ее работа- «Инвеститура в церкви, идея, практика, значение // Средние века».2011г.
Лозинский Самуил Горациевич-российский и советский историк(26 августа 1874г.-26 июня 1945г.).Его работа, которая касается этой темы- «История папства».
Также данную тему затрагивал Бондаренко Ю.В-старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России. Его работа- «Церковь в политической истории Западной Европы в период борьбы за инвеституру.» 2016 г.
В данной работе рассматривается вопрос соотношения светской и духовной властей в Западной Европе, где основное внимание уделено периоду борьбы за инвеституру.
Арнаутова Ю.Е
Лозинский С.Г
Инвеститура - в Зап. Европе юридический акт передачи лена, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символическим обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, знамени, скипетра и т.п. символов власти.
Церковная инвеститура состояла в назначении на церковную должность и введении в сан.
(Исторический словарь,2000г.)
Инвеститура- в Зап. Европе юридический акт передачи лена, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символическим обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, знамени, скипетра и т.п. символов власти.
Церковная инвеститура состояла в назначении на церковную должность и введении в сан; она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей земельного владения и скипетра - символа светской власти.
(Исторический словарь,2000г.)
Церковная инвеститура сопровождалась двумя актами:
Церковная инвеститура сопровождалась двумя актами-вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей скипетра-символа светской власти.(Исторический словарь,2000 г.)
Прообразом посоха послужил античный пастуший посох, загнутый вверху, символизировал пастырские функции епископа, а кольцо - его духовное супружество с христ. Церковью, пожизненную связь с общиной диоцеза, руководство ею и ответственность за нее. По сложившейся в VII в. традиции они передавались новому епископу митрополитом в последней части чина рукоположения.
Однако ок. 900 г. в Германии новоизбранного епископа посохом, т. е. правовой акт передачи пастырских функций, который прежде осуществлял митрополит, переходит к королю. При этом произошло переосмысление символического значения передачи посоха: если посох, полученный от митрополита, означал пастырские функции епископа, императорская инвеститура предполагала передачу власти над еп-ством, при этом король произносил соответствующую формулу: «Прими Церковь». С 1039 г. германский король Генрих III стал проводить инвеституру епископов, вручая им посох и кольцо.
(Лит.: Арнаутова Ю.Е. Инвеститура в церкви, идея, практика, значение // Средние века».2011г.Вып 72.М.,201.С 22-59.)
Борьба за инвеституру
Римский папа Григорий VII Император Генрих IV
Сначала право церковной инвеституры принадлежало императором Римской империи, но усиление папства в середине IX века привело к тому, что церковь хотела отстоять свое право в назначении прелатов. Начался конфликт между папой Григорием VII и императором Генрихом IV,получивший название борьба за инвеституру.
Григорий хотел создать такую империю, где правление полностью возлагалась на папу, все свои положения он изложил в Диктате папы, по которому говорится, что папа обладает высшей юрисдикцией, и церковную власть стоит выше всего. Григорий хотел получить неограниченную власть в церковном правлении, поэтому решил оспорить право на инвеституру, что привело к столкновению между папой и императором.
И после опубликования декретов Латеранского собора между ними вспыхнула борьба. Ликвидировались церковные должности, полученные путем симонии, также папа на этом соборе запретил и светскую инвеституру.
Однако это все привело к не тем результатам: он не только не запугал Генриха и его епископов, а даже настроил их против притязаний папы.
Генрих со своими епископами в январе 1076 года в Вормсе созвали имперский собор, где германские епископы отказались принести присягу папе. Григорий все-таки отлучает Генриха и его сторонников от церкви. И в 1077 году, Генрих понимает, что из-за отлучения от цервки, он может потерять трон. Поэтому он с женой и ребенком едет к горной крепости, Каноссе, где он,замаливая свои грехи, получает прощение от папы. Он возвращается на трон, и это все оборачивается против папы. В итоге Григорий проигрывает эту борьбу.
(лит.: Енё Гергей «История папства»)
Папа Каликаст II германский король
Генрих V
Борьба между церковной и императорской властью еще продолжалась. Папа Пасхалий II в 1102 году отменяет на Латеранском соборе светскую инвеституру, позже он разработал условия разделения церковных должностей и церковных благ, принадлежавших королю. Пасхалию не удалось удержать вверх. Генрих подговорил своих епископов отказаться от инвеституры в пользу регалий в 1111 году на соборе в Сутри. Начался разлад, после которого Генрих V в 1117 году сместил Пасхалия II.
После этого Генрих V стал приступать к упорядочению отношений с папой, которым был Калликаст 2, с целью восстановления мира. И после длительных переговоров Калликаст II и Генрих V подписывают 23 сентября 1122 года Вормский конкордат, который отделил церковную инвеституру от светской.
Соглашение состояло из двух частей из императорской и папской грамот. Согласно этому соглашению император уступал право вручения перстня и посоха, то есть право возведения в церковное достоинство, в то время как вручение нового символа,скипетра,то есть утверждение канонически избранного епископа (аббата.) в ленном пользовании церковными землями, и в дальнейшем являлось прерогативой императора. В ответ на уступки императора, грамота папы предоставила императору не только право светской инвеституры с вручением скипетра, но и позволила проводить избрание епископа в присутствии императора (или его представителя).
(Лит.:Енё Гергей «История папства»)
Бондаренко в своей работе «Церковь в политической истории Западной Европы в период борьбы за инвеституру.» (2016 г.) отмечает, что в целом конкордат
в большей степени отражал интересы церкви, способствуя как усилению папского престола, так и положению германского епископата в отношениях с императором. Поражение германских императоров в борьбе за инвеституру ослабило их позиции и внутри страны и позволило еще более укрепить положение местных князей, что имело негативные последствия в контексте оценки так и не свершившегося процесса объединения этих земель в рассматриваемый период.
Заключение
После изучения данной темы, можно сделать следующие выводы, что после долгой борьбы за инвеституру между церковной и светской властью, которая оставила большой отпечаток в истории, папе и императору все-таки удалось прийти к соглашению.
Литература
Арнаутова Ю.Е. Инвеститура в церкви, идея, практика, значение // Средние века».2011г.Вып 72.М.,201.С 22-59.
Енё Гергей «История папства»
Лозинский С.Г. «История папства».
Бондаренко Ю.В. «Церковь в политической истории Западной Европы в период борьбы за инвеституру.» 2016 г.